Открытый урок «Подарок из Дымково» с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста
творческая работа учащихся по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Жигачева Яна Анатольевна

Открытый урок по Дымковской игрушке, с использованием мнемотехники, опыты с глиной, изготовление дымковской игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_podarok_iz_dymkovo.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86 Приморского района Санкт-Петербурга

Непосредственно образовательная деятельность

На тему: «Подарок из Дымково»

С использованием технологии: «Мнемотехника».

(для старшего дошкольного возраста)

                                                       Автор:

                                                                                             Жигачева Яна Анатольевна

                                                                                         Воспитатель ГБДОУ №86

                                                                                    Приморского района

Санкт-Петербург

2013

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, физическая культура, коммуникация, художественно-эстетическое развитие.

Задачи с интеграцией образовательных областей:

«Познание» - продолжение знакомства детей с изделиями народных промыслов, закрепление и углубление знаний о дымковской игрушке. Побуждение создавать  изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомство с ее цветовым строем и элементами композиции, разнообразием элементов.

«Социализация» - продолжить развивать навыки взаимодействия детей друг с другом, учить выполнять совместные  действия, воспитывать умение слушать педагога и друг друга.

«Физическая культура» -  предупреждать  утомляемость воспитанников , удовлетворять потребность детского  организма в двигательной активности, развивать мелкую моторику рук, закреплять умение координировать речь с движениями.

«Коммуникация» - продолжать работу по активизации словарного запаса детей, познакомить с новыми словами: «Окунать», «Пластичный», «Податливая».

«Художественно-эстетическое развитие» - совершенствование умения передавать в рисунках образы дымковской игрушки. Привлечение внимания детей к отличиям от других росписей: гжельской, хохломской.

Материалы и оборудование:  Иллюстрационный материал, мнемотаблица;  глина (влажная и сухая), молоко, мел, песок, стакан воды,  Дымковские игрушки, заготовки из фанеры «Конь» для раскрашивания, кисти, гуашь, ватные палочки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, загадки  и стихи о дымковской росписи, беседа об истории создания дымковской игрушки.

Стук в дверь, вносят яркую красивую коробку.

Воспитатель:  Дети как вы думаете, что это???

Дети предполагают свои версии…

Воспитатель: А посмотрите внимательно на коробку, видите узоры? На какую роспись похоже?

Дети: Дымковская роспись.

Воспитатель: Правильно! А как вы поняли, что это именно дымковская роспись? Чем она отличается от других?

Дети отвечают.

Воспитатель: Молодцы!  Но что же там внутри? О, записочка….Да тут загадка!

 Он себя, хоть не летает

Важной птицею считает,

Но красавцу все вокруг

Говорят, что он…. (индюк)

(Открываем коробку, а там дымковские игрушки)

Воспитатель:  Издавна славится наша Родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретится чудо мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центром народных промыслов. И вот мастера из Дымково прислали нашему садику такой подарок!

(Показываю игрушки)
                                                                                                      Дымковский индюк хорош!
                                                                                                      Лучше в мире не найдешь!
                                                                                                      Красный, синий, золотой -
                                                                                                      Вот такой весь расписной!
                                                                                                                            Дымковская барышня
                                                                                                                            Ходит не спеша.
                                                                                                                            Ею все любуются -
                                                                                                                            Ах, как хороша!
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы.
                      (В.Фофанов)
      Ласково и нежно в народе называют эту игрушку - Дымка. Откуда же такое удивительное название??? Сейчас мы с вами выясним!

(На столе  полуфабрикаты игрушек, кусочки влажной глины,  сухая глина, мел,  молоко, вода в прозрачном стакане, песок, также для того чтобы сбить детей с толку, стоит в стакане чай, цветная вода, кефир)

Воспитатель - для того, чтобы слепить игрушку, готовили глину. Ребята, кто мне может показать из чего?
Один ребенок показывает на стаканы с глиной, песком и водой.
Воспитатель - Потом лепили игрушки, кто и как?
Дети - Женщины зимой и по частям.
Воспитатель - С готовой игрушкой как поступали?
 Дети - Сушили, а потом обжигали в печи.
 Воспитатель - А из печей шел дым, поэтому село назвали как?
Дети - Дымково.
 Воспитатель - Игрушка была какого цвета?
Дети - Красно-коричневая.
 Воспитатель - А чтобы она стала белой, что делали?
 Дети - Окунали в раствор молока и мела
    (Повтор слова "окунали")
Воспитатель - Затем снова сушили, а потом украшали, расписывали. На белый цвет хорошо ложились краски. Игрушки снова сушились.
       А чтобы игрушки блестели, их...
 Дети - Покрывали белком и снова сушили.
 Воспитатель - Игрушка готова. Она получилась сказочная, веселая.
       Как вы думаете, ребята, легко изготовить дымковскую игрушку?
Дети - Трудно и долго.
Воспитатель - Значит как нужно обращаться с игрушками?
Дети - Бережно

 Воспитатель - Ребята, мастера- умельцы приготовили нам глину, чтобы мы лучше с ней познакомились.
       Как узнать, тяжелая глина или легкая?
/проводим опыт - один ребенок опускает комочек глины в стакан с водой/
Дети делают вывод: глина тяжелая, так как тонет в воде. - Твердая или мягкая глина?

Исследуют комочек влажной глины.
Вывод: влажная, сырая глина -  мягкая, пластичная, податливая.
/повтор слов «пластичная, податливая»/
Исследуют кусочек сухой глины. Вывод: сухая глина - твердая.
- Хрупкая или прочная глина?
/Опыт: ломают кусочек сухой глины  руками/
Вывод: глина хрупкая.
Вывод: Как нужно обращаться с глиняными игрушками? Почему?
(Бережно, они хрупкие, могут сломаться).
/Дети вытирают руки/


Воспитатель
 – а теперь давайте немного разомнемся!

Физкультминутка

Кони гуляют гурьбой на лугу.                               Дети шагают на месте,

Я всех коней перечислить могу:                           высоко поднимая колени

Черный как уголь, белый как снег,                      загибают пальцы по очереди

Рыжий как пламя, красивее всех.

Серый, весь в яблоках, с гривой седой,

Конь шоколадный, совсем молодой.

Кони пасутся у речки гурьбой,                               Дети шагают на месте,

Их посчитаем еще раз с тобой: :                           высоко поднимая колени

Черный как уголь, белый как снег, ,                      загибают пальцы по очереди

Рыжий как пламя, красивее всех.

Серый, весь в яблоках, с гривой седой,

Конь шоколадный, совсем молодой.

Воспитатель приглашает детей сесть за  столы,  на столах заготовки лошадок, раскрашенные в белый цвет. Также краски, кисточки, ватные палочки.
Воспитатель - Ребята, у нас на столе лежать такие маленькие лошадки,  теперь давайте попробуем их превратить в настоящие дымковские игрушки, а потом  подарим нашим малышам из ясельной группы, чтобы они тоже узнали немного о Дымке.  

Узоры очень простые: это прямые  и волнистые линии, кружочки и овалы, горошины и точки.

(Дети раскрашивают лошадок, а потом идем в гости к малышам из ясельной группы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МНЕМОТЕХНИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПОД НОВЫЙ ГОД»

Закрепить сюжетный способ запоминания зрительной информации. Упражнять в составлении связного рассказа. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаге в клетку, выполняя графический диктант. ...

КВЕСТ «УРОКИ ЭТИКЕТА ОТ ФЕИ ВЕЖЛИВОСТИ» СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В домике Белоснежки и семи гномиков случилась беда: злая волшебница заколдовала всех ее жителей. Все они перессорились, забыли о вежливости, доброте, хороших поступках и этикете. Задан...

Занятие по развитию речи с элементами сторителлинга и мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста. "Тайна волшебной картины"

quot;Тайна волшебной картины" Занятие по развитию речи с элементами сторителлинга и мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста. Дети вместе с воспитателем рассматривают картину В. М. В...

Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Оркестровые уроки. «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

ВведениеФедеральный государственный Стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач. Одна из них – воспитание высоконравственного, инициативного, авторитетного гражданина Росс...

Использование мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....