Мастер-клас для родителей «Упражнения по развитию графических навыков ребёнка»
материал (старшая группа)

Ульяновская Вера Владимировна

С того момента, как в руки ребенка попадает карандаш, а это случается довольно рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге все, начиная со штрихов и каракулей. Постепенно развиваясь, ребенок переходит к схематическому изображению на листе сначала отдельных предметов, а затем цельных графических рассказов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Упражнения по развитию графических навыков ребёнка»

С того момента, как в руки ребенка попадает карандаш, а это случается довольно рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге все, начиная со штрихов и каракулей. Постепенно развиваясь, ребенок переходит к схематическому изображению на листе сначала отдельных предметов, а затем цельных графических рассказов.

«Рука - вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функций руки. Установлено, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие тонких движение пальцев отстает, то и задерживается речевое развитие. Занятия по развитию графических навыков занимают важное место в системе коррекционного обучения в группах для детей с нарушением речи. Они способствуют развитию мелкой моторики рук, учат точно координировать движения руки, развивают ориентировку в пространстве, произвольное внимание, память, совершенствуют зрительное и слуховое восприятие. Основные формы работы с детьми по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков - игры и упражнения, которые включены в занятия всех направлений развития.

Упражнения, направленные на правильный захват карандаша и подготовки руки к выполнению графических заданий:

  • захват гранённого карандаша большим и указательным пальцами рабочей руки;
  • перекладывание карандаша с одного места на другое, при этом карандаш захватывается большим и указательным пальцами;
  • прокатывание карандаша между ладонями;
  • прокатывание карандаша между большим и указательным пальцами;
  • сгибание по четыре пальца на каждой руке до начала ладони (пальцы плотно прижаты друг к другу, большой палец отогнут и направлен в сторону;
  • покачивание сложенных ладошек (пальцы рук соединены вместе и направлены вверх) влево и вправо;
  • круговые вращения кистей рук с последующим их расслаблением;
  • сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно;
  • сжимание ластика разными пальцами;
  • поставьте локти на стол, возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперёд и назад;
  • свободное постукивание пальцами по столу, одновременно и поочередно;
  • надавливание подушечками пальцев руки на пальцы другой;
  • неотточенный карандаш, зажатый в четырёх пальцах и согнутых к ладоням, наклонить к ладошкам и снова вернуть их на место;
  • «Мячики» - изображают руками сначала маленькие (пальцы рук расслаблены), потом большие (пальцы рук напряжены);
  • перекладывание мячей разного диаметра;
  • сжимание детских эспандеров;
  • поиграем с фасолью: правой рукой переложить фасоль из одной тарелки в другую, а левой рукой переложить обратно (брать по одной штучке);
  • попеременное поглаживание одной кисти руки другой;

Игры с пальчиками с речевым сопровождением.

Цель: развитие движения руки, снятие мышечного напряжения в кисти, развитие чувства ритма, кратковременной слуховой памяти.
Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах.
http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/2/2961_b479599bc967af4681cae96e2a8b32d0.jpg.jpg

При выполнении упражнений следует обращать внимание на: 
1. правильность посадки за столом;
2. выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/2/2961_b8d5ac23f1c56bd9129d44ef95dde7ae.png.jpg

Специальные упражнения на развитие графических навыков

Прямые дорожки                                                                                                                            
Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
Фигурные дорожки
Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии. Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/2/2961_b0cdc4f40c4b0cc585b48f26e3e7b5e0.jpg.jpg

Упражнения по штриховке по контуру, обводка.

Цель: развитие зрительно-моторных координаций.

Эти задания способствуют не только развитию мелкой моторики, но и формированию учебных умений и навыков, в частности, такого важного, как умение слушать и слышать инструкцию и точно ее выполнять.

Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)
• полукругами.
Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/2/2961_e48906b3af31b89042f8e39a977df132.jpg.jpg

Рисование по точкам.


Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/2/2961_869dd73dfc64d83251da361583a1c571.jpg.jpg

Рисование по контурам


Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/2/2961_e07e6859aef067168002c0414482d278.jpg.jpg

Рисование по клеточкам


На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/2/2961_7aad209e272722d4f335ab4f126b3eea.jpg.jpg

Как проводить графические диктанты.

Задание по графическому диктанту выглядят так: на листе бумаги в клеточку ставится точка и от этой точки дается задание. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого я вместе с ребенком выясняю, где у него правая, где левая рука, показываю на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора. Рисовать нужно по клеточкам. Например, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка влево. Должен получиться квадратик. Это самый простой пример графического диктанта. С каждым разом задание для ребенка должно усложняться. Перед написанием графического диктанта с ребенком стоит повторить, где находится лево, а где право, верх и низ. Проследите за тем, как ребенок сидит, как держит карандаш, приучайте сразу все делать правильно. Если у малыша проблемы со счетом, помогайте отсчитать клеточки в тетради.

Варианты проведения диктанта:

  1. Ребенку предлагают повторить в тетради рисунок, который изображен на образце.
  2. Взрослый человек диктует определенную последовательность черточек, указывая количество клеточек и направление рисования. Ребенок все выполняет на слух, затем накладывает свое изображение на исходное и сравнивает результат с образцом
  3. Взрослый начинает диктовать графический диктант и когда получается понятный рисунок, ребенок должен самостоятельно его продолжить.

Педагог: Сегодня мы с вами тоже поучимся писать такой диктант, чтобы Вам легче было представить, как я его провожу с Вашими детьми. У вас на столах перед каждым лежат тетрадные листы в клетку и простой карандаш. Прежде чем, познакомить детей с диктантом, я знакомлю с самой клеткой. Объясняю, что у клетки есть верхняя сторона, нижняя. У клетки есть правая сторона и левая, соответственно у клетки есть верхние и нижние углы. Освоив эти небольшие знания можно попробовать написать графический диктант. Начинаем рисовать первый узор. (практическая деятельность родителей) Скажите, все справились с заданием, у кого оно вызвало затруднение? Тогда продолжим.

 Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо. Для выполнения графических заданий необходим простой карандаш.  Раскрашивать рисунки нужно цветными карандашами (не фломастерами, не шариковыми ручками!). Работа фломастером не требует контролируемого усилия, след легко возникает на бумаге. Когда ребёнок пишет карандашом, ему требуется приложить определённое усилие, которое со временем осознаётся ребёнком, как волевое. Тем самым мы формируем навык самоконтроля, который так необходим детям с дефицитом внимания. Следите, чтобы при раскрашивании и штриховке ребёнок не выходил за контур рисунка. Линии при штриховке должны идти параллельно. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети либо сильно нажимают на карандаш, либо не нажимают на него вовсе. От этого линии еле заметные, практически невидимые или слишком плотные. Это говорит о том, что у ребенка не развита мелкая пальцевая и кистевая моторика, нет координации движений кистью. В процессе рисования дети графически фиксируют движение, при котором одновременно учатся расслаблять руку от плечевого сустава к кисти, а также мышцы ладони и пальцев.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.

Помните! Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом! Не пренебрегайте графическими упражнениями - эти задания помогут вашему ребенку не только научиться писать, но и подготовиться в целом к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематическое планирование упражнений по развитию графических навыков у дошкольников....

Упражнения по развитию графических навыков ребенка.

Рекомендация посвящена проблемам развития тонкой моторики, ловкости и координации. В ней предложены коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовке руки к письму. Назначе...

Консультация для родителей на тему: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»...

Упражнения по развитию графических навыков

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не...

Упражнения по развитию графических навыков ребенка.

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, ...

Графические упражнения для развития графомоторных навыков у детей

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК...