«Характерные поведенческие проявления аутистического дизонтогенеза в раннем и дошкольном возрасте»
консультация (средняя группа)

Вилесова Ульяна Сергеевна

Данный материал носит информационный характер. Может быть полезен для родителей, для коллег.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Характерные поведенческие проявления аутистического дизонтогенеза в раннем и дошкольном возрасте» 

Воспитатель МАОУ СОШ №26

ДО «Малинка»

Вилесова Ульяна Сергеевна

Балашиха

2021г

Аутизм и расстройства аутистического спектра являются одними из самых распространенных нарушений развития у детей. В настоящее время в нашей стране и за рубежом ведется активный поиск различных подходов - медикаментозных и в первую очередь психолого-педагогических, направленных на коррекцию аутистического дизонтогенеза, нормализацию психического развития такого ребенка. Коррекционно-развивающая работа с детьми c расстройством аутистического спектра достаточно сложна в силу специфики данного нарушения.

Это нарушение предполагает изменения во всех психических сферах - перцептивной, интеллектуальной, речевой, эмоциональной, волевой, поведенческой. Эти изменения будут наблюдаться в той или иной степени выраженности в любой возрастной группе страдающих расстройством аутистического спектра, хотя их выраженность может уменьшаться со временем. Но аутичный ребенок, подросток, взрослый всегда будет испытывать трудности в межчеловеческом общении и социальной адаптации, у него будет отсутствовать или трудно формироваться чувство эмпатии и синхронности в эмоциональных переживаниях с людьми (особенно со сверстниками).

Дети с аутизмом качественно иначе воспринимают все окружающее, испытывают невероятные трудности при необходимости взаимодействия с другими людьми. Они живут в особом мире, в котором все неизменно и который закрыт от всех. Все, что за пределами этого мира, вызывает у них непреодолимый страх и отвержение. Всякая попытка проникновения в этот мир вызывает сопротивление, а иногда и тяжелую декомпенсацию. Всегда имеется грубое искажение в формировании вербальных и невербальных форм общения. У некоторых из них, даже если имеется сочетание с умственной отсталостью, может быть своеобразная (чаще односторонняя) одаренность, например, к музыке, технике, математике, рисованию и др. Такой ребенок может иногда решать на абстрактном уровне сложные задачи, но будет беспомощным в социальном отношении.

Характерными чертами при расстройстве аутистического спектра в раннем и дошкольном возрасте являются: глубокие нарушения социального развития, проявляющиеся в трудностях взаимодействия с другими детьми и предметным миром; совершенно особые нарушения речевого развития (мутизм, эхолалии, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица и др.), сутью которых является нарушение возможности использовать речь в целях коммуникации.

Но первые признаки аутизма имеются уже в младенческом возрасте (за исключением атипичных форм). Характерной чертой психического развития при РДА(ранний детский аутизм) является противоречивость, неоднозначность его проявлений. Аутичный ребенок может проявить себя умственно отсталым и высокоинтеллектуальным, парциально одаренным (в области математики, музыки, шахмат), но при этом не имеющим простейших бытовых и социальных навыков; один и тот же ребенок в одних ситуациях оказывается неуклюжим, а в других демонстрирует незаурядную ловкость движений.

Для детей с аутистическим дизонтогенезом в раннем и дошкольном возрасте характерны следующие особенности:

– нарушение чувства самосохранения. Нарушение чувства самосохранения отмечается в большинстве случаев уже до года. Оно проявляется как в сверхосторожности, так и в отсутствии чувства опасности (бесстрашие в реально опасных ситуациях может сосуществовать со страхами вполне безобидных объектов);

 – нарушение аффективного взаимодействия с ближайшим окружением. Признаки нарушения аффективного контакта с людьми, и прежде всего с близкими, являются главным симптомом расстройства аутистического спектра и прослеживаются уже на самых ранних этапах аутистического дизонтогенеза;

– привязанность. Главное отличие от нормы состоит в том, что аутичный ребенок не использует положительных эмоциональных реакций для выражения привязанности к близкому человеку;

– коммуникативные нарушения проявляются в том, что у ребенка возникают сложности при выражении собственного эмоционального состояния в выражении просьбы;

– развитие мышления не менее своеобразно у аутичных детей. При конкретности, буквальности и фрагментарности в понимании окружающего они могут проявлять способность к символизации, одержимо выполнять сложные мыслительные операции;

– одержимость фантазиями. Аутистические фантазии могут быть следствием нарушения сферы влечений и интересов, навязчивыми страхами, а в некоторых случаях являются результатом осознания ребенком своей несостоятельности;

– трудности произвольной организации поведения становятся заметнее после 1 года и к 2–2,5 годам ребенка осознаются родителями уже в полной мере. Это может выражаться в следующих тенденциях:

  • отсутствие либо непостоянность отклика малыша на обращение к нему близких, на собственное имя;
  • характерно отсутствие прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорирование его указательного жеста и слова;
  • слабость подражания, чаще даже его отсутствие, иногда – очень длительная задержка в его формировании;
  • слишком большая зависимость ребенка от влияний окружающего психического поля;
  • сенсорная ранимость, которую аутичный ребенок уже в раннем возрасте обнаруживает по отношению к звуку, свету, запаху, прикосновению.

В итоге вместо форм активного взаимодействия с миром у аутичного ребенка преимущественно развиваются средства защиты от него. Поэтому ребенок вырабатывает особую избирательность в сенсорных контактах, фиксирует в быту множество неприятных, страшных моментов, стремится к стереотипным контактам со средой, потому что не способен активно и гибко приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.

– феномен тождества проявляется в стремлении к сохранению привычной обстановки, в противодействии любым изменениям в окружающей среде;

– наличие однообразных действий – моторных, речевых. Стереотипные манипуляции с избранным предметом, однообразие игр: пристрастие к одной тематике, к одной сюжетной линии, стереотипные интересы;

 – страхи, обусловленные нарушением привычной обстановки, трудностями адаптации к окружающему миру. Ребенок может потряхивать руками, скрипеть зубами, кружиться на месте, раскачиваться…;

 - особенности моторики во многом связаны со стремлением к стереотипным движениям и действиям. Общая моторика может быть хуже развита, чем мелкая. Некоторые дети лучше выполняют сложные движения, нежели более легкие.

При признаках аутистического развития особенно ярко может проявляться нарушение глазного контакта. Наиболее характерным является взгляд мимо лица или «сквозь» лицо взрослого. Сроки появления первой улыбки у большинства аутичных детей соответствуют норме. Однако она не столько адресуется человеку, сколько возникает в ответ на приятную ребенку сенсорную стимуляцию (тормошение, яркий орнамент на халате матери и т. д.).

Обобщая вышесказанное, делаю вывод, что РАС предполагает изменения во всех психических сферах - перцептивной, интеллектуальной, речевой, эмоциональной, волевой, поведенческой. Основные признаки РАС в раннем и дошкольном возрасте — это глубокие нарушения социального развития, стереотипность в поведении, речевые нарушения, сутью которых является нарушение возможности использовать речь в целях коммуникации; повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам. Развитие ребенка с РАС может быть разным - от неговорящего дезадаптированного ребенка с низким уровнем интеллекта до избирательно одаренного с интересами к отвлеченным областям знаний и «взрослой» речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проявление морального поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Сегодняшняя реальность, к сожалению, такова, что родители не отдают должного внимания воспитанию нравственности своих детей. Они всё больше и как можно раньше хотят научить своих чад читать, писать, т...

Причины, механизмы и проявления нарушений фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Статья по логопедии содержит материал о причинах, механизмах и проявлении нарушения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи....

Проявление особенностей типов темперамента у детей дошкольного возраста

Данная работа необходима для учащихся педагогических колледжей и ВУЗов. Целью работы является изучение особенностей типов темперамента у детей дошкольного возраста. Рассмотрены следующие аспекты: опре...

Особенности проявлений эмоций в раннем и дошкольном возрасте

Особенности проявлений эмоций в раннем и дошкольном возрасте...

Особенности проявлений эмоций в раннем и дошкольном возрасте

Особенности проявлений эмоций в раннем и дошкольном возрасте...

Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста

В последние несколько лет детский аутизм довольно стремительно перешел из статуса редкого расстройства, в одно из наиболее часто встречающихся. На данный момент принято говорить, что 1 ребенок из 100 ...