Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Оркестровые уроки. «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
презентация к уроку по музыке (старшая группа)

Лариса Геннадьевна Коваленко

Введение

Федеральный государственный Стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач. Одна из них – воспитание высоконравственного, инициативного, авторитетного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности.

Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. Это не удивительно, ведь принципиально изменилась жизнь, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

В последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь упрощения.

Ребёнок начинает принимать за музыку произведения  новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами. Ребёнка уже в раннем детстве программируют  на одностороннее, упрощённое стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обуславливает её высокую художественную ценность  и может тормозить развитие музыкальных способностей у детей. Эти ситуации можно избежать, если  первоначальное  музыкальное воспитание детей будет осуществляться с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на детских шумовых музыкальных инструментах.

О  роли  детских  музыкальных  инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось  в работах известных педагогов-музыкантов: Асафьева Б.В., Яворского Б.Л., Ветлугиной Н.А., Ремизовской Е. Р., Тютюнниковой  Т. Э. и  др. Одной  из  интересных  форм  творческой  работы  с  инструментами  стала система детского музыкального воспитания  Карла Орфа, которая  нашла  своё применение  в  музыкальной  педагогической  работе  с дошкольниками  Т.Э.Тютюнниковой.

Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда  (наряду с движениями, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют приобщать детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей.

Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребёнка.

Музыкальные способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом. Музыка познаётся ребёнком как источник положительных эмоций, который  расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

Проблемы

  • Использование игры  на  детских  элементарных  музыкальных  инструментах плодотворно  влияет  на  музыкальное  развитие  детей  дошкольного  возраста. Несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских музыкальных инструментов до сих пор остается  трудной  задачей. Такое положение объясняется отсутствием системного подхода в организации оркестров детских  музыкальных инструментов, необходимого репертуара, инструментов, недостаточной  готовности педагогов к работе в данной области;
  • Несоответствие материально – технической базы с теми требованиями, которые предъявляются руководителю оркестра. 

Планируемые результаты

  • Формирование уважительного отношения  к национальной культуре;
  • Активизация познавательной деятельности детей;
  • Развитие творческих способностей;
  • Повышение исполнительского уровня игры на музыкальных инструментах.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки.

Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними. В своей работе на музыкальных занятиях я использую игру на  музыкальных  шумовых инструментах, на которых с удовольствием играют дети.

Цель:

  • Развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей, метроритмического чувства, мелкой моторики рук, формирование элементарных навыков подыгрывания  на ударно – шумовых музыкальных инструментах.

В процессе игры на детских шумовых инструментах решаются следующие

Задачи:

  • Знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приёмами игры на них.
  • Формирование представлений о  выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты.
  • Пробуждение интереса к творческому  музицированию  и инструментальной  деятельности.

Занятия в шумовом оркестре рассчитаны на один год обучения для детей 6 - 7 лет и проводятся один раз в неделю со всеми детьми   подготовительной  группы.

Преимущества игры на детских музыкальных инструментах:

Игра способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание. Развивается мускулатура и мелкая моторика пальцев рук. Игра на шумовых музыкальных инструментах развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

 Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир  музыкальных звуков. У детей улучшается качество пения, музыкально – ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм. Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развивается его мышление, аналитические способности. В процессе игры на детских музыкальных инструментах формируется личность будущего музыканта и слушателя. 

В работе с детским шумовым оркестром используются следующие  формы  музыкальных занятий:

  • индивидуальная (на начальном этапе обучения игры на музыкальном

инструменте)

  • групповая (при игре на однородных инструментах)
  • коллективная (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра)

Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если звучание чередуется с разъяснениями педагога.

Методы обучения детей на шумовых инструментах:

  • словесный (рассказ, объяснение)
  • наглядный (показ приёмов игры педагогом или ребёнком)
  • стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми)
  • практический (повторение и закрепление приёмов на различных музыкальных  инструментах)

Принципы работы с шумовым оркестром.

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна быть организована

так, чтобы она удовлетворяла четырём важным условиям:

  • быть лёгкой для детей
  • быть интересной для них    
  • быть систематической формой обучения
  • быть групповой формой обучения 

 Обучение игре на детских шумовых инструментах.

Основная форма музыкальной деятельности в детском саду предусматривает не только слушание музыкальных произведений, доступных для восприятия детей, обучение пению, движениям в играх и плясках, но и обучение игре на детских шумовых инструментах. Почему же в музыкальной деятельности музыкальный руководитель уделяет большое внимание игре на шумовых инструментах?

Да потому что это:

  • расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников
  • способствует развитию музыкальной памяти, внимания
  • помогает преодолению излишней застенчивости, скованности
  • расширяет воспитание ребёнка

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя:

             - наличие воли

             - эмоциональности

             - сосредоточенности

             - развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

Обучаясь игре на детских шумовых инструментах, ребёнок открывает для себя  мир звуков, у них улучшается качество пения (они чище интонируют), качество музыкально – ритмических движений (дети чётче воспроизводят ритм).

Многим игра на шумовых  инструментах помогает передавать свои чувства,

 внутренний мир, обогащает музыкальные впечатления. Именно поэтому итогом обучения игре на шумовых инструментах является создание детского оркестра  в детском саду. Руководствуясь примерной основной программой  дошкольного  образования  «От рождения до школы»,  начиная со  второй младшей группы, следует несколько минут уделять знакомству детей с шумовыми инструментами, обучению игре на них, развитию музыкально – сенсорных способностей. Таким  видом музыкальной деятельности должны заниматься не от случая к случаю, а системно.

Как известно, в дошкольных учреждениях используются следующие виды

  оркестров:

  • шумовые (сюда входят и ударные инструменты)
  • ансамбли
  • смешанные

В состав детского шумового оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты. Это позволяет приобщить к музицированию  всех без исключения детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям. Дети с удовольствием играют на металлофонах и ксилофонах, ложках, различного рода трещётках, маракасах. При этом нужно соблюдать требования, предъявляемые к инструментам.

   Они должны:  

  • чисто звучать
  • иметь определённый тембр
  • быть доступными детям по своему размеру и весу
  • достаточно прочными  

Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение с шумовыми музыкальными инструментами. Если самые младшие пользуются в основном музыкальными игрушками, то дошкольники знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навык игры на них (колокольчики, барабан, погремушки, металлофон).

Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные  запросы, интересы, и привыкают действовать в коллективе согласованно. Чтобы организовать оркестр и уметь слаженно играть в нём, необходимо сначала научиться играть на музыкальных инструментах. В настоящее время существует два типа инструментов:

  • народные
  • инструменты симфонического оркестра, возникшие на основе народных

В обоих случаях есть несколько групп:

  • духовые
  • ударные
  • струнные

Работа по ознакомлению с инструментами и последующему обучению на них проводится последовательно и организованно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально – дидактических игр. В каждой группе должна быть создана предметно – развивающая среда, в которой находятся различные шумовые музыкальные инструменты, соответствующие возрасту детей. Систематическое применение в музыкальной деятельности музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к ним, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Чтобы ребёнок сосредоточился  именно на одном инструменте, знакомство ним нужно вводить постепенно. Нужно, чтобы ребёнок мог внимательно рассмотреть его, привыкнуть к обращению с ним, извлечению соответствующего звука, а также познакомиться с тембром звука, который

характерен данному инструменту.

Музыкальный репертуар для детских шумовых музыкальных инструментов должен отличаться художественным качеством и доступностью. Он составляется из произведений (или из отрывков)  классиков, современных композиторов и народной музыки  самых разнообразных по тематике и жанрам.

 Репертуар можно условно разделить:

  • на маленькие пьески  для первоначальных упражнений
  • попевки, песенки для индивидуальной работы
  • пьесы для коллективного исполнения.

Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания  различных инструментов, совершенствуются в выразительности

исполнения. Они с удовольствием слушают рассказы музыкального руководителя о происхождении того или иного инструмента, способах игры на нём. Затем в свободной самостоятельной деятельности воплощают свои умения и навыки. При помощи шумовых инструментов ребёнок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

  • Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента  к детским песенкам
  • Импровизация звуковых картин на заданную тему
  • Звуковая иллюстрация стихов
  • Сказки – шумелки.

Вывод

Таким образом, занятия в оркестре  дают позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, занятия приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой, Детям очень нравится исполнять те же самые произведения, которые они слушают  на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному произведению. Большое удовольствие доставляют им публичные выступления перед  другими детьми детского сада, перед  родителями на праздниках и развлечениях, на  открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У  детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю.

Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребёнка можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить его основы.

Литература

Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова» - Минск, 1991г.

Зимина А.Н. «Мы играем, сочиняем!» - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.

Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» - Москва, Просвещение, 1990г.

Симукова В. «А вы ноктюрн сыграть смогли бы?» - Музыкальный руководитель” №3, 2005г.

Тютюнникова Т. Э. «Весёлая шарманка» шумовой оркестр для детей. – Москва

Тютюнникова Т. «Уроки музыки. Система Карла Орфа» - Москва, АСТ, 2000г.

Тютюнникова Т. «Шумовой оркестр снаружи и изнутри» - Музыкальная палитра” №6, 2006г.

 Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом!» Сто секретов музыки для детей. Выпуск №1 игры звуками.  Санкт-Петербург 2003 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon shumovoy_orkestr_v_dou.ppt2.72 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РМО музыкальных руководителей Вольск, 2022 Подготовила: Коваленко Лариса Геннадьевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 51 р. п. Сенной»

Слайд 2

Художественно-эстетическое развитие по ФГОС предполагает : развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства (словесного, изобразительного, музыкального), мира природы; формирования элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Слайд 3

Интегративное качество личности ребенка – музыкальная культура формируется на основе: эмоциональной отзывчивости на высоко-художественные произведения музыкального искусства; образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности; развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания — эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале.

Слайд 4

Виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность, музыкально-игровая деятельность Игра на детских музыкальных инструментах приобщает детей к совместной, коллективной деятельности со сверстниками - элементарному музицированию.

Слайд 5

Задачи музыкального воспитания дошкольников: накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры; развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке); вызывать и поддерживать интерес к музыке; развивать музыкальные способности и исполнительские возможности детей; формировать навыки и умения игры на детских музыкальных инструментах.

Слайд 6

Классик отечественного музыкознания, ученый – музыковед, педагог Борис Владимирович Асафьев: «Активное действование с музыкой, ее воспроизведение ведет к обогащению …жизненного опыта и знания о мире через слух, восприятию изнутри материала, которым оперирует музыка» . Русский и советский музыковед, педагог, композитор, музыкальный деятель Болеслав Леопольдович Яворский «элементарное» музицирование способствует развитию творческих способностей ребенка, активизирует его мышление. Через звуки дети получают возможность для самовыражения.»

Слайд 7

Австрийский композитор и педагог Карл Орф «Для успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребёнка должен быть инструмент» Создатель специального комплекта инструментов, для музыкального воспитания детей, называемый “Орфофский набор”. Инструментарий - ключ для подхода к элементарному музыкальному музицированию с группами детей , независимо от их дарований.

Слайд 8

Цель. Знакомство детей с шумовыми музыкальными инструментами и способами игры на них. Развитие сотрудничества в группе, умения чувствовать партнёра. Создание условий для самостоятельных музыкальных импровизаций детей. Игровое обучение совместному исполнительству.

Слайд 9

Задачи. создать атмосферу комфорта, творческого исследования звуковых возможностей каждого из инструментов ; дать возможность свободно импровизировать на шумовых инструментах. развивать способности детей к организованной работе в ансамбле под управлением дирижёра. развивать творческое воображение и слуховую фантазию.

Слайд 10

Они находя Развивающая среда Детские музыкальные инструменты: со звуком неопределённой высоты (погремушки, бубны, барабаны, маракасы, тарелки, румбы, треугольники, кастаньеты, трещотки, деревянные палочки); с диатоническим и хроматическим звукорядом ударные (металлофон, ксилофон). • озвученные музыкальные игрушки ( музыкальная книжка, молоточек, органчики, музыкальная шкатулка, музыкальные волчки, музыкальные колокольчики)

Слайд 11

Использование музыкальных инструментов в возрастной группе - младший дошкольный возраст: Игрушки-инструменты со звуком неопределённой высоты: бубен, барабан (с кожаной основой), погремушки, колокольчики; Игрушки-инструменты с фиксированным звуком – органчики, шарманки; деревянные палочки, деревянные ложки; Треугольник, металлофон (во второй половине средней группы).

Слайд 12

Использование музыкальных инструментов в возрастной группе: Старший дошкольный возраст: треугольник, трещотка, бубны, румба, маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны и др.

Слайд 13

Этапы обучения игре в шумовом оркестре: «Молчим — слушаем — играем» 2. «Медленно — быстро» 3. «Молчим, слушаем — медленно — быстро»

Слайд 14

Игра по подгруппам 5. Работа над ритмическими рисунками

Слайд 15

Дайте детям в руки инструменты – пусть побудут музыкантами!

Слайд 16

Самодельные шумовые инструменты

Слайд 17

Шумовой оркестр

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей старшего возраста через обучение игре на детских музыкальных инструментах».

Пособие отражает практический опыт музыкального руководителя в условиях обновления содержания музыкального воспитания. Представленный материал включает в себя перспективно-тематический план развивающм...

"Ёжик и его друзья". Музыкальное занятие для детей среднего возраста по обучению игре на детских музыкальных инструментах

Дети по слуху определяют инструменты с которыми познакомились ранее, по ритмическому рисунку узнают попевки, играют на детских шумовых инструментах в оркестре....

Перспективный план по развитию элементарного музицирования и обучению игре на детских музыкальных инструментах (старший возраст 5-6 лет)

СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬВиды музыкально-творческойдеятельностиПрограммный репертуарЗадачи воспитанияСредства воплощения1. Музыкальные занятия1. Слушание музыки    «Кукушка» Л. Дакен...

Проект "Обучение игре на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста"

Активизация детского творческого потенциала посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах....

Статья: «Использование игры на шумовых инструментах как средства развития музыкальности у детей дошкольного возраста»

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования в содержание музыкальной деятельности кроме слушания, пения, музыкально – ритмических движений...