Музыкальные игры в семье.
консультация

Солдаткина Ольга Петровна

Консультация для родителей. 

Зачем нужно развивать музыкальные способности детей? Мы же не думаем, что все дети станут музыкантами. Может быть, эти навыки совсем не нужны в повседневгой жизни, как, например, умение читать, писать и т.д. Для чего нужны музыкальные игры, что они развивают? Как музыкальное воспитание пригодится детям в повседневной жизни? Ответы на эти вопросы в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_konsultatsiya_muzykalnye_igry_v_seme.docx24.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка крайне важна для развития ребенка, с первых лет жизни. Когда рождается малыш — он еще не умеет говорить, ползать, ходить, складывать кубики, читать, но у него уже со второй половины беременности появляется очень важная способность — слышать!

Ученые говорят, что малыши рождаются с абсолютным музыкальным слухом, потому что это им необходимо для банальной выживаемости — очень чутко слышать, что происходит вокруг, и при опасности заплакать и привлечь внимание мамы.

Поэтому малыш сразу же после рождения слышит окружающие звуки, умеет их различать и даже запоминать!

Слуховой канал является для ребенка сильнейшим стимулятором развития мозга и образования огромного количества связей между нейронами, которые объединяются в нервные цепи невероятной сложности в человеческом мозгу.

А также музыка позволяет гармонично и естественно развивать ребенка, фактически не развивая его, а просто напевая какие-то песенки, слушая приятную музыку.

Наши предки ничего не знали о раннем развитии, но они точно знали, как малыши любят простые песенки потешки, какое удовольствие и радость они доставляют и взрослым и детям! И передавали эти песни из поколения в поколение.

Например, известная с детства игра «По кочкам, по кочкам…», кода ребенок сидит на коленях и взрослый его покачивает. Тут и тактильный контакт, и развитие чувства ритма…. Или аналог этой игры «Вот как скачут офицеры». Кто не знает эту игру,  можете мне написать, я вышлю материалы, которые вас заинтересуют.

Или «Каравай». Наверное, у нас нет человека, который бы не знал этой хороводной песни.

Ладушки для маленьких детей или для детей постарше «Ночка темная, комарики кусаются…» Играли в детстве? Или ее аналог игра малой подвижности «Падишах» на развитие чувства ритма и координации. Примеров очень много.

Сегодня я назову вам несколько причин, почему же так важно заниматься музыкой с детьми с раннего возраста.

1 причина лежит на поверхности — развиваются музыкальные способности. Когда ребенок растет в окружении хорошей музыки, песен, колыбельных, когда рано начинает отстукивать ритм по кастрюле, у него развиваются музыкальные способности.

2 причина — развивается креативность.

3 причина — развитие речи ребенка. Пение и язык — это ближайшие родственники! Причем пение — является старшим братом, а язык появился позднее певческих интонаций. Поэтому, когда ребенок поет, очень активно развивается речь.

4 причина — способности к изучению иностранных языков.

5 причина — развитие фантазии и воображения.

6 причина — когда ребенок слушает музыку, развивается внимание, усидчивость и сосредоточенность. Очень важный навык для восприятия информации, которая пригодится вашему ребенку во время учебы.

7 причина — музыка — это мир эмоций. Услышав трогательную музыку, мы можем заплакать, романтическую — вспомнить свой первый поцелуй, от тревожной музыки усиливается сердцебиение и мы физически ощущаем эмоции, которые несет в себе музыка. Развитие эмоционального мира очень важно для ребенка. Это умение проживать эмоции, а не закрываться.

8 причина — музыка развивает память. Когда наш мозг запоминает песню, происходит работа многих центров нашего мозга. Нужно запомнить слова, мелодию, ритм — и это отличная тренировка.

9 причина — развитие математических способностей.  Каждое музыкальное произведение имеет форму, разбито на периоды, такты, длительности. В каждом музыкальном стиле есть свои законы и достаточно жесткие особенности. Эксперименты показали, что дети, которые занимаются музыкой, обходят своих сверстников по уровню структурного мышления.

10 причина —  синхронизация работы правого и левого полушарий мозга. Когда мы слышим слова песни, тембры музыкальных  инструментов — работает левое полушарие, когда при этом мы начинаем фантазировать, эмоционально воспринимать музыку, то активизируется правое полушарие.

11 причина — игра на музыкальных инструментах развивает мелкую и крупную моторику. И думаю, вы слышали, что моторика активно влияет на развитие мозга!

12 причина — развитие двигательной активности. Музыка очень часто дружит с танцем. Дело в том, что наши мышцы реагируют на музыку сокращениями на физиологическом уровне.

13 причина — музыка — здоровье! Уже более 50 лет существуют  новые направления в медицине и в психологии — музыкальная и вокальная терапия. Методы терапии используются в больницах, школах, центрах развития и даже исправительных учреждениях.

14 причина — совместные занятия музыкой укрепляют семью! Совместное семейное пение — это древняя традиция, которая существует у самых разных народов. Не случайно наши предки пели и во время  работы, и во время отдыха, и в радостные минуты, и в трагические. Если вы поете с ребенком любимую песню, то замечали, что вы при этом находитесь на одной волне? А если подключить к процессу папу, бабушку и дедушку, то совместное музицирование может стать глубокой семейной традицией, о которой ваш ребенок будет помнить всю жизнь.

15 причина — развитие коммуникативных навыков. Очень важный навык для современного человека.

16 причина — умение выступать на публике. Очень много разных сфер, в которых требуется это умение. Но при этом с выступлением перед другими людьми связано очень много разных страхов. Если Ваш ребенок привыкнет с детства выступать, то это будет ему хорошим подспорьем во взрослой жизни.

И еще очень важная причина — занятия музыкой развивают интеллект ребенка! Содержание произведения, слова, звуки, разные тембры, формы, гармония, мелодия — все происходит в один момент времени! Ученые доказали, что при этом мозг работает максимально активно. В Европе ученые провели эксперимент, когда увеличили количество уроков музыки в школе за счет уроков иностранного языка и математики. И были очень удивлены, когда ученики экспериментального класса обогнали своих сверстников по знаниям и в математике, и языках!

Более подробную информацию можно посмотреть в статье «Двадцать причин заниматься музыкой с ребенком» по ссылке

Надеюсь, я вас убедила, что заниматься музыкой с детьми очень нужно и важно, и пора переходить к практике.

Итак, в какие игры мы можем играть с детьми в домашних условиях.

Музыкальные игры

  1. «Горячо-холодно»

Как и в обычном варианте, здесь прячется предмет, и ребенок начинает его искать. Только вместо слов «горячо», «холодно», «тепло», «теплее» звучит музыка. Чем ближе малыш к тайнику, тем громче музыка. Можно просто включить магнитофон  и регулировать звук. Или с помощью колонок, если это компьютер или ноутбук.

Если нет возможности включить музыку, можно просто хлопать в ладоши громче-тише. Тогда можно играть с группой детей. Один ищет, остальные хлопают.

  1. «Займи стул».

В центре комнаты ставятся стулья, вокруг них под музыку бегают дети. Как только зазвучит условленная мелодия, надо быстро сесть. Стульев, естественно, на всех не хватает.

Стулья можно заменить на кружочки из бумаги или обычные листы А4.

В этой игре мелодии все время меняются. Садиться нужно тогда, когда зазвучит музыка, которую выбрали перед началом игры. Она должна быть знакома всем игрокам.

Вариант для праздника «Возьми приз». 

Тогда в центр кладутся какие-то предметы, например, кубики или крупные детали Лего, небольшие мягкие игрушки и т.д. Приз получает тот, кто останется последним. Остальным желательно дать какие-то поощрительные призы, чтобы не было обид.

Если нет возможности переключать мелодии, то дети занимают место или хватают приз, когда музыка ставится на паузу.

  1. «Море волнуется»

Тоже знакомая многим из детства игра. Играющие свободно передвигаются под мажорную (веселую) музыку и должны мгновенно замереть, как только зазвучит минорная (грустная, спокойная). Для малышей музыка ставится на паузу.

Варианты: «День-ночь». День наступает, все звери и птицы гуляют, играют, дети изображают повадки задуманного животного – мажорная мелодия. Ночь наступает – минорная мелодия – все засыпают. Можно выбрать водящего-Сову, которая ночью плавно летает и ловит тех, кто пошевелился. Обязательно поинтересоваться, кого поймала Сова, т.е. кого изображал пойманный ребенок (мышка, птичка, лягушка, зайчик и т.д.)

Вариант для группы малышей «Поезд». Под ритмичную мелодию дети-вагончики движутся топающим шагом за взрослым или направляющим, меняя направление движения, можно погудеть «ту-ту». Как только музыка остановилась, поезд останавливается, дети произносят «с-с-с-с-с-с». Или можно дать детям в руки любые звенящие/шуршащие инструменты и во время остановки они играют. Это могут быть маракасы, бубен, колокольчик или яйца от киндеров с насыпанной в них крупой.

  1. «Повтори»

Ведущий(родитель)  стучит ритм (ладошками, ложками, кубиками, карандашами и т.д.), ребенок должен этот ритм повторить. Потом меняются ролями. Подскажите ребенку, что чтобы легче было «придумать» ритм, можно  простучать знакомую песенку (например, ма-лень-кой е-лоч-ке хо-лод-но зи-мой).

Вариант «Хлопаем и топаем» С самыми маленькими ребятишками можно просто хлопать в музыкальных ритмах. А еще лучше ходить и топать под музыку. Это развивает чувство ритма.

Или игра «Гномики и великаны» Великаны ходят медленно, большими шагами, а гномики маленькими быстрыми шажочками.

Можно приговаривать: Большие ноги шли по дороге

                                ТОП-ТОП-ТОП, ТОП-ТОП-ТОП.

                                Маленькие ножки бежали по дорожке

                                Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ

  1. «Угадай»

В стаканчики от йогурта или непрозрачные маленькие баночки насыпьте разную крупу: горох, рис, пшено, сахар и т.д.). Нужно на слух определить, что находится в баночке.

Слух развивают не только игры с участием музыкальных звуков . Очень полезна для детей всем известная игра

  1. «Испорченный телефон»

Тихим шепотом на ухо соседу сообщается какое-либо слово. Как сосед его услышит, так и передает дальше.

  1. «Что сказала мама»

Играющие дети выстраиваются в линию в одном конце комнаты, а мама стоит в другом конце и что-то очень тихо говорит. Дети не слышат и делают шаг к маме. Затем еще шаг. Победит тот, кто первым расслышит мамину фразу.

  1. «Сонар» или «Минутка тишины»

Нужно устроить полную тишину и попытаться услышать, что происходит в соседней комнате, на улице и т.д. Минуту все слушают, потом каждый рассказывает, что он услышал.

  1. «Узнай по голосу»

Определить на слух, кто позвал, можно изменять голос.

Полезны также игры на формирование направленной струи воздуха:

  1.  «Футбол»

Скатать шарик из салфетки, дуть, загоняя его в «ворота» (например, контейнер)

  1.  «Кораблик»

Налить воду в большую чашку, дуть на «кораблик» из губки для мытья посуды. Или обычный бумажный. Можно устроить морской бой. Дуть на кораблик соперника, стараясь его потопить.

Музыкальные эксперименты

  1.  «Волшебная лесенка»

Налить в одинаковые стаканчики разное количество воды, играть карандашом/ложкой и так далее. Выявить закономерность, как влияет количество воды на высоту звучания.

В статье использованы материалы с сайта Марии Шаро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация музыкального руководителя для родителей Тема: «Музыкальные игры в семье»

Консультация музыкального руководителя для родителей Тема: «Музыкальные игры в семье»Уважаемые мамы и папы!Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где ...

Консультация музыкального руководителя для родителей по теме "Музыкальные игры в семье"

Консультация музыкального руководителя, направленная на приобщение родителей к музыкально-игровой деятельности с детьми....

Консультация музыкального руководителя для родителей «Музыкальные игры в семье»

Уважаемые мамы и папы!Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявлять себя в исполнении песни, танца,...

Консультация музыкального руководителя для родителей "Музыкальные игры в семье"

Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет предс...

Мастер-класс музыкального руководителя для родителей младшего дошкольного возраста «Музыкальные игры в семье».

Цель:Создать благоприятные условия для доброжелательной эмоционально-положительной атмосферы непринужденного взаимодействия взрослого и ребенка. Способствовать формированию ситуации общности интересов...

Консультация музыкального руководителя для родителей «Музыкальные игры в семье»

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявлять себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры,...

Музыкальные игры в семье.Музыкальная игра - как средство развития музыкальной деятельности ребенка.

Уважаемые родители!Сегодня всем, кто имеет такую возможность, важно остаться дома. Это поможет сдержать распространение вируса и уберечь себя и окружающих. Дома можно и нужно проводить время с пользой...