Перспективный план по развитию элементарного музицирования и обучению игре на детских музыкальных инструментах (старший возраст 5-6 лет)
методическая разработка (старшая группа) по теме

Дворянинова Ирина Павловна

СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ

Виды музыкально-творческой

деятельности

Программный репертуар

Задачи воспитания

Средства воплощения

1. Музыкальные занятия

1. Слушание музыки

    «Кукушка» Л. Дакен

 

 

 

2. «Дождик» А. Холминов

(игра на детских музыкальных инструментах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. «Лошадка» А. Лепин

(игра на музыкальных инструментах)

 

 

 

 

 

 

 

М.Д.И. «Скворцы и вороны»

Е. Тиличеева

Понимать изобразительную музыку, о ком рассказывает музыка. Прислушиваться к звучанию «клавесина». Услышать зов кукушки.

Пьеса предлагается в начале года для закрепления равномерного ритма. Явное различие в регистрах первого и второго периодов, легко воспринимаемое детьми, позволяет первые 8 тактов поручить палочкам и деревянным коробочкам (четверти), а следующие 8 – треугольникам и колокольчикам (восьмые). 5 тактов последнего периода играть в той же оркестровке, которая давалась в первом, а последние три такта – всем составом.

Исполняется тремя подгруппами детей. Первая на деревянных палочках и коробочках (кубиках) воспроизводят равномерный ритм (восьмыми). Вторая – играет мелодию на ксилофонах, третья – выделяет сильную долю такта на треугольниках.

Формировать звуковысотное восприятие.

Иллюстрация музыкального инструмента «клавесин»

 

 

 

Колокольчики, деревянные коробочки, палочки, треугольники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деревянные палочки, кубики (коробочки), треугольники, ксилофоны

 

 

 

 

 

 

 

    Треугольник

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_avtorskiy_starsh.gr_.doc83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Перспективный план по развитию элементарного музицирования и

обучению игре на детских музыкальных инструментах (старший возраст 5-6 лет)

СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ

Виды музыкально-творческой

деятельности

Программный репертуар

Задачи воспитания

Средства воплощения

1. Музыкальные занятия

1. Слушание музыки

    «Кукушка» Л. Дакен

2. «Дождик» А. Холминов

(игра на детских музыкальных инструментах)

3. «Лошадка» А. Лепин

(игра на музыкальных инструментах)

М.Д.И. «Скворцы и вороны»

Е. Тиличеева

Понимать изобразительную музыку, о ком рассказывает музыка. Прислушиваться к звучанию «клавесина». Услышать зов кукушки.

Пьеса предлагается в начале года для закрепления равномерного ритма. Явное различие в регистрах первого и второго периодов, легко воспринимаемое детьми, позволяет первые 8 тактов поручить палочкам и деревянным коробочкам (четверти), а следующие 8 – треугольникам и колокольчикам (восьмые). 5 тактов последнего периода играть в той же оркестровке, которая давалась в первом, а последние три такта – всем составом.

Исполняется тремя подгруппами детей. Первая на деревянных палочках и коробочках (кубиках) воспроизводят равномерный ритм (восьмыми). Вторая – играет мелодию на ксилофонах, третья – выделяет сильную долю такта на треугольниках.

Формировать звуковысотное восприятие.

Иллюстрация музыкального инструмента «клавесин»

Колокольчики, деревянные коробочки, палочки, треугольники

Деревянные палочки, кубики (коробочки), треугольники, ксилофоны

    Треугольник

2. Импровизация на Д.М.И.

«Игра в обезьянки», «Дождик»,

«Ритмическое эхо», «Труба»

Е. Тиличеева

    Речевая игра

«Еду, еду» (рус.нар. потешка)

    Сюжетная игра

«Считалочка» А. Зимина,

Т. Ломова

М.Д.И. «Матрешки пляшут»,

«Лесенка» Е. Тиличеева

Закреплять исполнение на металлофоне ритмических рисунков на одном звуке. Напомнить правильные приемы звукоизвлечения. Учить детей играть на двух пластинках (та-ра-ра).

Педагог и дети проговаривают слова, одновременно исполняя ритмический рисунок на деревянных палочках.

Последние слова «и в яму…бух» произносить приемом глиссандо, сверху вниз. Скользящий переход от звука к звуку.

Омузыкаливание сюжетного рассказа. Прослушать музыкальные фрагменты и подобрать музыкальные инструменты.

Формировать ритмическое восприятие. Передать ритмический рисунок, заданный педагогом. Обучение игре на металлофоне, движение мелодии вверх и вниз.

    Металлофон

    Деревянные палочки

    Металлофон

    Металлофон, бубен, коробочки с сыпучим веществом.

    Матрешки

    Металлофон

3. Игра на Д.И.И. на праздниках и развлечениях

1. Развлечение

    Драматизация рус.нар. сказки «Репка»

2. Осенние посиделки (по замыслу педагога) на народном фольклоре

3. Разыгрывание сценки «Овощи на грядке», «Зайкин огород»

Выбрать участников (героев) сказки и оркестрантов. Озвучивание выходов персонажей.

Создать радостную атмосферу. Активное участие детей в праздниках и развлечениях.

Развивать умение инсценировать сценки, выразительно общаться диалогом, используя жесты, мимику, музыкальные инструменты.

    Барабан, шуршунчики, металлофон, кастаньеты и др.

    Необходимые атрибуты и инструменты

НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ

Виды музыкально-творческой

деятельности

Программный репертуар

Задачи воспитания

Средства воплощения

1. Музыкальные занятия

1. Слушание «Шествие солдатиков» В. Гаврилин (игра на Д.М.И.)

2. «Марш» С. Прокофьев

3. «Шутка» И. Бах

4. М.Д.И. «Узнай, какой инструмент звучит?»

5. Игра «Раз-два!»

Г. Анисимова (сборник «100 игр для развития дошкольников»)

6. М. Шмидц «Марш гномиков» (игра на Д.М.И.)

Исполнение 1-ой части пьесы в ансамбле с музыкальным руководителем на фортепиано. Ребенок исполняет басовую партию двумя руками поочередно (равномерный ритмический остинантный блок (до1 – соль м).

Развивать способность воспринимать бодрый характер марша, энергичный четкий ритм. Передать равномерный ритм на деревянных палочках.

Исполнять произведение в оркестровке.

Развивать тембровое восприятие. Узнавать, играть в оркестре.

Развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков.

Исполняют две подгруппы детей. Первая – равномерный ритм на треугольниках и колокольчиках, вторая – мелодию на металлофонах (6 тактов).

    Фортепиано, игровое четырехручие

    Деревянные палочки, кубики

     Треугольник, бубен, палочки

    Музыкальные инструменты

    Бубны, погремушки, барабаны

    Треугольники, колокольчики, металлофоны

2. Импровизация на детских музыкальных инструментах

а) стихотворение А. Липецкого «Снежинка»

б) стихотворение И. Токмакова «Снег – снег»

в) музыкально-творческое задание «Поем, играем и танцуем» (Песня «Снегопад» слова Э. Фарджок)

г) сюжетная игра «День рождения» А. Зимина

Импровизируем и омузыкаливаем стихи.

Предложить детям двум – трем аккомпанировать на музыкальных инструментах. При повторном исполнении предложить девочкам танцевать во время песни., подобрав подходящие движения.

Озвучивание сюжетного рассказа. Развивать творческую инициативу.Подобрать музыкальные, шумовые инструменты к данному образу.

    Металлофон, целлофан или небольшие мешочки с крахмалом

    Рубель, расческа

    Колокольчик, треугольник

    Колокольчики, кубики, деревянные ложки, орешки, металлофон, погремушки и др.

3. Игра на Д.М.И. на праздниках и развлечениях

Развлечение «Музыкальный конкурс» (по замыслу педагога.

Развлечение «Мы любим музыку» (сборник «Прощание с детским садом»).

Новогодний праздник (по замыслу педагога).

Развивать творческую инициативу. Поощрять желание детей к игре на музыкальных и шумовых инструментах.

Доставить радость. Принять активное участие детей, родителей в развлечениях и праздниках. Привлечь и заинтересовать к игре на детских музыкальных инструментах.

Музыкальные инструменты

ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ

Виды музыкально-творческой

деятельности

Программный репертуар

Задачи воспитания

Средства воплощения

1. Музыкальные занятия

1. Слушание

«Когда я был маленьким»

А. Александров

2. Пьеса М. Варцлау «Маленький паровозик»

3. М.Д.И. «Научи матрешек танцевать» Н. Михайлова,

«Ритмические кубики»

Н. Комиссарова

4. Игра на металлофоне

«Смелый пилот», «Небо синее» Е. Тиличеева, Н. Ветлугина

5. Пьеса Р. Шуман «Смелый наездник» (игра на Д.М.И.)

6. Песня «Голубые санки»

М. Иорданский

Слушание музыкальной пьесы. Совместная игра ребенка и взрослого в четыре руки. Педагог исполняет партию верхнего голоса, ребенок двумя руками – аккомпанемент, который должен звучать легко и отчетливо.

Слушание музыкальной пьесы. Самостоятельный подбор детьми ударных инструментов определяется музыкальным образом пьесы в целом и ее частей. В крайних частях – воспроизведение равномерной метрической пульсации, в средней (с 9 по 16 т.т.) – ритмического рисунка.

Продолжать развивать чувство ритма.

Передавать ритмический рисунок, заданный педагогом.

Продолжать обучение игры на металлофоне. Воспроизводить на одном звуке ритмический рисунок попевок.

Передать ритмический рисунок попевки на деревянных палочках, барабане.

Пьеса исполняется ансамблем ударных инструментов или смешанным составом. Мелодия исполняется на металлофонах.

Исполнение песни веселого озорного характера. В заключении песни проигрыш, отметить игрой на металлофоне «глиссандо».

    Фортепиано, игровое четырехручие

    Инструменты по выбору детей

    Деревянные матрешки, кубики

    Металлофон

    Деревянные палочки, барабан

Ансамбль ударных инструментов, смешанный ансамбль (металлофоны, ксилофоны, ударные инструменты)

    Металлофон

2. Импровизация на Д.М.И.

1. Сюжетная игра «Дашенькин сон» А. Зимина

2. Музыкально-творческие задания «По какому предмету стучу?» (сборник «100 музыкальных игр для развития дошкольников»)

Г. Анисимова

3. Музыкально-творческие задания «Снежинки и ветер» (авторская разработка)

4. Шутим и играем

«Льдинки и снежинки»

«Полька» Н. Михалевской (обр. Т. Тютюнникова)

Развивать творческую инициативу. Активное участие в игре. Предложить самостоятельно подобрать музыкальные инструменты к созданию образа.

Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый слух.

Импровизируем и омузыкаливаем стихи. Предложить самостоятельно выбрать инструменты для импровизации.

Эта игра с фиксированными движениями

    Погремушки, колокольчики, бубны, кастаньеты

    Стол, ширма, стакан с горохом, деревянные палочки, треугольник

Музыкальные инструменты: металлофон, маракасы, шуршунчики, крышки посудные

    Снежинки, колокольчики

3. Игра на Д.М.И. на праздниках и развлечениях

а) Развлечение «Здравствуй, Зимушка – Зима» (по замыслу педагога)

б) Тематическое развлечение «День Защитников Отечества»

в) Развлечение «Масленица» (по замыслу педагога)

Тематическое развлечение с народными играми, хороводами, песнями, частушками, с использованием шумовых инструментов.

Активное участие детей в развлечении, использование торжественных песен, военных перестроений с использованием шумовых инструментов.

Продолжать знакомить детей с народным творчеством, традициями. Использование народных фольклорных песен, весенних закличек с подбором музыкальных и шумовых инструментов.

    Шумовые музыкальные инструменты

    Шумовые инструменты

    Трещотки, колокольчики, бубенцы

МАРТ-АПРЕЛЬ

Виды музыкально-творческой

деятельности

Программный репертуар

Задачи воспитания

Средства воплощения

1. Музыкальные занятия

1. Ж. Дандло «Игра в волан»

2. М.Д.И. «Повтори ритм

Г. Анисимова

3. Игровое упражнение «Цирковые артисты»

А. Зимина

4. Игра на металлофоне «Светит солнышко», «Василек»

5. А. Жилинский «Детская полька»

Развивать умение играть в ансамбле.

Ребенок играет во втором 8-тактовом периоде звук «до», поочередно правой и левой рукой восьмыми длительностями на слабые доли такта. Важно, чтобы он вступал вовремя.

Развивать ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.

Учить детей различать тембр звучания музыкальных инструментов. Соответственно звучанию инструмента ребенок показывает плоскостное изображение.

Совершенствовать игру на металлофоне по одному и в ансамбле. Развивать умение играть точно движение мелодии вниз.

Самостоятельно определять трехчастную форму пьесы и подобрать инструменты, соответствующие характеру ее музыкального образа. Воспроизвести равномерный ритм.

    Фортепиано, игровое четырехручие

    Ударные детские инструменты

    Бубен, маракас, погремушка – румба, плоскостные изображения лошади, медведя, собачки

    Металлофон

    Инструменты по выбору детей

2. Импровизация на Д.М.И.

1. Музыкально-театрализованная импровизация «Два кота» (англ. Детский фольклор)

(обр.Т.Тютюнникова)

2. Декламируем и играем

стихотворение «Веселые мыши»

Импровизировать и разыграть стихотворение. Действовать по тексту, отражая в жестах и действиях содержание стихотворения, аккомпанировать на шумовых инструментах, импровизируя и реагируя, как можно точнее на действия героев.

Декламировать стихотворение, сопровождая его игрой на инструментах. Осваивать правильную технику игры на металлофонах двумя палочками. Игра по пластинкам вверх произвольно.

    Треугольник, маракас, барабан, рубль, трещотка

    Металлофоны

3. Игра на Д.М.И. на праздниках и развлечениях

1. «Праздник для мам» (по замыслу педагога)

а) музыкально-творческое задание на празднике «Карандашная полька» (латышская полька)

б) стихотворение «Василек» (разработка Т. Тютюнниковой)

2. Весеннее развлечение «Тебе, Весна мы рады» или «Краснодарская весна» (по замыслу педагога

3. Юмористическое развлечение «Смех да веселье» (по замыслу педагога)

Принять активное участие родителям в празднике.

Игра на карандашах. Найти способ игры на карандашах, разный по звучанию. Игра в ансамбле группами по очереди в каждый из частей музыки.

Стихотворение про василек читает мама, затем приглашает детей у которых синие глазки. Предлагает сыграть в оркестре детскую песенку «Василек».

Активное участие детей в сценках, выступление фольклорного ансамбля народных песен.

Доставить детям радость, вызвать смех, эмоциональный отклик. Привлечь детей к выступлению, веселым играм, забавам, игре на детских музыкальных инструментах.

    Деревянные карандаши

    Металлофон, деревянные карандаши, бубны, колокольчики

    Музыкальные и шумовые инструменты

    Музыкальные инструменты по выбору детей

МАЙ

Виды музыкально-творческой деятельности

Программный репертуар

Задачи воспитания

Средства воплощения

1. Музыкальные занятия

1. Слушание «Марш деревянных солдатиков»

П. Чайковский

2. Игра в оркестре «Детская полька» А. Жилинский

3. Игровое упражнение «Бубны песенку поют» А. Зимина

4. Этюд «У ручейка» А. Зимина

5. Песня «Кукушка» (эст.нар. песня)

Дать детям представление о развитии образа в музыке. Самостоятельно выбрать ударные инструменты. Воспроизвести равномерный ритм не нарушая общего характера музыкального образа.

Повторение «Детской польки». Закрепить трехчастную форму пьесы и подобрать инструменты, соответствующие характеру ее музыкального образа. Воспроизвести равномерный ритм.

Учить детей различать и передавать ритмический рисунок знакомых песен и попевок: «Светит солнышко»,

«Василек», «Лесенка», «Смелый пилот», «Небо синее».

Озвучивание и омузыкалвание рассказа. Предварительное прослушивание музыки на музыкальных занятиях. Приобщать детей к игре на детских инструментах.

Услышать и воспроизвести на звуковысотных детских музыкальных инструментах «зов кукушки» (до2 – ля1).

    Деревянные палочки, кубики

    Инструменты по выбору детей

    Бубны, металлофон

    Музыкальные инструменты

    Металлофон

2. Импровизация на Д.М.И.

1. Стихотворение «Ежик и барабан» Г. Виеру, «Заботливое солнышко»(обр.Т.Тютюнникова)

2. Музыкально-творческое задание русская народная сказка «Курочка Ряба»

Текст проговаривать всем вместе. На конец строки дети по очереди импровизируют на самодельном барабане.

Озвучивание стихотворения о явлениях природы, небольшие паузы заполнить звуками.

Озвучивание русской народной сказки музыкальными инструментами или игрушками. Исполнение сказки проиграть любым способом (по выбору педагога). Развивать актерские, исполнительские способности.

    Барабан

    Деревянные ложки, металлофон, колокольчики, румба (фланеллеграф или кукольный театр или настольный и т.д.)

3. Игра на Д.М.И. на праздниках и развлечениях

а) развлечение «Играть, так играть» (по замыслу педагога)

б) развлечение «Весенний хоровод сказок» О. Власенко

в) тематический вечер «День Победы» («Военный марш» Г. Свиридова)

Развлечение с использованием М.Д. игр и музыкальных инструментов. Развивать желание, способность играть на Д.М. инструментах, импровизировать.

Сопровождать народные игры, песни, припевки шумовыми и музыкальными инструментами.

Выступление детей на празднике, отмечать сильную долю такта в марше.

    Музыкальные инструменты

    Музыкальные инструменты

    Барабаны, деревянные палочки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей старшего возраста через обучение игре на детских музыкальных инструментах».

Пособие отражает практический опыт музыкального руководителя в условиях обновления содержания музыкального воспитания. Представленный материал включает в себя перспективно-тематический план развивающм...

Перспективный план по развитию элементарного музицирования и обучению игре на детских музыкальных инструментах в младшей группе

Перспективный план по развитию элементарного музицирования иобучению игре на детских музыкальных инструментах в младшей группе СЕНТЯБРЬВиды музыкально-творческой деятельностиПрограммный репертуар...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬВИДЫРЕПЕРТУАРЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯСРЕДСТВАМУЗЫКАЛЬНО-  ВОСПИТАНИЯТВОРЧЕСКОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   1. Музыкальные1. СлушаниеПредложить детям узнать назв...

Перспективный план работы по развитию элементарного музицирования и обучению игре на детских музыкальных инструментах в средней группе

СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬВиды музыкально-творческой деятельностиПрограммный репертуарЗадачи воспитанияСредства воплощения1. Музыкальные занятия1. Слушание: Л. Дакен «Кукушка» (грамзапись)2. Песня Р. Леденев «Д...

Перспективный план "Обучение игре на детских музыкальных инструментах на музыкальных занятиях"

Цель. Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инстументах....

Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Оркестровые уроки. «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

ВведениеФедеральный государственный Стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач. Одна из них – воспитание высоконравственного, инициативного, авторитетного гражданина Росс...