Открытый урок «Подарок из Дымково» с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста
творческая работа учащихся по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Жигачева Яна Анатольевна

Открытый урок по Дымковской игрушке, с использованием мнемотехники, опыты с глиной, изготовление дымковской игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_podarok_iz_dymkovo.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86 Приморского района Санкт-Петербурга

Непосредственно образовательная деятельность

На тему: «Подарок из Дымково»

С использованием технологии: «Мнемотехника».

(для старшего дошкольного возраста)

                                                       Автор:

                                                                                             Жигачева Яна Анатольевна

                                                                                         Воспитатель ГБДОУ №86

                                                                                    Приморского района

Санкт-Петербург

2013

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, физическая культура, коммуникация, художественно-эстетическое развитие.

Задачи с интеграцией образовательных областей:

«Познание» - продолжение знакомства детей с изделиями народных промыслов, закрепление и углубление знаний о дымковской игрушке. Побуждение создавать  изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомство с ее цветовым строем и элементами композиции, разнообразием элементов.

«Социализация» - продолжить развивать навыки взаимодействия детей друг с другом, учить выполнять совместные  действия, воспитывать умение слушать педагога и друг друга.

«Физическая культура» -  предупреждать  утомляемость воспитанников , удовлетворять потребность детского  организма в двигательной активности, развивать мелкую моторику рук, закреплять умение координировать речь с движениями.

«Коммуникация» - продолжать работу по активизации словарного запаса детей, познакомить с новыми словами: «Окунать», «Пластичный», «Податливая».

«Художественно-эстетическое развитие» - совершенствование умения передавать в рисунках образы дымковской игрушки. Привлечение внимания детей к отличиям от других росписей: гжельской, хохломской.

Материалы и оборудование:  Иллюстрационный материал, мнемотаблица;  глина (влажная и сухая), молоко, мел, песок, стакан воды,  Дымковские игрушки, заготовки из фанеры «Конь» для раскрашивания, кисти, гуашь, ватные палочки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, загадки  и стихи о дымковской росписи, беседа об истории создания дымковской игрушки.

Стук в дверь, вносят яркую красивую коробку.

Воспитатель:  Дети как вы думаете, что это???

Дети предполагают свои версии…

Воспитатель: А посмотрите внимательно на коробку, видите узоры? На какую роспись похоже?

Дети: Дымковская роспись.

Воспитатель: Правильно! А как вы поняли, что это именно дымковская роспись? Чем она отличается от других?

Дети отвечают.

Воспитатель: Молодцы!  Но что же там внутри? О, записочка….Да тут загадка!

 Он себя, хоть не летает

Важной птицею считает,

Но красавцу все вокруг

Говорят, что он…. (индюк)

(Открываем коробку, а там дымковские игрушки)

Воспитатель:  Издавна славится наша Родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретится чудо мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центром народных промыслов. И вот мастера из Дымково прислали нашему садику такой подарок!

(Показываю игрушки)
                                                                                                      Дымковский индюк хорош!
                                                                                                      Лучше в мире не найдешь!
                                                                                                      Красный, синий, золотой -
                                                                                                      Вот такой весь расписной!
                                                                                                                            Дымковская барышня
                                                                                                                            Ходит не спеша.
                                                                                                                            Ею все любуются -
                                                                                                                            Ах, как хороша!
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы.
                      (В.Фофанов)
      Ласково и нежно в народе называют эту игрушку - Дымка. Откуда же такое удивительное название??? Сейчас мы с вами выясним!

(На столе  полуфабрикаты игрушек, кусочки влажной глины,  сухая глина, мел,  молоко, вода в прозрачном стакане, песок, также для того чтобы сбить детей с толку, стоит в стакане чай, цветная вода, кефир)

Воспитатель - для того, чтобы слепить игрушку, готовили глину. Ребята, кто мне может показать из чего?
Один ребенок показывает на стаканы с глиной, песком и водой.
Воспитатель - Потом лепили игрушки, кто и как?
Дети - Женщины зимой и по частям.
Воспитатель - С готовой игрушкой как поступали?
 Дети - Сушили, а потом обжигали в печи.
 Воспитатель - А из печей шел дым, поэтому село назвали как?
Дети - Дымково.
 Воспитатель - Игрушка была какого цвета?
Дети - Красно-коричневая.
 Воспитатель - А чтобы она стала белой, что делали?
 Дети - Окунали в раствор молока и мела
    (Повтор слова "окунали")
Воспитатель - Затем снова сушили, а потом украшали, расписывали. На белый цвет хорошо ложились краски. Игрушки снова сушились.
       А чтобы игрушки блестели, их...
 Дети - Покрывали белком и снова сушили.
 Воспитатель - Игрушка готова. Она получилась сказочная, веселая.
       Как вы думаете, ребята, легко изготовить дымковскую игрушку?
Дети - Трудно и долго.
Воспитатель - Значит как нужно обращаться с игрушками?
Дети - Бережно

 Воспитатель - Ребята, мастера- умельцы приготовили нам глину, чтобы мы лучше с ней познакомились.
       Как узнать, тяжелая глина или легкая?
/проводим опыт - один ребенок опускает комочек глины в стакан с водой/
Дети делают вывод: глина тяжелая, так как тонет в воде. - Твердая или мягкая глина?

Исследуют комочек влажной глины.
Вывод: влажная, сырая глина -  мягкая, пластичная, податливая.
/повтор слов «пластичная, податливая»/
Исследуют кусочек сухой глины. Вывод: сухая глина - твердая.
- Хрупкая или прочная глина?
/Опыт: ломают кусочек сухой глины  руками/
Вывод: глина хрупкая.
Вывод: Как нужно обращаться с глиняными игрушками? Почему?
(Бережно, они хрупкие, могут сломаться).
/Дети вытирают руки/


Воспитатель
 – а теперь давайте немного разомнемся!

Физкультминутка

Кони гуляют гурьбой на лугу.                               Дети шагают на месте,

Я всех коней перечислить могу:                           высоко поднимая колени

Черный как уголь, белый как снег,                      загибают пальцы по очереди

Рыжий как пламя, красивее всех.

Серый, весь в яблоках, с гривой седой,

Конь шоколадный, совсем молодой.

Кони пасутся у речки гурьбой,                               Дети шагают на месте,

Их посчитаем еще раз с тобой: :                           высоко поднимая колени

Черный как уголь, белый как снег, ,                      загибают пальцы по очереди

Рыжий как пламя, красивее всех.

Серый, весь в яблоках, с гривой седой,

Конь шоколадный, совсем молодой.

Воспитатель приглашает детей сесть за  столы,  на столах заготовки лошадок, раскрашенные в белый цвет. Также краски, кисточки, ватные палочки.
Воспитатель - Ребята, у нас на столе лежать такие маленькие лошадки,  теперь давайте попробуем их превратить в настоящие дымковские игрушки, а потом  подарим нашим малышам из ясельной группы, чтобы они тоже узнали немного о Дымке.  

Узоры очень простые: это прямые  и волнистые линии, кружочки и овалы, горошины и точки.

(Дети раскрашивают лошадок, а потом идем в гости к малышам из ясельной группы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МНЕМОТЕХНИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПОД НОВЫЙ ГОД»

Закрепить сюжетный способ запоминания зрительной информации. Упражнять в составлении связного рассказа. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаге в клетку, выполняя графический диктант. ...

КВЕСТ «УРОКИ ЭТИКЕТА ОТ ФЕИ ВЕЖЛИВОСТИ» СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В домике Белоснежки и семи гномиков случилась беда: злая волшебница заколдовала всех ее жителей. Все они перессорились, забыли о вежливости, доброте, хороших поступках и этикете. Задан...

Консультация "Развитие речи с использованием мнемотехники у детей старшего дошкольного возраста" (11.2021)

Детям с нарушением речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого речевого высказывания....

Занятие по развитию речи с элементами сторителлинга и мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста. "Тайна волшебной картины"

quot;Тайна волшебной картины" Занятие по развитию речи с элементами сторителлинга и мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста. Дети вместе с воспитателем рассматривают картину В. М. В...

Использование мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....