Консультация для родителей "Как развивать мелкую моторику рук у детей 3- 4 лет"
консультация (младшая группа)

Калинина Светлана Борисовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx378.58 КБ
Файл 24120_20676.docx307.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей. Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук для детей 3-4 лет

Колючий мячик

Приобретите для занятий небольшой резиновый мяч с мягкими шипами. Перед каждой игрой проводите разминку: пусть ребенок катает мяч между ладонями, сжимает его пальцами, подбрасывает вверх и ловит.

https://ped-kopilka.ru/images/igra1(2).jpg

Подобные игры способствуют развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, готовят руку к последующим занятиям.

Волшебный сундучок

Наполните шкатулку или коробку разнообразными мелкими предметами, например пуговицами, бусинами, счетными палочками, шнурками, игрушки и др. Попросите ребенка навести порядок и разложить все по группам, т. е. пуговицы к пуговицам, нитки к ниткам и т. д. Подготовьте для этого несколько коробок помельче. Не забудьте похвалить ребенка после проделанной работы.

Помимо мелкой моторики, в игре развиваются навыки классификации.

Узоры из шнурков

Знаете ли вы, что самые обыденные предметы могут стать материалом для творчества?

Возьмите обыкновенные шнурки и научите ребенка выкладывать их в виде контуров разнообразных фигур. Предложите малышу выложить дерево, пруд, цветок и т. п.

Используйте разноцветные шнурки, при этом ребенок быстрее осваивает и запоминает цветовую гамму.

Игра развивает усидчивость, воображение, закрепляет знания о цвете и форме предметов.

Потешки

Русские народные потешки активно используются педиатрами и педагогами на занятиях по развитию мелкой моторики. Во время проговаривания потешки побуждайте ребенка делать соответствующие движения руками и пальцами.

Трушки ту-тушки!

Испечем ватрушки.

Всем по ватрушке,

Да молока по кружке.

Ладушки, ладушки!

Испечем оладушки.

Маслом поливаем,

Всех угощаем.

 

Купила бабушка себе курочку.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

(щипковыми движениями пальцев показываем, как курица клюет зерна)

Купила бабушка себе уточку.

Уточка плывет тюрюх-тюх-тюх

(плавные движения кистью руки)

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

 

Купила бабушка себе индюшонка.

Индюшонок фалды-балды,

(машем пальцами, как крыльями)

Уточка тюрюх-тюх-тюх,

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

 

Купила бабушка себе кисоньку.

А кисуля мяу-мяу,

(плавными движениями кистей рук оглаживаем голову)

Индюшонок фалды-балды,

Уточка тюрюх-тюх-тюх,

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

 

Купила бабушка себе собачонку.

Собачонка гав-гав,

(пальцами имитируем собачью пасть)

Индюшонок фалды-балды,

Уточка тюрюх-тюх-тюх,

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

 

Купила бабушка себе коровенку.

Коровенка муки-муки,

(пальцами изображаем коровьи рога)

Индюшонок фалды-балды,

Уточка тюрюх-тюх-тюх,

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Трафареты

Вырежьте из плотного картона трафареты разных предметов.

https://ped-kopilka.ru/images/igra2(3).jpg

Пусть ребенок обводит их карандашом, переводя на чистый лист, либо закрашивает пальчиковыми красками. По мере освоения увеличивайте количество деталей в трафаретах, делайте их мельче.

Рисунки на крупе

Равномерно распределите по плоской поверхности какую-либо крупу (манку, пшеничку, пшено). Пальцем или палочкой чертите на поверхности различные изображения. Предложите ребенку создать свой шедевр. После занятия попросите малыша убрать за собой.

Пинцетом

Подготовьте небольшой пинцет, посуду с узким горлом и какую-либо крупу — фасоль, горох, рис и т. п. Предложите ребенку брать крупу пинцетом и складывать в сосуд.

https://ped-kopilka.ru/images/igra3(2).jpg

Для придания игре остроты можно устроить соревнование — разделить крупу на 2 части и выяснить, кто быстрее справится с заданием. Победителю вручается символический приз.

Воздушный рисунок

Придумайте и расскажите ребенку сказку про волшебные рисунки, появляющиеся из воздуха, например такую: жил-был добрый волшебник, который рисовал чудесные картины. Они могли оживать и приходить на помощь людям.

Если у кого-то случалось несчастье, волшебник — тут как тут. Так, один раз нарисованное им яблоко, стало настоящим и помогло выздороветь больному мальчику, а «ожившая» клумба с цветами порадовала грустную старушку. Все любили доброго человека, и это очень не нравилось злому колдуну, который только и делал, что радовался людским болезням и неприятностям. Он украл у волшебника его кисти и краски. Долго горевал добросердечный маг — ведь он теперь не мог помогать тем, кто в этом нуждался. Он подолгу сидел на берегу озера и водил пальцами по воздуху, представляя, что держит в руках кисть.

Однажды, создавая свои невидимые рисунки, он глубоко задумался и не заметил, что плавающий в озере мальчик стал звать на помощь, но внезапно в воздухе появился дельфин, которого художник рисовал в тот момент.

Надо ли говорить, что мальчик был спасен? Так в город вернулись волшебные рисунки...

Предложите ребенку стать волшебными художниками и порисовать в воздухе. Начните с малого: очерчивайте контуры букв, цифр, геометрических фигур, проговаривая название каждой вместе с малышом. И сочиняйте свои волшебные истории.

В игре развивается воображение, координация движений.

Игры-шнуровки (по методике М. Монтессори)

Игры-шнуровки были разработаны итальянским педагогом Марией Монтессори, они обрели всемирную популярность и стали эффективным упражнением для развития мелкой моторики рук, совершенствования координации движений.

В игре у ребенка развивается пространственное ориентирование, глазомер, произвольное внимание, усидчивость. Кроме того, малыш реализует свой творческий потенциал.

Игры-шнуровки продаются в специализированных магазинах, однако создавать их можно и самостоятельно, имея под рукой плотный картон и дырокол.

Основы шнуровки

Проколите плотный картон дыроколом. Отверстия можно делать как в произвольном, так и в определенном порядке. Подготовьте цветные шнурки или толстые нитки, вдетые в тупую деревянную иглу. Покажите ребенку принцип «вышивания» узоров на проколотом картоне. Пусть малыш сам выберет цвет ниток и направление узора. После того как техника шнуровки будет освоена, создавайте сюжетные картинки — сделайте отверстия по контуру дерева, яблока, какого-либо животного.

Прикрепи яблоко

Вырежьте из картона силуэты дерева и нескольких яблок. Сделайте проколы на ветвях и у основания фруктов. Предложите ребенку создать фруктовый сад, прикрепив яблоки к ветвям дерева. Сделайте таким образом несколько деревьев с разнообразными плодами. Для работы потребуются толстые нитки с деревянной иглой.

Дождь пошел

Нарисуйте тучу на плотном картоне, проколите отверстия таким образом, чтобы продетые в них нити имитировали падающие капли дождя.

Грузовик

Сделайте из картона макет грузовика, проколите в кузове несколько отверстий, отдельно вырежьте разнообразные геометрические фигуры, также проколов их дыроколом.

https://ped-kopilka.ru/images/igra4(2).jpg

Предложите ребенку поиграть в водителя, который везет важный груз. Но перед этим груз должен быть надежно закреплен. С помощью шнура или толстой нитки прикрепите фигурки к кузову грузовика.

Ставим заплатки

На нарисованном предмете одежды проколите несколько отверстий по контуру небольшого круга или квадрата. Отдельно вырежьте круг или квадрат соответствующего размера, по его краям также сделайте несколько отверстий — так, чтобы они совпали с отверстиями на рисунке. Предложите ребенку «пришить» заплатку к испорченному платью.

Нарядная елка

Вырежьте из плотного картона елку и отдельно игрушки: фигурки животных, шары, шишки и т. п. Проделайте дыроколом отверстия в елке и у основания каждой игрушки. Пусть малыш самостоятельно нарядит новогоднее дерево, выбирая цвет ниток на свое усмотрение.

Помоги ежику

Картонный ежик с проколотыми на спине отверстиями собирает грибы и фрукты, они должны быть приготовлены заранее и также иметь отверстия.

https://ped-kopilka.ru/images/igra5(2).jpg

Пусть малыш поможет ежу собрать урожай, прикрепив его с помощью шнура.

Плетем паутину

На стенках коробки проделайте по несколько отверстий. Поиграйте в паучков, переплетая нити от одной стенки коробки к другой.

Игры с прищепками

Вырезая из картона силуэты различных предметов, просите ребенка обрамлять их прищепками. Так можно сделать солнышко, облако с дождем, забор и многое другое.

https://ped-kopilka.ru/images/igra6(1).jpg

Игры с прищепками очень увлекают детей, предложите малышу пофантазировать и создать из прищепок собственный шедевр.

https://ped-kopilka.ru/images/igra7.jpg

Нанизывание

Нанизывание мелких предметов на леску или тонкую проволоку может надолго занять вашего малыша. Поле для фантазии необозримо: на леску можно нанизать раскрашенные макароны разной формы, бусины с крупными отверстиями, небольшие цилиндры или кольца, склеенные из цветной бумаги, ягоды, цветы и т.п.

https://ped-kopilka.ru/images/igra8.jpg

Чтобы занятие не было бесцельным, предложите сделать из нанизываемых предметов подарки, например бусы для бабушки, брелок для папы или рамку для фотографии.

Вырезывание ножницами

Обучая ребенка вырезыванию, следует развивать следующие навыки: резание по прямой линии, умение вырезывать различные геометрические формы (круг, четырехугольник, треугольник и т. п.), создание симметричных фигур посредством вырезывания половины формы из сложенного листа. Предлагайте вырезывать не только по прорисованным линиям, но и по образному представлению. Например, очертите в воздухе какую- либо фигуру и попросите ребенка вырезать ее из бумаги. На первых занятиях таким образом можно вырезывать простые геометрические фигуры. В дальнейшем усложняйте задание, описывая силуэт человека, дерева, домика. Учите малыша планировать свои действия: находить самое удобное положение и направление ножниц, определять место начала процесса вырезывания определенной фигуры.

Для вырезок и последующих аппликаций можно использовать старые журналы, газеты, раскраски, открытки.

Штриховка

Рисуя контуры различных предметов, предлагайте ребенку их заштриховывать, причем делать это в определенном порядке, например, крышу домика заштриховать линиями с наклоном вправо, а сам домик — линиями с наклоном влево. При этом обращайте внимание малыша на то, что линии не должны выходить за края контуров и идти параллельно друг другу. Но не настаивайте на этом, а убедите его собственным примером: объявите конкурс самого лучшего штриховщика и рисуйте вместе с ребенком. Кто-нибудь из членов семьи может выступить независимым арбитром.

Лепка из пластилина

Упражнением на развитие мелкой моторики и одновременно занятием, развивающим воображение, формирующим творческое начало, является лепка из пластилина или глины. В этом возрасте ребенок может самостоятельно лепить фигурки животных, людей, складывать домики из «кирпича» или «бревен».

По возможности разнообразьте задания, создавайте сюжетную основу, например, предложите слепить героев какой-либо сказки («Колобок», «Репка» и т. п.), вылепить посуду для куклы, приготовить подарок для кого- либо из членов семьи. Сопровождайте игру веселыми стихами. Распределив пластилин ровным слоем по твердой поверхности, можно сделать его основой для мозаики, вдавливая в него фасоль, горох или другую крупу.

Бумажные поделки

Помогите ребенку овладеть искусством оригами. Начинайте со складывания листа в различных направлениях: вдоль, поперек, по диагонали. Чертите линии на месте предполагаемого сгиба. Когда малыш освоит это занятие, приступайте к созданию простых поделок из бумаги (пилотка, галка, кораблик). Наверняка ребенка вдохновит создание собственной флотилии или воздушной эскадры. От простых поделок можно переходить и к более сложным фигурам (животные, дома). Научите малыша плести коврики из бумажных полос, вставляющихся в прорези на бумажном листе.

Игра теней

Перед игрой затемните комнату, источник света (настольная лампа, фонарь) должен освещать экран (светлую стенку) на расстоянии 4-5 метров. Между экраном и источником света производятся движения руками, от которых на освещенный экран падает тень. Размещение рук между стеной и источником света зависит от силы последнего, в среднем это 1-2 метра от экрана. Актеры теневого театра могут сопровождать свои действия короткими диалогами, разыгрывать сценки. Уменьшить или увеличить размеры теневых фигур можно посредством приближения или удаления рук от экрана.

Основные теневые фигуры: птица, собака, лев, орел, рыба, змея, гусь, заяц, кошка.

Пальчиковый театр

Сделайте из бумаги фигурки, надевающиеся на пальцы, разыгрывайте вместе с ребенком сюжеты знакомых сказок, придумывайте свои истории.

https://ped-kopilka.ru/images/igra9(2).jpg

Привлекайте малыша к созданию бумажных актеров.

Юный портной

Начиная с пятилетнего возраста ребенок вполне может овладеть элементарными навыками шитья (пришивания). Подберите толстую штопальную иглу, пуговицы с большими отверстиями, запаситесь лоскутами и предложите малышу под вашим наблюдением пришить пуговицу к платью куклы или поставить заплату на старые штанишки.

Покажите, как правильно держать иглу (большим, указательным и средним пальцами), объясните, для чего нужен наперсток. Кроме того, ребенку придется завязывать узелки на нитке, что тоже является эффективным упражнением для развития мелкой моторики.

Золушка

Пожалуйтесь ребенку, что у вас произошла маленькая неприятность — перемешались 2 вида крупы, например рис и гречка, а перебрать ее времени не хватает. Попросите малыша помочь вам разложить все по разным банкам.

Чтобы ребенок не заскучал, придумайте ему сказку о том, что крупинки — это потерявшиеся человечки, которым надо помочь найти свои домики.

Выращиваем букву

На чистом листе бумаги в противоположных концах нарисуйте очень маленькую и очень большую букву. Предложите ребенку изобразить процесс увеличения (или уменьшения) буквы, т. е. рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще больше и т. д. Обратите внимание ребенка на то, что буква должна «расти» понемногу. Таким образом доведите букву до размеров, обозначенных на противоположном конце листа.

Пальчиковые игры

Про пальчики

Читая стишок, сгибайте и выпрямляйте пальчики ребенка, массируйте их.

Этот пальчик хочет кушать.

Этот пальчик — сказку слушать.

Этот пальчик ляжет спать,

Этот выйдет погулять.

Ну а этот в лес пойдет,

Маленький грибок найдет.

Мама, папа, я

Читая потешку, поочередно загибайте пальцы.

Один пальчик — папочка.

Другой пальчик — мамочка.

Третий пальчик — дедушка,

А четвертый — бабушка.

Пятый пальчик — это я!

Вместе — дружная семья!

Строили мы строили

Читайте стихотворение, сопровождая его действиями:

Мы построим новый дом.

(ставьте ладони поочередно ребром друг на друга)

Новый дом, новый дом.

Крышу крепкую найдем.

(сложите ладони треугольником)

Да, найдем, мы найдем.

Стол поставим в доме том.

(одна ладонь сжата в кулак, другая — ровная — на него положена)

И друзей всех позовем.

(пошевелите пальцами обеих рук)

Очки

Большие пальцы обеих рук поочередно соединяйте с другими пальцами, образуя «очки», подносите сложенные пальцы к глазам, читая потешку

На коне верхом

Сидит Пахом,

Книги читает,

А грамоты не знает.

Сапожник

Читая стихотворение, показывайте движения сапожника, забивающего гвозди.

Мастер, мастер,

Помоги —

Прохудились

Сапоги.

Забивай покрепче

Гвозди —

Мы пойдем сегодня

В гости!

(Б. Заходер)

Жил на свете человек...

Воспроизведите пальцами все, что описано в стихотворении.

Жил на свете человек,

Скрюченные ножки,

И гулял он целый век

По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой

В скрюченном домишке

Жили летом и зимой

Скрюченные мышки.

(К. Чуковский)

Упражнение следует делать как правой, так и левой рукой.

Змейка

Возьмите старые колготки, разрежьте их и заполните каким-либо сыпучим материалом — любой крупой, песком, специальными шариками и т. п. Зашейте отверстие и предложите ребенку раскрасить поделку фломастерами. Занятия с подобными игрушками развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, воображение и просто радуют детей.

Гигантские кубики

Подготовьте несколько картонных коробок, предложите ребенку оклеить их цветной бумагой. Коробки можно наполнить каким-либо материалом: крупой, бусинами, металлическими или деревянными шариками, винтиками и т. д. При этом обращайте внимание малыша на то, как по разному «звучат» заполненные коробки. На гранях получившихся кубиков можно написать буквы, цифры, слоги, нарисовать разнообразные картинки и использовать поделки как дидактический материал.

Поезд из коробков

Соберите пустые коробки из-под спичек, проколите их края толстой иглой и соедините друг с другом с помощью ниток. Попросите ребенка раскрасить получившийся поезд. Вагоны можно заполнять различным мелким грузом, сыпучими продуктами, можно создавать игровые ситуации, используя подходящие по размеру игрушки.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

"Как развивать мелкую моторику рук у детей 3-4 лет"

http://sch121uz.mskobr.ru/images/0004%287%29.jpg

Актуальной проблемой в наше время становится полноценное

развитие детей с дошкольного возраста.

Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического

развития ребёнка является сформированная мелкая мотрика.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими

психическими функциями и свойствами сознания, как внимание,

мышление, оптико-пространственное восприятие (координация),

 воображение,

наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому,

        что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных,

координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы,

   чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных

 бытовых и учебных действий. Мышление ребенка

находится на кончиках его пальцев.

Как это понимать?

Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно

связано с развитием мелкой моторики. Руки ребенка — это его глаза.

Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет.

Руками можно сделать очень многое — играть, рисовать, обследовать,

 лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика,

тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!

        Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают,

что уровень развития речи детей находится в прямой

зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

           Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и

упражнения.

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой

моторики Бусы Детям нравится перебирать мелкие предметы,

что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь

бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет

 с радостью и

заинтересованностью перебирать их пальчиками.

 Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга.

Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу.

Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики.

 Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

Баночки с крупами

           Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в  

каждую из банок.

Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками.

 Можно усложнить задачу.

На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький

предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку

 и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий,

прямоугольника,круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой.

 Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину

пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку.

 Попросите ребенка проделать те же действия.

 Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится.

 Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз, и тогда он

обязательно сможет все повторить.

               Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их

                заставлять. Предложите ребенку другую игру.

Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок,

бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков.

Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает

игру более разнообразной. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек.

Постепенно включайте ребенка в процесс одевания.

 Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии.

Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности.

 Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который

станет прекрасным тренажером для рук.

 Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста.

Для лепки подходят пластилин, глина, тесто.

Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка.

 Ему очень понравится мять и раскатывать тесто.

 К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

 Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных

 линий, а также раскрашивать объекты различной формы.

Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске,

 зеркале.

Поэтому желательно повесить малышу специальную доску,

чтобы он рисовал.

Собирание мозаик и пазлов

Для детей 3 лет выбирают пазлы и мозаики с крупными частями.

Пазлы также тренируют воображение

 Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш,

цветную бумагу и картон. Научите его мастерить.

Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п.

Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное

воображение и творческое мышление.

Однако стоит запомнить одну простую вещь.

Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением

взрослых. Иначе ребенок может проглотить

 какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей.

Играть в игры и выполнять упражнения,

развивающие мелкую моторику, нужно систематически.

Занимайтесь с ребенком каждый день

и скоро заметите,

что движения вашего малыша с каждым разом становятся

все более плавными, четкими и скоординированными.

http://sch121uz.mskobr.ru/images/%2845%29.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику рук у детей"

Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику рук у детей"...

Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику рук у детей"

Мелкая моторика -- это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной....

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук у детей».

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук у детей»....

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук у детей».

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детски...

консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук у детей»

     Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтом...

Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику рук у детей 2-3 лет"

Консультация для родителей"Развиваем мелкую моторику рук у детей 2-3 лет"...

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук у детей».

Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства....