Всё об игровом стретчинге. Краткий курс для родителей
консультация (старшая, подготовительная группа)

Уревич Татьяна Геннадьевна

Необходимость размещения данного материала продиктована многочисленными вопросами от родителей. Что такое стретчинг? Какой от него прок? Насколько он интересен детям? Даже показ самого занятия по игровому стретчингу не всегда находил понимание у родителей. Статичность, отсутствие видимых эффектов (как, например, у танцев с красочными атрибутами). Родители не видели ни яркости, присущей танцевальным занятиям, ни ощутимой пользы, как, скажем, от ЛФК. Таким образом я пришла к убеждению, что предварять показ нужно с разъяснения обоснованности структуры занятия по игровому стретчингу и важности каждого его элемента. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsyo_ob_igrovom_stretchinge.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЁ ОБ ИГРОВОМ СТРЕТЧИНГЕ. КРАТКИЙ КУРС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Кружки в стенах детского сада – глоток воздуха для работающих родителей: и цена приемлемая, и специально водить ребенка никуда не надо. Как правило, родители выбирают из широкого спектра предложений дополнительных услуг внутри детского сада подготовку к школе (актуально для подготовительной к школе группы), английский язык (интересует главным образом продвинутых мам и пап) и музыкально-ритмические занятия, конечно. ЛФК, логопедия – разумеется, но всё-таки предпочитают более сведущих специалистов нежели воспитатель (если только сад не коррекционный). К стретчингу относятся с подозрением. Даже если нет ничего другого в сфере движений под музыку. Цель данной статьи – заинтересовать родителей, показать пользу данной программы для дошколят.

Если бы вам хотелось, чтобы ребёнок посещал или гимнастику, или акробатику, или хореографию – игровой стретчинг то, что вам нужно. Поэтому сначала о истории возникновения стретчинга и той пользе, которая лежит на поверхности.

Стретчинг возник в 50-е годы в Швеции, но только спустя двадцать лет стал активно применяться в спорте и оздоровительной физической культуре. Эта методика заслужила широкое признание во всем мире, так как построена с учетом всех знаний анатомии и физиологии. Она максимально использует скрытые возможности организма и поэтому наиболее эффективна.

Стретчинг (stretching) в переводе с английского означает растяжка, удлинение.  То есть это комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц. Возникает вопрос: зачем, спрашивается, их тянуть? А теперь вспомните с каким удовольствием, просыпаясь, вы потягиваетесь. Эти «потягушки» необходимы для формирования здоровой мышечной ткани. Сидячий образ жизни (к сожалению, и у дошкольников тоже) ведёт к тому, что мышцы начинают терять не только в объёме, но и в гибкости, которая напрямую связана с подвижностью. Мышцы слабеют, местами перенапрягаются и зажимаются. В конце концов это ведёт к боли в спине, шее, коленях. Чтобы этого избежать, достаточно немного взбодрить мышцы и связки. Любая мышца состоит из эластичной ткани, поэтому она может становиться короче или длиннее. Твердые закостеневшие мышцы короткие и, чтобы улучшить в них кровоток, а, следовательно, их рост, нужно их просто растягивать.

«Игровой стретчинг» – это программа, которую создала Анна Георгиевна Назарова для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В основе программы лежит методика комплексного физического развития и оздоровления детей. Программа занятий игровым стретчингом включает в себя элементы лечебной физкультуры, упражнения корректирующей гимнастики, релаксацию, музыкальное сопровождение.

Результат регулярных занятий стретчингом: хорошая осанка и снижение травматизма конечностей. Тело становится подвижным и гибким, а настроение бодрым и приподнятым.

Теперь пора познакомиться со структурой самого занятия. Все дети занимаются в удобной спортивной форме, обязательно в чешках – чтобы грубая подошва не мешала выполнению упражнений, направленных на формирование стопы (можно и в носочках). Занятия проводятся на ковриках (это может быть простое байковое детское одеяльце) - таким образом у детей своё личное пространство. Игровой стретчинг проводится во второй половине дня натощак после бодрящей гимнастики. На занятии максимум пятнадцать детей (чтобы инструктор мог видеть каждого ребёнка и при случае подойти и помочь). Это то, что касается организационных моментов.

Ход занятия. Вводная часть: основные движения (ходьба, бег, прыжки) – минут пять. Затем дети расстилают коврики (что способствует формированию трудовых навыков, в том числе самостоятельности) и занимают статичную позу. Таких поз две: поза «индейца» (дети сидят на пятках) или по-турецки. Обязательное условие: прямая спина – так мы формируем правильную осанку. Ближе к концу занятия в качестве релаксации дети могут продолжить занятие лёжа на животе, подперев щёчки.

Все занятия начинаются с одного и того же упражнения. Называется оно «зёрнышко»: дети группируются (сидят на корточках, носик к коленям, руки вперёд), затем «прорастают» (разгибают колени, затем тянут руки вверх) и наконец раскрываются (опускают ручки вниз).

В основе занятия лежит сказка. Рассказывание сопровождается показом иллюстраций. Практически во всех детских садах всех регионов России есть проекторы, поэтому оптимальный вариант - это презентация. Но картинки могут быть и на бумажных носителях.

Сказки авторские. Ни в каких других изданиях вы их не встретите. Все сказки содержат ненавязчивую мораль. Как говорится, «сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Таким образом, проводится работа по развитию у детей нравственных качеств: воспитывается добро, красота, истина.

В сказку органично вплетается то или иное движение. Их множество. Могут олицетворять животное, действие, явление и так далее. Допустим, «отправился дровосек в лес…» - выполняется упражнение «ходьба» (на укрепление связок щиколотки и лодыжки, профилактика плоскостопия). Сказка продолжается: «а перед дровосеком, откуда ни возьмись – змея…» - выполняется упражнение «змея» (лечь на живот, руки на уровне груди, ноги вместе – приподнимаем переднюю половину груди, поворачиваем голову вправо-влево – упражнение на укрепление мышц грудной клетки и ягодиц, растяжка мышц рук и спины, формирование правильной осанки, подвижности позвонков шейного отдела). Причём полезность озвучивается и для детей. Для чего необходима некоторая валеологическая подготовка: знание анатомии и физиологии человека в объёме детского сада. Как правило, эти знания дети получают на занятиях по физкультуре. Для чего лично у меня есть модель человека, наборы «скелет человека», «внутренние органы человека». Загадки, презентации на эту тему. На неделе здоровья проводятся мероприятия, основная идея которых ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ. Теоретическая подкованность дошкольников – требование современной рабочей программы любого инструктора по ФК.  

Все упражнения выполняются под музыку. Музыка классическая. Весь месяц звучит одна подборка мелодий, затем меняется на другую. За месяц дети запоминают звучание и название музыкальных произведений. Таким образом повышается музыкальная грамотность детей, привычка слушать классическую музыку.

Занятие заканчивается диагностическим опросом. Так педагог выясняет, насколько детям был интересен выполненный материал. После чего, чтобы закрепить удовольствие от занятия, с детьми проводится подвижная игра. Она может быть как из арсенала инструктора по ФК, так и предложенная А.Г.Назаровой. В её пособии собрано больше десятка игр. Всё занятие длится в среднем тридцать минут.

Выполняя упражнения, руководствуемся пятью правилами:

  1. Тянись честно. Всегда помни: лучше меньше да лучше. Тяни всё тело. Растяжка для всего!
  2. Устал – отдохни. После – продолжай.
  3. Выпрямись. Прямая спина, руки, ноги. Да, это не очень удобно. Зато наклон на десять сантиментов с выпрямленными ногами гораздо полезнее наклона в полуприседе.
  4. Делай плавно. «Делай раз – делай два» здесь не работает. Каждый работает в своём темпе.
  5. Растяжка тоже тренировка. Тут тоже можно травмироваться, если делать что-то резко или перенапрягаться.

            В отношении последнего. Именно поэтому я бы рекомендовала занятия игровым стретчингом детям с пяти лет, не младше. Невзирая на рекомендации самого автора программы (Анна Георгиевна рекомендует занятия игровым стретчингом с трёхлетнего возраста). Дети трёх-четырёх лет недостаточно осмысленно подходят к выполнению сложных упражнений (например, «свечка» или шпагат). В таком случае высока вероятность травматизма.

            Пора подвести итоги. Помимо неоспоримой физической пользы занятия игровым стретчингом расширяют кругозор детей, формируют познавательный интерес КТО ТАКОЙ Я, обогащают лексикон и понятийный словарь, знакомят с классической музыкой, развивают нравственное начало дошкольников.

           Надеюсь, краткий экскурс в мир игрового стретчинга был вам полезен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Теремок" Конспект практического занятия для родителей по игровому стретчингу

Комплекс упражнений на развитие физических качеств: гибкости, силы, баланса с использованием гимнастического мяча (фитбола) по сказке "Теремок"....

Картотека упражнений игрового стретчинга для составления "Стретчинг-сказок"

Упражнения носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного  занятия, индивидуальной работы с детьми, режимных моментов, физминуток и динамических пауз. Упражнения выполняются ...

4. Сертификат за прохождение курса по игровому стретчингу

Игровой стретчинг для детей дошкольного и младшего школьного возраста...

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ИЛИ КРАТКИЙ КУРС СПАСЕНИЯ

На просторах интернета нашла книгу С.Б. Скобликовой "ЗАИКАНИЕ: ЛИЦОМ К ЛИЦУ". Вы можете ее прочитать бесплатно на сайте http://skoblikova.ru/ftf/index.html. С.Б. Скобликова - дефектолог высш...

Консультация для воспитателей."Краткий курс логопедии"

Предлагаем вашему вниманию консультацию для воспитателей комбинированных логопедических групп. Основы логопедии....

Консультация для воспитателей."Краткий курс логопедии"

Предлагаем вашему вниманию консультацию для воспитателей комбинированных групп для детей с ТНР. Основы логопедии....