Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики"
консультация

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. 

Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «Здоровьесберегающие технологии».

Один из видов здоровьесберегающих технологии: физкультурно-оздоровительная технология!

 Физкультурно-оздоровительная технология включает в себя:  пальчиковую гимнастику,  гимнастику для глаз, утреннюю гимнастику, гимнастику пробуждения, динамические паузы, спортивные и подвижные игры, закаливание и т.д.

Пальчиковая гимнастика  рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Физкультурно-оздоровительная технология: пальчиковая гимнастика»

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка.  

Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «Здоровьесберегающие технологии».

Один из видов здоровьесберегающих технологии: физкультурно-оздоровительная технология!

 Физкультурно-оздоровительная технология включает в себя:  пальчиковую гимнастику,  гимнастику для глаз, утреннюю гимнастику, гимнастику пробуждения, динамические паузы, спортивные и подвижные игры, закаливание и т.д.

Пальчиковая гимнастика  рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным методам относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование различных предметов:https://www.maam.ru/upload/blogs/0729bfec7c5c5984a6163835ddac896f.jpg.jpg

  • массажных мячиков, 
  • платочков,
  • прищепок,
  • бигуди,
  • счетных палочек,
  • зубных щеток,
  • бус,
  • шишек, каштанов, грецких орехов,
  • резинок для волос,
  • карандашей и многие другие предметы.

Больше всего ребенок хочет двигаться, для него движение – способ познания мира.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

- развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

- развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Перекатывать шишку между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения. Также шишки можно сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочередно, воздействовать на кончики пальцев и ладошки постукиванием и вращательными движениями, прокатывание шишки от кончиков пальцев к запястью, локтю и обратно.

Аналогичные упражнения можно выполнять с грецкими орехами,  каштанами, косточками абрикоса или персика.

Рисование на песке и крупах очень нравится детям. На подносе ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки, выкладывают узоры из камней, при этом развивая мелкую моторикурук.http://happymama.ru/sites/default/files/melkaya-motorika.jpg

Крупы, косточки абрикоса, персика, вишни, семена гороха, фасоли, подсолнечника можно использовать для заполнения «сухого» бассейна. Небольшая глубокая миска заполняется промытой и просушенной крупой. Ребенок погружает руки как можно глубже, производя различные действия: «помешать» крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы.

Широкое распространение и успешное применение в  практике нашел метод Су-джок- терапии.  Использование тренажеров Су-джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений.

 Также для самомассажа подушечек пальцев и ладоней рук можно использовать игольчатые коврики или  аппликатор Кузнецова.  «Прижимающий» самомассаж подушечек пальцев с использованием «колючего» коврика или аппликатора.

Из массажной щетки для волос можно изготовить тренажер «ежик» - к складной щетке прикрепить эластичную ленту, обеспечивающую плотное прилегание к ладони ребенка. Надев тренажер на одну ладонь зубцами наружу, ребенок поглаживает, хлопает по второй ладони. Можно надеть «ежиков» на обе руки и похлопать в ладоши.

Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, прикрепляя прищепки к любым предметам – тарелки, картонки, картинки (добавление недостающих деталей, так и для проведения самомассажа подушечек пальцев.

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу. Бусы или четки, длинные бигуди, ребристые карандаши, зубная щетка, резинки для волос, платочки, шнурки и веревочки – все это можно использовать для развития мелкой моторики. Игры с нетрадиционным оборудованием можно рекомендовать родителям для работы дома.http://mirdoshkolnikov.ru/images/stories/knigi/vzaimosvyaz-razvitiya-melkoy-motoriki-ruk-ruk-i-rechi-rebenka-rannego-vozrasta.jpg

Игра с решеткой для раковины. Дети кладут решетку на колени или на стол, «Ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая «шаг» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.

Все игры должны сопровождаться стихотворениями – это основа, на которой формируется и совершенствуется речь ребенка, чувство ритма.

Предложенные игры, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память.

 Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладевать навыками письма. 

Играя с детьми в игры, обращайте внимание на точность выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. По ходу игры комментируйте, помогайте, подсказывайте и оценивайте действия ребенка для закрепления правильных действий.

Желаю вам приятных минут общения с ребенком!

https://img-fotki.yandex.ru/get/9557/155295907.bed/0_1763f5_aeb7265_XL.jpg

Воспитатель высшей квалификационной категории: Лобова Оксана Игоревна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики на занятиях тестопластики

Тесто-удивительно пластичный материал для лепки различных фигур композиций и т.д. Занимаясь лепкой, как правило, детям предлагают пластелин, но детям так же можно предложить и тесто. Овладение различ...

"РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ИГРАХ, В ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКЕ"

ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМА, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА...

Развитие мелкой моторики руки при помощи пальчиковых игр.

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой?...

Развитие мелкой моторики рук при помощи пальчиковых игр и упражнений

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усво...

Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики

Главными особенностями развития мелкой моторики является то, что период раннего детства и младшего дошкольного возраста (дети 2-4-го года жизни) является сенситивным периодом для ее развития, то, что ...