«Развиваем мелкую моторику рук с помощью счетных палочек»
консультация

Мельникова Марина Михайловна

Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

     Система занятий по развитию мелкой моторики разнообразна: все ее компоненты должны сочетаться между собой, продолжать друг друга, дополнять один другой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx233.54 КБ

Предварительный просмотр:

•    Ловля (хлопком) мыльных пузырей в ладони.

•    Рисование в тактильной среде, например, в мокром песке, соли, рисе и пасте. Пасту можно изготовить путем добавления воды к кукурузному крахмалу до получения смеси, имеющей консистенцию зубной пасты. Вязкость подобных смесей обеспечивает «обратную связь» для мышечных рецепторов и суставов, тем самым способствуя формированию зрительно-моторного контроля.

•    Выбор мелких предметов, таких как колышки, бусы, монеты, из коробок с солью,

рисом и т.п. Это же упражнение можно попробовать выполнить с закрытыми глазами. Это помогает развить у ребенка сенсорный контроль над руками.  

Переход средней линии.  

На данном этапе у ребенка все еще происходит формирование ведущей руки. Следующие виды деятельности способствуют развитию навыка перехода средней линии у детей:  

•    Поощряйте ребенка к тому, чтобы он брал материалы обеими руками. Этот навык необходим для включения второй руки в работу, что позволит избежать смены рук при переходе средней линии.

•    Не удерживайте ребенка от использования левой руки в какой бы то ни было деятельности. Позвольте процессу формирования ведущей руки протекать естественным образом и предлагайте ребенку стимулы и занятия в районе средней линии, позволяя ему выбирать руку самостоятельно.

•    Начинайте вводить понятия «правый» и «левый» посредством спонтанных комментариев, например, «ударь по мячу правой ногой». Играйте в игры, предполагающие имитацию позы тела и движений.

•    При работе с красками и кисточками поощряйте ребенка к тому, чтобы он проводил непрерывные линии через весь лист бумаги, а также по диагонали.  

Обращайтесь

Центр развития и коррекции «Дом надежды»

Контакты:

Адрес: улица Цыплухина, д.2A 393250 Рассказово,

Телефон: +7(47531) 27-5-12

Телефон: +7(47531) 27-2-44

Факс: +7 475 31 27-5-02

Электронная почта: crkdomnadejd@yandex.ru

ЦРК «Дом надежды»

АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Центр развития и коррекции «Дом надежды»

C:\Users\спалкорп2\Desktop\encouraging-learner-creativity.jpg

«Развитие навыков мелкой моторики у детей с расстройствами аутистического спектра»

(Часть 1)

Подготовила:

Мельникова М.М.

 учитель - дефектолог

Рассказово,2021 г.

Упражнения на развитие моторных навыков с использованием манипулятивных предметов.

Для младенцев и детей дошкольного возраста полезными считаются такие виды деятельности, которые поддерживают развитие навыков мелкой моторики рук и пальцев. Ребенок должен развить силу и ловкость рук и пальцев прежде, чем ему необходимо будет манипулировать карандашом или ручкой. Занятия, направленные на развитие силы и ловкости рук, помогают избежать формирования неправильного захвата карандаша/ручки, что становится все более распространенным явлением, поскольку дети чаще и чаще начинают обучаться письму прежде, чем их руки становятся к этому готовы. Представленные ниже виды деятельности предполагают использование манипулятивных предметов, которые поддержат развитие навыков мелкой моторики у ребенка и помогут сформировать силу и ловкость в руках, необходимые для того, чтобы держать карандаш и ручку правильно.  

Виды деятельности для развития мелкой моторики.  

• Формирование шариков из пластилина: ладони рук обращены друг к другу, пальцы слегка согнуты по направлению к ладоням.

• Формирование маленьких шариков из пластилина (размером с горох), используя исключительно кончики пальцев.

• Использоваие колышков или зубочисток для оформления фигурок из пластилина.

• Разрезание пластилина при помощи пластикового ножа или круглого ножа для пиццы, удерживая инструмент в диагональном ладонном захвате.

• Разрывание газеты на ленты с последующим скатыванием их в шарики. Может использоваться для набивки чучел или иного художественного творчества.

•    Скомкивание одного листа газеты одной рукой. Это отличное упражнение для детей на формирование силы рук.

•  Использование спрея для полива растений при распылении воды на снег (можно смешать пищевой краситель с водой, чтобы снег окрашивался) или для «растапливания монстров» (нарисуйте монстров на бумаге маркерами или красками, под воздействием спрея цвет размоется).

• Поднятие предметов с использованием крупного пинцета. Это упражнение может быть адаптировано под интересы конкретного ребенка, например, для поднятия жевательных конфет, маленьких кубиков, хлопьев и т.п., а также в играх на счет.

•  Выброс кубика, путем смыкания ладоней рук, формируя пустое пространство

между ними.

•    Использование мелких отверток.

• Шнуровка и нанизывание различных предметов (кукурузные кольца, макароны и т.п.)

• Использование пипеток для забора цветной воды или смешивания цветов во время работы с краской на бумаге.

•  Скатывание маленьких шариков из тонкой бумаги, затем наклеивание их на плотный картон для формирования картинок или фигурок.

•  Переворачивание карточек, монет, шашек, пуговиц без переноса их к краю стола.

•    Создание изображений с использованием наклеек или самоклеящейся бумаги.

•   Игры с куклами-марионетками, используя большой, указательный и средний пальцы рук.  

Занятия с использованием ножниц.  

Если ребенок правильно держит ножницы, и они хорошо подходят к размеру его руки, разрезание бумаги тренирует именно те мышцы, которые необходимы для манипулирования карандашом при помощи захвата тремя пальцами рук. Правильное положение ножниц предполагает нахождение большого и среднего пальца в ручках ножниц, а указательного пальца на внешней стороне ручки для стабилизации, с безымянным пальцем и мизинцем, согнутыми по направлению к ладони.  

•    Разрезание рекламных буклетов и другой полиграфии.

•    Изготовление резного края плотной бумаги.

•    Разрезание ножницами пластилина.

•    Резка соломы или мелко нарезанной бумаги.  

Сенсорные виды деятельности.  

Следующие упражнения необходимы для развития мышечной силы и выносливости, а также для формирования у ребенка контроля над действиями рук.  

•    Ходьба «крабом».

 •    Игры с хлопками в ладоши (ладушки, громко/тихо и т.п.).

•    Поиграйте в боулинг, предложив ребенку сбить кегли (или бутылки из-под содовой) при помощи небольшого мяча.

•    Удары по надувному шарику среднего размера.

http://www.malyshzdorov.ru/wp-content/uploads/2018/02/motorika6.jpeg

Обращайтесь

Центр развития и коррекции «Дом надежды»

Контакты:

Адрес: улица Цыплухина, д.2A 393250 Рассказово,

Телефон: +7(47531) 27-5-12

Телефон: +7(47531) 27-2-44

Факс: +7 475 31 27-5-02

Электронная почта: crkdomnadejd@yandex.ru

ЦРК «Дом надежды»

АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Центр развития и коррекции «Дом надежды»

C:\Users\спалкорп2\Desktop\encouraging-learner-creativity.jpg

«Развитие навыков мелкой моторики у детей с расстройствами аутистического спектра»

(Часть 2)

Подготовила:

Мельникова М.М.

 учитель - дефектолог

Рассказово,2021 г.

Упражнения на разработку навыков письма.  

Существуют некоторые важнейшие предварительные навыки, необходимые для развития навыков письма, и их формирование начинается еще в младенческом возрасте. Следующие виды деятельности поддерживают и способствуют развитию мелкой моторики и визуально-моторному развитию.  

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/07f7/00022ad6-99e029db/hello_html_70ffbd74.gif

Устойчивость и равновесие тела.  

Суставы ребенка должны быть развитыми и устойчивыми для того, чтобы руки могли свободно концентрироваться на выполнении конкретных задачах мелкой моторики.  

•    Ходьба «крабом»

•    Отжимания от стены

•    Шведские стенки

 •    Кольца и дорожки из перекладин на детских площадках

•    Игры с пластилином  

Навыки мелкой моторики.

 Как только у ребенка формируется некоторая устойчивость в теле, в его руках и пальцах начинает развиваться ловкость, а также формируются различные виды захватов. Дети гораздо быстрее развивают навыки мелкой моторики, если они как можно больше работают с вертикальной или почти вертикальной поверхностью. В частности, запястья должны иметь хорошую растяжку (при сгибе назад в направлении руки).  

•    Прикрепите на стену большой лист бумаги для рисования. Попросите ребенка взять в руки большой маркер и попробуйте выполнить с ним следующие упражнения для развития визуально-моторных навыков:

 - начертите образец фигуры одним движением, не отрывая руки;

- попросите ребенка провести линию поверх вашей линии, слева направо, сверху вниз;

- обведите каждую фигуру как минимум 10 раз;

 - затем попросите ребенка нарисовать такую же фигуру рядом с образцом несколько раз.

•    Поиграйте в игру «Соединить по точкам». Убедитесь в том, что ребенок последовательно соединяет точки слева направо и сверху вниз.

•    Обводите трафареты. Рукой, не являющейся доминантной, ребенок удерживает трафарет и стабилизирует его положение по отношению к бумаге, а доминантной рукой давит на карандаш, подталкивая его вплотную к краю трафарета. •    Прикрепите большой кусок войлока к стене. Ребенок может использовать войлочные фигуры для рисования. Магнитные доски можно использовать таким же образом.

•    Позанимайтесь с ребенком у обычной доски, используя мел вместо маркера. Выполните действия, которые были предложены выше.

•    Рисование на мольберте. Некоторые из упражнений, описанных выше, могут выполняться с использованием мольберта.  

http://www.malyshzdorov.ru/wp-content/uploads/2018/02/motorika6.jpeg

Зрительно-моторный контроль.  

Зрительно-моторный контроль означает способность глаз работать вместе, отслеживая местоположение предметов и удерживая их в поле зрения, когда это необходимо.  

•    Направьте луч фонарика на потолок. Уложите ребенка на спину или на живот и попросите его визуально следить за движением света слева направо, сверху вниз и по диагонали.

•    Поиск скрытых изображений на рисунках.

•    Лабиринты (часто встречаются в детских журналах и книгах).  

Зрительно-моторная координация.

 Зрительно-моторная координация предполагает точность в действиях размещения, направления, а также в ощущении положения в пространстве.  

•    Забрасывание мячиков в кольцо на полу с постепенным увеличением расстояния.

•    Игры в бросок и ловлю мяча. Начните с большого мяча и постепенно переходите к более маленьким


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики"

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка...

Самообразование. "Развитие мелкой моторики с помощью счетных палочек"

laquo;Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В.А.Сухомлинс...

Развивать мелкую моторику можно с помощью аппликации.

Аппоикация в развитии мелкой моторики позволяет развивать умственную и речевую деятельность.......

Счетные палочки. Развиваем мелкую моторику рук и готовим детей к обучению грамоте и письму

Данная статья предназначена для воспитателей ДОУ. О развитии мелкой моторики рук и  речевого аппарата с помощью счетных палочек....

Консультация для родителей на тему:«Развиваем мелкую моторику рук с помощью подручных средств».

Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи....

«Развиваем мелкую моторику рук с помощью счетных палочек»

Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшени...