Разработка родительского собрания "Воспитание без наказания"
план-конспект занятия

Колесникова Татьяна Анатольевна

В разработке представлен материал о воспитании детей без наказаний в игровой форме. Раскрыты особенности современных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_bez_nakazaniya.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:    «Особенности современных детей.

Воспитание без наказания».

     Цель: 

Познакомить родителей с особенностями и принципами воспитания современных детей.

     Задачи:  

1. Содействовать возникновению у родителей желания и умения создавать условия для ненасильственного воспитания ребенка.

2. Развивать у родителей способность находить оптимальные способы решения проблемных ситуаций и стратегии поведения родителей при этом.

 3. Включить родителей в исследовательскую деятельность,  создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство).

    Форма проведения:  круглый стол.

     Участники: воспитатели группы, родители.        

     Материал: буклеты «Особенности современных детей», «Воспитание без наказания», мультимедийная презентация деятельности детей в детском саду, мультимедийное сопровождение подачи методического материала, подборка литературы для родителей, бланки для родителей для заполнения теста.

  1. Вступительное слово ведущего. Притча «Пророк».

Воспитатель:

     Добрый вечер, дорогие родители. Позвольте начать нашу встречу, тема которой  «Особенности современных детей» с одной притчи.

«Женщина, с ребенком на груди встретила пророка и спросила его: «Расскажи мне  о детях».

Пророк подумал и ответил так: «Ваши дети- это не ваши дети. Они- сыновья и дочери Жизни. Они появляются через вас,  и хотя они принадлежат вам, вы не хозяева им. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, потому что у них есть свои собственные думы. Вы можете дать дом их телам, но не их душам, ведь их души живут в доме завтра, который вам не посетить даже в ваших мечтах. Вы можете стараться быть похожими на них, но не старайтесь сделать их похожими на себя, потому что Жизнь идет не назад и не дожидается  Вчера.»

  1. Тест для родителей: «Какой вы родитель».

Воспитатель:

     Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком показывает существенное влияние на его успешность. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете такие по смыслу выражения?

1. Какой (ая) ты у меня молодец (умница).

2. Ты способный(ая), у тебя все получится.

3. Ты невыносим(а)!

4. У всех дети, как дети, а у меня...

5. Ты мой(я) помощник(ца).

6. Вечно у тебя все не так.

7. Сколько раз тебе повторять!

8. Какой(ая) ты сообразительный(ая).

9. Чтобы я больше не видел (а) твоих друзей!

10. Как ты считаешь?

11. Ты полностью распустился(сь)!

12. Познакомь меня со своими друзьями.

13. Я тебе обязательно помогу, не переживай!

14. Меня не интересует, что ты хочешь!

     Обработка результатов теста:

Если Вы употребляете выражения 1,2,5,8,10,12,13,
то начислите себе по одному баллу за каждый ответ.

Если Вы употребляете выражения 3,4,6,7,9,11,14,
то начислите себе по два балла за каждый ответ.

Подсчитайте общую сумму баллов.

7-8 баллов: Между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9-10 баллов: Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.

11-12 баллов: Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.

13-14 баллов: Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими в отношении со своим ребенком.

  1. Выступление воспитателя  «Воспитание без наказания» с мультимедийным соровождением.

 «Человек рождается не для того,

чтобы бесследно исчезнуть, никому неизвестной пылинкой….

Человек оставляет себя, прежде всего в человеке.

В этом высшее счастье и смысл жизни.

Если хочешь остаться в сердце человеческом,- воспитай своих детей».

В. А. Сухомлинский

     Согласно Закону РФ об образовании, ст. 18

п.1:«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного  и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».

п. 2: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных учреждений».

п. 3. «Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон».

     Сейчас наши дети отличаются от нас больше, чем когда- либо:

за весь известный нам отрезок истории ничего подобного еще не случалось.

         Современные  дети не восприимчивы к тактике внушения чувства вины, к которой обычно прибегают  в семье и общественных учреждениях.

Плохо реагируют на принуждение, нотации, наказания. На этих детей не действуют даже телесные наказания.

     На что они откликаются, так это на уважение- уважение к ним  к разумным личностям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем взрослые трудности для нас.

     Они  не всегда ведут себя хорошо. Среди них есть особые дети, но каждому из них нужно предоставить шанс получить от нас те советы, которые будут поощрять лучшее, что есть в этих детях.

     Они приходят в наш мир совершенными- попадают в наш безумно несовершенный мир. «Внутри» они интуитивно знают, что хорошо и правильно. «Извне» они замечают все, что только есть в нашем мире ошибочного и дурного.

     Дети инстиктивно чувствуют, кто они и что им нужно. Они ожидают от всех вокруг взаимного уважения и любви. Они ни при каких обстоятельствах не одобряют лжи, манипулирования и насилия. Дети требуют пояснений и почти никогда не довольствуются отговорками на уровне : «Потому что я так сказал». Кроме того, они лучше всего реагируют, когда к ним обращаются как ко взрослым. Серьезное отношение к точке зрения ребенка  может оказаться для многих непривычным, но, изменив свое мышление и ожидания относительно поведения детей, мы сможем достигнуть того, что их воспитание будет осуществляться с позиции мира и согласия.

     Очень многие родители убеждены, что воспитание без наказания– это «глупые книжки, не имеющие ничего общего с реальной жизнью», подкрепляют свое мнение простым аргументом: детей наказывали во все времена.

     Итак, что же эффективнее? Метод кнута или пряника? Где- то мы это уже слышали, скажете вы.  Все очень просто и основано на учении И.Павлова об условных рефлексах: выполнил команду хорошо- получил корм, выполнил плохо- схлопотал удар кнутом. В конце концов, животное запоминает, как надо себя вести. При хозяине. А без него? Увы, нет!

      Ребенок, конечно же, не животное. Пусть даже он совсем мал, ему можно объяснить так, чтобы он понял. Тогда он будет поступать правильно всегда, а не только когда за ним наблюдают «вышестоящие инстанции». Это называется умением думать своей головой. Если же вы будете все время осуществлять контроль за ребенком, то, когда он вырастет и сломает  вашу «клетку», может сорваться и наделать массу глупостей.  

     Как известно, ребенок рождается невинным. Первое, что он видит и к чему инстиктивно стремится,- это родители. Поэтому все черты и привычки, которые он приобретает с возрастом,- целиком заслуга пап и мам.

     Помните, как в «Алисе в Стране чудес»:

 «Если поросенком вслух с пеленок обзывают, баюшки- баю!

Даже самый смирненький ребенок вырастает в будущем  в свинью!».

     Некоторые психологи вообще считают, что воспитывать ребенка специально (применять какие- либо педагогические приемы) не требуется: если родители ведут себя правильно, ребенок вырастает хорошим, просто им подражая. Скажете, в жизни так не бывает? Значит, признаете, что вы не идеальны. А тем, кто признает, что неидеален, необходимо признать так же и то, что во всех проступках наших детей виноваты мы сами.

     Давайте разберемся в причинах «плохого» поведения ребенка и стратегии поведения родителей при этом:

1.Ребенок назойливо пристает с бессмысленными вопросами (ребенку мало уделяют внимания).

2.Ребенок часто спорит, проявляет упрямство, вредничает, делает все наоборот (на ребенка психологически давят, много контролируют, не дают права выбора на действия).

3.Ребенок  обижает детей, слабее себя, портит вещи (мелкое незаметное унижение «отстань»,  «ты еще маленький»).

4.Ребенок не хочет ни в чем участвовать, отказывается от поручений (ребенка опекают, все делают за него).

     Вы спросите: не наказывать? А что же делать? Можно попробовать организовать все так, чтобы ребенка не было причин наказывать. Но если все же не получается и возникают конфликты, существуют проверенные методы воздействия, не связанные ни с насилием, ни с манипуляцией.

     Если ребенок отказывается что- то делать (например, вы попросили его убрать в детской), скажите ему, что тогда вам придется делать это самой, и вы не успеете почитать ему книжку или сделать то, что нравится ребенку.

     Если ребенок сделал что- то не так, поговорите с ним по душам: вспомните детство и расскажите историю о том, что совершили такую же ошибку, а потом раскаялись и исправились (тогда ребенку проще признавать свою ошибку,  не боясь при этом наказания)

  1.  Организация диалога с родителями по проблеме, решение в подгруппах проблемных ситуаций общения с детьми.

    * Упражнение «Портрет современного ребенка».

     Родители делятся на две группы. Каждая составляет список качеств, присущих современному ребенку. Списки зачитываются, обсуждаются.

     *Игра «Мир глазами ребенка».

     В нашей жизни, на один вопрос можно ответить по- разному.  На сколько вы хорошо  чувствуете своих детей, поможет определить тест.

Когда я вырасту, я буду…

Больше всего я люблю …

Родители хотят, чтобы я …

Меня ругают за …

Родители любят меня  за….

Летом я люблю…

Выступление психолога

  1. Медитация «Встреча с ребенком внутри себя».

Начинаем с расслабления.

Примите удобную позу.

Ваше тело расслаблено.

Глаза закрыты.

Сделаем несколько глубоких вдохов и медленных выдохов. (Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох).

     «Представьте себя в каком- нибудь теплом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним утром: слышите, как звонко поют птицы?

     Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве,- любой самый младший возраст.

     Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого- то? Может быть, он чего- то боится?

     Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите про себя: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив».

     После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко- крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда останется с ним: «Я всегда с тобой. Я люблю тебя!».

     Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощанье рукой».

Сделайте глубокий вдох- выдох, откройте глаза.

     Только что, вы приняли себя такими, какие вы есть, со всеми вашими достоинствами и недостатками. А если вы смогли принять себя, то вам не составит труда принять своих детей со всеми их качествами.

  1. Заключительное слово воспитателя.

Воспитатель:

      Вы знаете, с взрослением, каждый человек делает переоценку ценностей, другими глазами смотрит на жизненные ситуации. Даже пересматривая известные кинофильмы, перечитывая произведения, вдруг открываешь для себя тот подтекст, который  ускользнул от сознания в детстве. Например, кинофильм «Мери Попинс, до свиданья»! Помните то момент, когда у Мери Попинс был день рождения. Она устроила бал, пригласила всех детей и взрослых. После бала она сделала подарок взрослым. Помните какой? «Карусель встречи с детством и детскими мечтами». Чаще вспоминайте в себе ребенка, и тогда вам будет легче общаться со своими детьми. Ведь как говорил

  1. Рефлексия «Свободный отчет».

Продолжите фразу:  Я благодарен сегодняшней встрече……

Я благодарен своему ребенку….

Я благодарен себе…..

Литература для подготовки к собранию:

  1. Лисина М.И., Гуськова Т.В. Об особенностях воспитания младших дошкольников.// Дошкольное воспитание,1983, №4
  2. Журнал «Самая», № 3, март 2009г., с 94-97 Детский сад- семья: аспекты взаимодействия.
  3. Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов, воспитатель и ребенок: эффективное  взаимодействие, Вып.1. //Волгоград, 2009
  4. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду.// Москва, 2008
  5. Арнаутова Е.П. В гостях у директора. Москва, 2004
  6. Материалы из итернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания "Что такое готовность к школе"

 Быть готовым к школе уже сегодняНе значит уметь писать, читать, считать.Быть готовым к школе — значитБыть готовым всему этому научиться...

Методическая разработка родительского собрания «Поощрение и наказание ребенка в семье»

Данная методическая разработка, её элементы, приемы могут применяться при организации родительского собрания воспитателем, ст. воспитателем, методистом в группах ДОУ с родителями по воспитанию дошколь...

Методическая разработка родительского собрания «Поощрение и наказание ребенка в семье»

Данная методическая разработка, её элементы, приемы могут применяться при организации родительского собрания воспитателем, ст. воспитателем, методистом в группах ДОУ с родителями по воспитанию дошколь...

Методическая разработка родительского собрания в средней группе на тему: "Поговорим о правах детей". Форма проведения: "Родительский клуб".

Познакомить родителей с нормативно - правовыми документами в области защиты прав детей. Повысить уровень правовых знаний родителей, познакомить с требованиями образовательной программы к уровню знаний...

Родительское собрание «Воспитание- наказание и поощрение» с проведением тренинга.

Возрастные особенности детей 4-5 лет, как организован образовательный процесс в средней группе, что лучше в воспитании: наказание или поощрение, со всем этим мы знакомим родителей на общем с...

Методическая разработка родительского собрания «Поощрение и наказание ребенка в семье».

Данная методическая разработка, её элементы, приемы могут применяться при организации родительского собрания воспитателем, ст. воспитателем, методистом в группах ДОУ с родителями п...