Консультация для педагогов: Обобщение опыта по работе с родителями в группе раннего возраста
материал (младшая группа)

Буханова Ирина Николаевна

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_roditelyami.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АЛЕНУШКА»

Консультация для педагогов:

Обобщение опыта по работе с родителями в группе раннего возраста

Подготовила и выполнила

Буханова И.Н.

Клин

19.12.2020

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства.

В последнее время  проблема взаимодействия ДОУ и семьи попала в разряд самых актуальных для меня. Т. к от того, как будет налажен контакт с родителями, как я вовлеку их в совместную деятельность, зависит успех дальнейшего сотрудничества с родителями с целью объединения усилий для развития и воспитания детей.

Мы стараемся, чтобы не только дети, которые приходят к нам малышами, но и их родители стали частью нашей большой солнечной семьи. С первых дней знакомства с родителями мы знакомим их с особенностями нашего детского сада: Название ДС, которое прослеживается и в оформлении, названии групп, названия праздников. пример «Солнечные капельки поэзии»; нашими традициями, нашими праздниками, которые проходят только у нас в ДС (пр. посвящение в дошкольники, где мы называем наших детей «Солнечными детьми»).Знакомим со специалистами ДОУ; с программой, приоритетным направлением ДОУ, как оно реализуется. Рассказываем о достижениях нашего детского сада, наших детей и выпускников (участие и победы в конкурсах). Знакомим родителей с перспективами, которые открываются перед детьми, которые посещают наш ДС. Вызываем гордость от того, что они пришли именно в наш детский сад.

В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

Работа с родителями захватывает каждую образовательную область:

«Безопасность» - информирование родителей о создании безопасной развивающей среды в доме через консультации, оформление стендов ит. д. ;

«Физическая культура» - знакомство родителей с лучшими достижениями в физической культуре других семей, организация совместных соревнований и т. д. ;

«Здоровье» -

ФИЗИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ

Знакомство родителей

с эффективными средствами

закаливания, профилактики

болезней.

«Социализация» - знакомство родителей с трудностями, и достижениями детей в период адаптации к детскому. От того, как проходит адаптация ребенка к детскому саду (его переживания, так и дальше ребенок будет социально адаптироваться в обществе сверстников и других взрослых (школа, др. учебные заведения и т. д.)

«Труд» - Привитие навыков самообслуживания.

«Познание» - интеллектуальное развитие ребенка через освоение ООП совместные дополнительные занятия в семье и в детском саду;

«Коммуникация» - индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах и т. д.

«Чтение художественной литературы» - совместное чтение детей и родителей художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, произведений, оформление родителями выставок;

«Музыка» - совместная музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах, занятиях.

Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно

Нашей целью является:

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство ДОУ

Основные задачи своей работы мы видим в следующем:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Предполагаемый результат:

• Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

• Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований;

• Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

• Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого работу с родителями проводим по следующим направлениям:

1. Информационно-аналитические

2. Познавательные

3. Досуговые

4. Наглядно-информационные

Слайд

Информационно-аналитическое направлено на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования. У нас имеется большой выбор анкет, носящий неформальный характер. В таких анкетах мы стараемся выяснить привычки ребёнка, особенности поведения, любимые игрушки и игры, как ласково называют его дома, что ребёнок уже умеет делать, что ещё не получается и так далее, интересы и увлечения родителей

Кроме анкетирования, в работе с родителями помогают: «Почта доверия», «Волшебный сундучок», «Ларец пожеланий и предложений». «Ларец пожеланий и предложений» - это сделанный нами почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях, либо в виде консультаций, памяток как в письменной, так и в устной индивидуальной формах. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает мне встретиться с родителями лично.

Познавательное направление направлено на знакомство родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. Это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог, ст. воспитатель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Одной из форм традиционного взаимодействия с родителями являются родительские собрания. Форму проведения родительского собрания выбираем после обработки анкет, т. е. зависит от запросов, интересов родителей, это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов или, либо заседание в виде круглого стола. Часто на родительских собраниях говорит только воспитатель, а родители слушают и ждут окончания. Если у родителей и возникают вопросы, то обычно они касаются питания детей. Мы решили в корне изменить этот стереотип и внести инновационные принципы в свою работу. Поэтому большое внимание уделяется подготовке к родительским собраниям. Заранее вывешивается объявление с просьбой к родителям продумать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы, с кем из специалистов желали бы встретиться.

Родительские собрания проводятся за чаепитием. Большинство родителей приходят на такие встречи после трудового дня, и в такой неформальной, теплой, почти семейной обстановке люди чувствуют себя свободнее, легче делятся своими проблемами. Родители в непринужденной обстановке с увлечением и заинтересованностью обсуждают вопросы, которые ставит перед ними воспитатель. Многие мамы и папы, приводя в сад второго или третьего ребенка, с большим удовольствием делятся опытом по воспитанию детей. А если родители проявляют инициативу, это говорит о реальном их желании сотрудничать с педагогом. В конце таких встреч провожу обсуждения с родителями – что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить. Родители могут предлагать свои формы проведения родительских собраний

Оформлена и организована библиотека для родителей. Родители могут на определенное время брать методическую, детскую литературу а также развивающие игры.

ДОСУГОВОЕ направление способствует установлению эмоционально- положительного контакта между педагогами, родителями и детьми.

Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду. Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Ежемесячно нами организуются выставки «Давайте познакомимся», где родители проявляют фантазию и выдумку в оформлении материала.

Нами активно используются и проводятся проекты «Моя семья», проект «Солнышкина семья» реализуется с  раннего возраста. Родители являются активными участниками проектов

Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках.

 Например, у нас в группе проходила выставка поделок на тему «Мамины ручки»,

родители проявили творчество и в создании портфолио детей ,фотогазеты «Моя семья»

Родители охотно участвовали в акциях «Подари книгу», «Кормушка для птиц», «Укрась участок», «Наряди елочку». Очень интересно проходили праздники, на которых присутствовали родители, хотя дети еще маленькие, и не только присутствовали, но еще помогали нам и в оформлении, и в фотосъемке, и в видеосъемке.

Очень часто мы привлекаем к помощи наших родителей. Родители активно участвуют в создании развивающей среды группы. Они и красят, и строят, и цветы сажают и в различных конкурсах участвуют. Чем только не помогают! Поэтому все слова благодарности отражаются в благодарственных письмах родителям, которые вручаем на родительских собраниях.

О мероприятиях, проводимых в группе мы сообщаем родителям заранее оформив яркое, большое объявление, которое не заметить и не заинтересоваться родители не могут. Родители узнают у нас подробности, предлагают помощь в проведении. Иногда родители сами предлагают формы проведения мероприятий и мы с удовольствием идем им на встречу

Каждый родитель, который помогает нам, отмечен на экране достижений, который мы назвали «Копилка добрых дел» это эффективная форма, которая активизирует родителей, они видят звездочки других семей и сами спешат помочь нам. (пример добрых дел: корм для канарейки, участие в выставке «Давайте познакомимся! », чеснок как средство профилактики ОРВИ и т. д.)

Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками, дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Нами оформлены родительские уголки, выставки работ детей.Форма работы через родительские уголки является традиционной, в них мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, рекомендуем конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Уголки оформлены ярко, информация предлагается в доступной форме, легкой для чтения. (пример: в краткой форме, мы помещаем информацию о том, чему мы научились за неделю). Так же используем письма счастья, в которых отражаем достижения ребенка. Такие письма родители находят в шкафчике ребенка и не скрывают радости и гордости за своего малыша

Нами оформляются групповые альбомы «Наша дружная семейка», которые находится в родительском уголке, начиная с группы раннего возраста  вклеиваем фотографии детей, достижения и рисунки. Родители с интересом рассматривают альбом и у них появляется стимул для дальнейшего пополнения альбома интересными событиями в группе с участием родителей.

Переодически мы выпускаем фото-газету «У нас в детском саду», в которых информируем родителей о событиях, проходивших в группе. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Любое проведенное нами мероприятие снимается нами на фото и видео камеру, затем распостраняется среди родителей, а также нами создается видео архив жизни детей с первых дней пребывания в ДОУ

Мы всегда доступны для родителей, в любой момент они могут позвонить нам по любому вопросу. Фото и видео съемки нами активно используются практически каждый день. Вечером часто мы показываем видео игр, занятий проводимых с детьми в течении дня. Для нас важно что родители видят нашу работу с детьми, а главное результат этой работы и это вдохновляет их на сотрудничество с нами.

Работая с родителями, я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе носил неформальный характер, необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Таким образом, в процессе поисков и экспериментов постепенно сложился определенный план работы с родителями в группе детей раннего возраста. Результатом нашей работы является следующее:

• создана единая воспитательная среда, важная для ребенка и его родителей;

• родители не оторваны от детского сада и с большим удовольствием посещают все мероприятия;

• родители принимают рекомендации педагогов и, что ценнее всего, - претворяют их в жизнь.

Очень важно, что у родителей появляется интерес к жизни их детей в группе. Часто возникают дискуссии по инициативе родителей. Для установления диалога с семьями воспитанников используем язык поддержки и соучастия, даем понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это достигается при помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комплимент, улыбка и пр., но не ради соответствия ожиданиям семьи, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально- положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем. Мамы и папы стремятся к индивидуальному общению с нами, их начинают интересовать вопросы, касающиеся формирования личности малыша, его внутреннего мира, отношений с окружающими. Иногда родители признают ошибочность некоторых своих методов воспитания.

Создается благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, что обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей раннего возраста, а значит, и успех всего ДОУ.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, которые он создает вокруг себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы работы с родителями в группе раннего возраста

Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего ...

Методы работы с родителями в группе раннего возраста

Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего ...

Перспективное планирование работы с родителями в группе раннего возраста

В данном материале представлен пример планирования работы с родителями в группе раннего возраста...

Перспективный план работы с родителями в группе раннего возраста

Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе...

формы и методы работы с родителями в группе раннего возраста

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА 1.   В.А.Сухомлинский:«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце и...

Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Традиционные формы работы с родителямиНетрадиционные формы работы с родителями...

Организация работы с родителями в группах раннего возраста. Виды и методы работы с родителями в 2017-2018 уч.год

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия ДОУ с смьей воспитанников....