Родительское собрание во второй младшей группе "Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей"
учебно-методический материал (младшая группа)

Попова Елена Павловна

Конспект родительского собрания во второй младшей логопедической группе комбирированного типа "Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание для родителей младших дошкольников логопедической группы комбинированного типа.

Тема: «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей»

Цель: повышение педагогической культуры родителей и создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу детского сада и семей воспитанников

Задачи:

1. Познакомить с особенностями речевого развития детей 3-4 лет в норме и с нарушениями речи

2. Формировать правильное отношение к индивидуальным особенностям своего ребёнка

3. Стимулировать интерес родителей к совместной деятельности с ребенком

Форма проведения: беседа-диалог учителя-логопеда, воспитателя с элементами мастер-класса с родителями.

Участники: родители группы «Цыплята»

                      воспитатели: Елена Павловна Попова, Любовь Сергеевна Вильданова

                      учитель-логопед Мария Сергеевна Лепнина

                      педагог по физической культуре и доп. образованию по футболу Жанна     Николаевна Ибрагимова

                     педагог доп. образования по хореографии Евгения Иосифовна

Оборудование: Столы и стулья, расставленные полукругом, мячики для су-джок терапии

План проведения:

  1. Вступительная часть.

Ознакомление родителей с правилами внутреннего распорядка воспитанников.

Выступление педагогов дополнительного образования.

2. Понятие о нарушении речи (причины, проявления нарушений)

3. Возрастные нормы речевого развития детей

4. Артикуляционная гимнастика с показом некоторых упражнений

5. Дыхательная гимнастика с выполнением некоторых видов упражнений

6. Развитие мелкой моторики

7. Пальчиковая гимнастика с использованием массажных мячиков су-джок

8. Развитие связной речи. Рекомендации для родителей

9. Заключительная часть. Рефлексия

Ход мероприятия

1. Вступительная часть.

Звучит приятная музыка. Родители рассаживаются за столами.

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня мы с Вами поговорим о

  1. правилах внутреннего распорядка воспитанников
  2. занятиях дополнительного образования в ДС
  3. роли семьи в преодолении речевых нарушений у детей.

Правила внутреннего распорядка (приложение)

Нарушение речи детей дошкольного возраста беспокоит не только воспитателей детского сада, но и тревожит родителей.

В последнее время существенно возросло количество детей, имеющих сложные речевые нарушения. С каждым годом возрастает число практически не говорящих детей. Проблема нарушения речи у детей требуют самого серьезного внимания не только воспитателей и логопедов, но и родителей в первую очередь. Родители должны уделять большое внимание собственному ребенку, начиная с раннего возраста.

Причины речевых нарушений

Невостребованность речи

Заболевания и поражения головного мозга

Нарушения слуха

Различные заболевания в первые годы жизни ребенка

Неблагоприятные социально-бытовые условия

Различная внутриутробная патология

Родовая травма, кесарево сечение и асфиксия во время родов

Проявления речевых нарушений в дошкольном возрасте:

•    Нарушения звукопроизношения: неправильная артикуляция звуков, пропуски, замена звуков

•    Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове

•    Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значения и смысла слов

•    Неправильное грамматическое оформление высказывания

•    Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания

•   Темпо - ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение слов)

А теперь давайте разберем, что относится к норме речевого развития

Возрастные нормы речевого развития

За прожитые три года жизни ребенок уже успел накопить существенный объем знаний и представлений об окружающем мире, обрел некоторую самостоятельность и имеет практический опыт действий с различными предметами.

Трехлетки начинают высказывать простейшие суждения о явлениях и предметах, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. У ребенка начинает формироваться способность к обобщению, начинает объединять ряд предметов, похожих по назначению, в единую группу.

К четырем годам активный словарь ребенка насчитывает примерно 2 000 слов. Чаще начинает использовать местоимения, наречия, появляются числительные. Если раньше употреблялись только качественные прилагательные (холодный, вкусный), теперь использует и притяжательные (мамина кофта).

Само по себе увеличение словарного запаса не имеет большого значения, если параллельно с ним не происходит овладение умением сочетать слова в предложении грамматически правильно. А это тоже наблюдается в речи малыша. Хотя достижения ребенка в овладении родным языком значительны, речь его еще далека от совершенства. Трехлетки еще не могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на прогулке, пересказать содержание им прочитанной сказки. Часты и грамматические ошибки. Не всегда ребенок правильно употребляет слова.

Четвертый год – это возраст «почемучек». Ребенок постоянно задает вопросы, которые ни в коем случае нельзя оставлять без ответа. Надо доступно и терпеливо отвечать на все «зачем?», «почему?», «что это?». Иногда дети неспособны дослушать ответ взрослого до конца из-за неустойчивости внимания. Поэтому объяснение должно быть коротким, четким, понятным и простым.

К четырем годам ребенок хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков, в некоторых словах их могут опускать (нег (снег), вонок (звонок)). Еще не всегда может верно произносить шипящие звуки, заменяя из свистящими (каса (каша)). Сонорные Р, РЬ, Л заменяет звуком ЛЬ, реже Й (лека (река), устай (устал)). Как правило, он сохраняет структуру в двух-, трехсложных словах. Затрудняется в произнесении многосложных слов, заменяя или пропуская отдельные звуки, переставляя слоги, укорачивая слова.

Какие же условия необходимы, чтобы речь ребенка формировалась своевременно и правильно? Основное, чтобы ребенок был соматически здоров, активен, его речевое окружение было полноценно, он испытывал потребность в общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Необходимо выбирать игры, совершенствующие внимание, память ребенка, его мышление, воображение. Играйте в игры с подражанием голосам животных, с совместным проговариванием потешек, прибауток, напеванием колыбельных песенок.

Хочу напомнить, что речь формируется по подражанию. Родителям и членам семье ребенка необходимо контролировать собственную речь, не требовать от ребенка невозможного.

Необходимо постоянно побуждать малыша к речи, выслушивать его высказывания, не перебивая, играть в совместные игры. Если ребенок хочет с вами поделиться своими переживаниями, стоит не только его пожалеть, но и дать возможность ему рассказать о своей беде.

А сейчас давайте познакомимся с формами работы по развитию речи детей, которые вы можете использовать дома с ребенком:

Артикуляционная гимнастика

В основе коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения лежит артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Цель - научить малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении. Это необходимо для правильного произношения звуков.

При проведении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать следующие рекомендации:

Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.

Гимнастика проводится ежедневно по 5 - 7 минут.

Упражнения выполнять сидя перед зеркалом, в спокойной обстановке, при достаточном освещении.

Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

Упражнения выполняются после показа взрослого.

Взрослый контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.

Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

-Давайте попробуем выполнить упражнения «Чашечка», «Лошадка», «Комарик»

(Совместное выполнение нескольких артикуляционных упражнений учителя-логопеда с родителями, с объяснением и показом)

Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.

Цель дыхательной гимнастики: выработать сильную, плавную, длительную воздушную струю.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:

Общая продолжительность упражнения с перерывами не более 5 минут.

Регулярность выполнения: ежедневно.

Упражнения проводятся в проветренном помещении.

Упражнения носят кратковременный характер (от нескольких секунд, до нескольких минут).

Для дыхательной гимнастики используется следующие материалы: вата, соломинки, воздушные шарики, мыльные пузыри, а также дыхательные тренажёры.

Показ дыхательных тренажеров в группе (футбольное поле, помпончики, ураган в бутылке)

 Приемы:

Дуть через соломинку;

Дуть на ватные шарики;

 «Греем руки» и др.

Развитие мелкой моторики

Всем известно о важности развития мелкой моторики в развитии речи ребенка. Рассмотрим, какие приемы помогают в развитии мелкой моторики:

1.Самомассаж

2. Рисование и лепка

3. Конструкторы Лего

4. Штриховки, раскраски, шнуровка, мозаика

5. Собирание бус

6. Игры с песком, водой

7. Игры с прищепками

8. Игры с крупой

9. Пальчиковые игры

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие и совершенствование «тонких» движений пальцев рук

Приемы:

Пальчиковый самомассаж;

Пальчиковая гимнастика в стихах;

Пальчиковые шаги и др.

Предлагаю вам поиграть в игру «Ежик»

(родителям раздаются массажные мячики, проводится игра)

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)  

Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)  

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шпики)  

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)  

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

Развитие связной речи, увеличение словаря

Лучше всего навыки связной речи вырабатываются у дошкольника при свободном общении со взрослыми, а также в творческих и логических играх, где ребенок излагает то, о чем он думает, с использованием доступного ему словарного запаса. И чем больше Вы общаетесь со своим ребенком, тем легче ему связно выражать свои мысли вслух.

Старайтесь больше читать стихи, сказки и другие литературные произведения, ведь это способствует увеличению словарного запаса ребенка и помогает ему выработать навыки правильного построения предложения, а также развивает умственные способности малыша. Разучивание стихов придаст ему уверенности при произношении, что является одной из главных составляющих развития речи у ребенка.

ДЕСЯТЬ «ПОЧЕМУ» ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ

1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.

8. Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

10. Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.

Рекомендации для родителей:

Речь по наследству не передается, ребенок перенимает речь от окружающих. Поэтому старайтесь ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения.

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите сами ясно, четко, интонационно выразительно, называя предметы правильно, не позволяйте говорить ребёнку быстро.

Не перегружайте ребенка информацией, не ускоряйте его развитие. Информация, которая сообщается ребенку, должна соответствовать его возрасту и способностям.

Заключительная часть

Вот и подошла к концу наша встреча. Предлагаю вам ответить на вопросы анкеты

Рефлексия (анкетирование родителей с целью выявления их мнения о проведённом собрании по пунктам:

1) Была ли информация, озвученная на собрании, полезной для Вас?

2) Каковы Ваши предложения и пожелания относительно проведения собраний?

Спасибо, Вам за уделенное время и внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей, посещающих логопедическую группу. Буклет

В буклете раскрывается организация коррекционной работы в логопедической группе...

Презентация на тему:« Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей, посещающих логопедическую группу »

Презентацию предлагаю использовать педагогам для демонстрации на родительском собрании,заменив слайды с фото детей...

Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Цели: Углубить знания родителей о работе логопеда в детском саду, дать понятия об общем недоразвитие речи, повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития речи....

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его усп...

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу.  Зачастую, это...

Консультация для родителей "Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей".

В консультации представлены способы и приемы работы, которые могут использовать родители дома для коррекции речевые нарушений....