Мастер класс «Активизация речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи, как этап современного занятия в условиях ФГОС»
консультация (подготовительная группа)

Харитонова Ольга Анатольевна

     В теории и практике логопедии проблема активизации речевой деятельности остаётся одной из самых актуальных. Основная задача  дошкольных учреждений  в условиях ФГОС состоит в правильной организации и активизации речевого общения детей, поскольку речь является средством общения и орудием мышления.
  Жизнедеятельность человека невозможна вне речевой деятельности, так как речь – принадлежность его деятельности, обеспечивает обмен информацией и общения людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс «Активизация речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи, как этап современного занятия в условиях ФГОС»


“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных

 задач   воспитания   личности  ребёнка  дошкольного  возраста”

                                                                                  В.А.Сухомлинский.
     
Я, Харитонова Ольга Анатольевна представляю вам мастер – класс на тему: ««Активизация речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи, как этап современного занятия в условиях ФГОС» 
   
В теории и практике логопедии проблема активизации речевой деятельности остаётся одной из самых актуальных. Основная задача  дошкольных учреждений  в условиях ФГОС состоит в правильной организации и активизации речевого общения детей, поскольку речь является средством общения и орудием мышления.
 
Жизнедеятельность человека невозможна вне речевой деятельности, так как речь – принадлежность его деятельности, обеспечивает обмен информацией и общения людей.
 
У детей с ОНР отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, которые отрицательно отражаются на процессе коммуникации у ребёнка. Исследователи Ю.Ф.Гаркуша, Е.М.Мастюкова, С.А.Миронова и другие указывают, что у детей с ОНР уровень общения снижен. Это способствует возникновению психологических особенностей. Отмечается стеснительность, застенчивость, нерешительность, робость, замкнутость, что в свою очередь порождает специфические черты общего и речевого поведения. Дети проявляют ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, не умеют поддерживать беседу, не могут правильно оценивать свои возможности и силы, часто «выпадают» из системы реальных взаимоотношений с окружающими, что неизбежно приводит к снижению их коммуникативной активности. 
 
Перечисленные выше психические особенности детей отрицательно влияют на их речевую активность, что приводит к ограничению процесса свободного общения и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуя овладению знаниями.
 
Особенности речевого общения детей старшего дошкольного возраста с ОНР привели меня к убеждению, что в большинстве случаев у детей не происходит самостоятельного овладения системой коммуникативных умений.
 
Всё это выдвинуло необходимость в определении направлений и приёмов коррекционно-педагогических воздействий на активизацию речевой деятельности детей с ОНР.

  Слайд №3

    Я начала с комфортной среды в кабинете «Речевечок».

   Основная задача кабинета является обеспечение условий для развития детей с нарушениями речи. Важнейшим из них является создание благоприятного климата обучения и воспитания каждого ребенка, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного учреждения. В кабинете имеется необходимое оборудование для проведения коррекционно – логопедических занятий с детьми, познавательно- развивающие пособия и материалы по всем разделам  коррекционно – образовательной программы, учебно – методическая литература. Предметно - развивающая среда кабинета организована с учетом коррекционного и оздоравливающего компонента в условиях ФГОС, т.е разделена на зоны: индивидуальная зона, рабочая зона учителя – логопеда, зона для подгрупповых занятий, зона методического сопровождения ( в приложении представлена презентация, паспорт  и видео кабинета)

Слайд № 5

   Продолжила свою работу в группе «Лучики».

   Плодотворно работаю с педагогами логопедической группы: совместное планирование лексических тем, оказываю консультативную и практическую помощь, знакомлю с новинками методической литературы. Изготавливаем речевые пособия. Данная взаимосвязь с педагогами позволяет видеть хорошие результаты работы.

Слайд №6

  Особое внимание уделяю работе с родителями воспитанников, веду консультативную работу ( групповую и индивидуальную), провожу родительские собрания, обеспечиваю родителей буклетами, содержание которых ориентировано на продолжение деятельности в домашних условиях.

Слайд №7

О нас.

Слайд № 8

  Я в своей практике использую методы и приёмы современной технологии – риторики. Среди множества риторических методов и приёмов на речевых занятиях я рекомендую использовать следующие: 

  • Упражнения (подражательно-исполнительного и творческого характера);
  • Этюды;

Этюд "Бабушкины ладони"

Ход этюда. Педагог читает стихотворение Н. Голя и Г. Григорьева. Дети вместе с ним сопровождают его жестами и движениями (смотреть презентацию)

  • Импровизации, разыгрывание сказок;
  • Наблюдения, прогулки, экскурсии ( смотреть презентацию).

Слайд № 11
 
Моя работа по развитию коммуникативных умений включает в себя следующие направления коррекционного воздействия:

  • Развитие неречевых и речевых средств общения;
  • Формирование умения применять средства общения в разнообразных коммуникативных ситуациях;
  • Развитие активности в различных формах общения;
  • Формирование определённых форм, свойств и качеств личности (например, умений следовать правилам поведения).
     

     В ходе коррекционного обучения я создаю условия, способствующие желанию детей общаться. Но прежде всего в работе по формированию общих речевых навыков, особое внимание обращаю на технику речи: преодолеваем нарушения речевого дыхания, отрабатываем артикуляционные упражнения

  А вот добиться изменения эмоционального состояния ребёнка значительно сложнее, чем, добиться усвоений знаний, умений, формирования навыков.
  Поэтому большое внимание уделяю  развитию невербальных проявлений активности детей, поскольку довербальная коммуникация – основа для развития вербальной.
Слайд № 12
  Обучение детей восприятию и выражению основных эмоций начинаю с мимической гимнастики. Детям предлагаю традиционные упражнения для развития подвижности мимических мышц лица: нахмурить, поднять брови, сморщить лоб, зажмуриться, прищуриться и т.п., которые провожу индивидуально с зеркалом , в парах и сочетаем с упражнениями на расслабление и активизацию речевого аппарата (языка, губ, нижней челюсти).
 
В мимике дети учатся отражать основные эмоциональные состояния (внимание, интерес, удивление, удовольствие, радость, испуг) путём подражательной деятельности. С этой целью разыгрываю несложные этюды с комментированием взрослого.

Игра 1. «Веселые мартышки».

Задачи игры:

развитие подражательной способности;

эмоциональная разгрузка от излишних переживаний, проявление веселья и радости.

Ход игры:

Взрослый, читая стихотворение, сопровождает свои слова движениями. Дети за ним повторяют.

Стихотворение:

Мы – веселые мартышки.
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,

 
 
Хлопают в ладоши.

Мы ногами топаем,

Топают ногами.

Надуваем щечки,

Надувают щеки.

Скачем на носочках.

Прыгают на носочках.

И друг другу, даже,
Язычки покажем.

 
Показывают языки.

Дружно прыгнем к потолку,

Прыжок.

Пальчик поднесем к виску.

Крутят пальцем у виска.

Оттопырим ушки,

Руками оттопыривают уши.

Хвостик на макушке.

Помахать рукой у макушки.

Шире рот откроем,

Открывают рот.

Гримасы все состроим.

Делают любые гримасы.

Как скажу я цифру «три»,
Все с гримасами -  замри.

 
Замирают с гримасой.

Можно сфотографировать лицо каждого ребенка. Потом посмеяться всем вместе. Поговорить, кто, какую и зачем состроил такую гримасу.
Игра 2. «Жалеем».

Задачи:

познать сущность эмоциональных состояний;

развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций.

Оборудование и материалы:

Нарисованные буквы.

Ход игры:

Ребенку предлагаются по одной картинки с буквами. Каждая буква обсуждается:

Взрослый: 

Посмотри, какая буква.
Она веселая?

Показывает букву А.

Ребенок:

Нет. 

 

Взрослый:

А давай она будет радоваться.

Дорисовывает ей глазки и улыбающийся ротик.

Ребенок:

Давай.

 

Взрослый:

А покажи, как ты радуешься?

 

Ребенок:

 

Улыбается.

Взрослый:

А это, какая буква?

Показывает букву О.

Ребенок:

О.

 

Взрослый:

Посмотри, как она умеет удивляться.

Дорисовывает ей глаза.

Ребенок:

Да.

 

Взрослый:

А как ты умеешь удивляться?

 

Ребенок: 

 

Удивляется.

Взрослый:

Молодец.

 


  Кроме того, что с ребенком проигрываются эмоции, данное задание позволяет весело повторить буквы. При этом другим буквам могут быть характерны такие эмоции:

У – капризуля, упрямица; И – плакса, всегда плачет; Ы – страшилка, любит всех пугать; Э – нехочуха, ничего не хочет.

   В результате проведения предложенной мимической гимнастики дети учатся проявлению различных эмоций и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Всё это помогает лучше познать себя и других и снять психическое напряжение.

   Развитию пантомимики я также уделяю большое внимание, развивая в детях способность, распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, а затем выражать свои эмоции с помощью жестов, движений, походки, позы. Это повышает интерес к занятиям, расширяет эмоциональный опыт детей и позволяет раскрепоститься замкнутым детям, повысить творчество. 
Профессии. Показать в движениях и действиях людей разных профессий:
• библиотекаря;
• учителя и другие ( смотреть презентацию)
Зимние развлечения. Показать отдельные сценки:
«Играю в снежки»;
- «Снег попал за воротник, шею» и другие ( смотреть презентацию)
 
  После исполнения этюдов организовываем совместное обсуждение увиденного.

   В своей работе придаю особое внимание обогащению словаря детей выражениями, обозначающими различные эмоциональные состояния человека (злой, добрый, сердитый, радостный).
 
Учитывая, что активизация речевой деятельности невозможна без активизации её основных компонентов, большое место отвожу лингвистическим играм. Использование словесных игр направлено на обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, на умение использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр заключается в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что, несомненно, стимулирует их собственную речевую активность.
   Мной проводятся игры «Слова-неприятели», «Назови слов по его толкованию», «Слова-приятели», «Назови ласково», «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Жили – были, два братца – Почему и Потому», целью которых является актуализация и активизация словаря, развитие грамматического строя речи, фонематического восприятия.
  Для активизации речевой деятельности, а также для развития связной речи, группового общения, умения фантазировать нами используются такие игры и упражнения как «Сочиним историю» или «Сказка по кругу», «Новая история», «Рисуем словами».
  Я  использую  упражнения, основанные на моделировании различных проблемных и игровых ситуаций, возникающих в процессе речевого общения.
- Встретился мальчик и девочка. Кто должен поздороваться первым?
- Вы заходите в группу. Навстречу выходит воспитатель. Кто и как здоровается первым?
   Они создаются путём использования наглядности, выполнения детьми различных ролей, постановкой проблемы. Выполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивают детей на речевые действия, ожидаемые от него в определённой ситуации.
   Проблемные ситуации способствуют развитию у детей речевого этикета. Предметом особого внимания были ситуации обращения и привлечения внимания, просьбы, благодарности, извинения, отказа.
  В процессе коррекционного воздействия использую  игры-драматизации, разыгрывая отдельные эпизоды и сказки полностью, адаптированные для условий логопедической коррекции.
   Приёмами, стимулирующими, активную речь у детей, являются: возможность принять участие в инсценировке, перевоплотиться в другой образ с помощью костюмов, использование сюрпризного появления игрушек, персонажей.

Слайд № 15

Схема для составление описательных рассказов об игрушке.

Цели: Учить детей составлять описательные рассказы об игрушках, используя при этом план – схему, продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания. 

Слайд № 16

Пересказ рассказа «Осень» по опорным картинкам.

Тема: Пересказ рассказа «Осень».
Образовательные цели: формировать навык связного последовательного пересказа по опорным картинкам; целенаправленное восприятие и анализ рассказа; активизировать и обогащать словарь по теме «Осень»; словарь синонимов и антонимов; закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний.
Коррекционно-развивающие цели: развивать свободное общение; диалогическую и монологическую формы речи; развивать операции мышления (обобщение, анализ), внимания, слуховой памяти. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, темп и ритм речи.
Воспитательные цели: воспитывать умение выслушивать педагога и товарища.

Слайд № 17

Составление описательного рассказа о весне с использованием мнемотаблиц.

Цели: Закрепить знания о весне, развивать умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицы;  формировать у детей умение строить сложные по конструкции предложения, активизировать словарь по теме «Весна». Развивать коммуникативные и познавательные способности старших дошкольников, способствовать развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотаблиц, продолжать развивать психические процессы: память, внимание, мышление, побуждать к эмоциональной отзывчивости.

Слайд № 18

Работа с мнемотаблицей на слово «РЫБОЛОВ»

Рыба- человек – рыболов-удочка (ловить) и тд…

Слайд № 19

Тема: «Составление описательного рассказа об овощах и фруктах

с опорой на схему».

Цели:

Коррекционно-образовательные:

учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания;

соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами;

учить детей подбирать прилагательные к существительным;

Коррекционно-развивающие:

развивать у детей умение отвечать на вопрос полным предложением;

активизировать словарь по теме «Овощи и Фрукты»;

упражнять в согласовании имен существительных с прилагательными;

закреплять обобщающие понятия «Овощи» и «Фрукты»;

развивать внимание, память и мышление, обращая внимание на детали описания;

развивать мелкую и общую моторику, физиологический и речевой выдох;

Коррекционно-воспитательная:

воспитывать у детей аккуратность и гигиенические навыки.

Слайд № 20

Схема «Расскажи, чем похожи, и чем отличаются?»
Учит не только умению выделять характерные особенности предметов, но и сравнивать их.

Слайд № 21

 Сложными в понимании и заучивании для детей с ОНР являются загадки. 

Загадки часто содержат метафоры, сравнения и требуют умения анализировать. Развивающие возможности загадки огромны.

Слайд № 22

Игра «Веселый мяч»  или «Умные кубики».

Учит детей  употреблять в речи предлоги «на», «под», «за» и др., правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой.

Дошкольникам предлагается назвать  и соотнести предлоги со схемой.

Слайд № 23

Игра «Распредели по секторам» 

  Развивает умение обобщать предметы и соотносить их с символами. Предлагаем детям распределить все предметы из круга по секторам, сверяясь с символами-знаками.

Слайд № 24

Словесная игра «Скажи наоборот»

Цель: способствовать обогащению словарного запаса и умению согласованию существительных с прилагательными
(большой-маленький, высокий-низкий, острый-тупой).

Слайд № 25

Один из приемов работы – использование пиктограмм.

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и может использоваться в следующих качествах:

– как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;

– как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.

Слайд № 26

  «Составить из пиктограмм пару»
задание - найти две пиктограммы по предложению:  
“Самолет летит”, “Цветок растет” или  “Кузнечик  прыгает”…

Слайд № 27

Согласование в роде, числе, падеже. Пою о ком (о чем)?  Вижу кого (что)?

Согласование существительного и  числительного.

Слайд № 28

  При нарушениях слоговой структуры слова моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.

   Дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить слова со слоговой схемой.

    К примеру дошкольникам предлагаются названия предметов мебели.

Они должны хлопать в ладоши соответственно количеству слогов в этих словах и соотносить слово со слоговой схемой.

Слайд № 29

  При подготовке к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи:

—  познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;

— находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки;

—  сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

—  отработать навык послогового чтения.

Слайд № 31

 Игра «Рассели картинки в дом» научит выделять первый, последний звуки в слове и соотносить их со схемой. Дошкольникам предлагается назвать, что изображено на картинках и определить, где «живет» заданный звук в слове, а также в какой дом «поселить» картинку.

Слайд № 34

Игра «Куда перелетела бабочка?»

  Определять и отмечать позицию заданного звука на карточке-схеме с помощью бабочки способствует игра «Куда перелетела бабочка?»    

   Дошкольникам предлагается карточка, разделенная на три части, и бабочка на магните. Логопед называет слова, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка: если звук в начале слова — в первый квадрат (со звездочкой), если в середине — во второй, если в конце — в третий.
   
Работа по активизации коммуникативной деятельности детей с ОНР продолжается. Использование разнообразных  современных методов и приёмов активизирует формирование коммуникативных умений у детей с ОНР, а также повышает эффективность коррекционно-педагогической работы в условиях ФГОС в целом.
   Диагностические данные позволяют проследить за положительными сдвигами, произошедшими под влиянием коррекционной работы, и расставить приоритеты в последующей работе.



Предварительный просмотр:

Мастер класс «Активизация речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи, как этап современного занятия в условиях ФГОС»


“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных

 задач   воспитания   личности  ребёнка  дошкольного  возраста”

                                                                                  В.А.Сухомлинский.
     
Я, Харитонова Ольга Анатольевна представляю вам мастер – класс на тему: ««Активизация речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи, как этап современного занятия в условиях ФГОС» 
   
В теории и практике логопедии проблема активизации речевой деятельности остаётся одной из самых актуальных. Основная задача  дошкольных учреждений  в условиях ФГОС состоит в правильной организации и активизации речевого общения детей, поскольку речь является средством общения и орудием мышления.
 
Жизнедеятельность человека невозможна вне речевой деятельности, так как речь – принадлежность его деятельности, обеспечивает обмен информацией и общения людей.
 
У детей с ОНР отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, которые отрицательно отражаются на процессе коммуникации у ребёнка. Исследователи Ю.Ф.Гаркуша, Е.М.Мастюкова, С.А.Миронова и другие указывают, что у детей с ОНР уровень общения снижен. Это способствует возникновению психологических особенностей. Отмечается стеснительность, застенчивость, нерешительность, робость, замкнутость, что в свою очередь порождает специфические черты общего и речевого поведения. Дети проявляют ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, не умеют поддерживать беседу, не могут правильно оценивать свои возможности и силы, часто «выпадают» из системы реальных взаимоотношений с окружающими, что неизбежно приводит к снижению их коммуникативной активности. 
 
Перечисленные выше психические особенности детей отрицательно влияют на их речевую активность, что приводит к ограничению процесса свободного общения и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуя овладению знаниями.
 
Особенности речевого общения детей старшего дошкольного возраста с ОНР привели меня к убеждению, что в большинстве случаев у детей не происходит самостоятельного овладения системой коммуникативных умений.
 
Всё это выдвинуло необходимость в определении направлений и приёмов коррекционно-педагогических воздействий на активизацию речевой деятельности детей с ОНР.

  Слайд №3

    Я начала с комфортной среды в кабинете «Речевечок».

   Основная задача кабинета является обеспечение условий для развития детей с нарушениями речи. Важнейшим из них является создание благоприятного климата обучения и воспитания каждого ребенка, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного учреждения. В кабинете имеется необходимое оборудование для проведения коррекционно – логопедических занятий с детьми, познавательно- развивающие пособия и материалы по всем разделам  коррекционно – образовательной программы, учебно – методическая литература. Предметно - развивающая среда кабинета организована с учетом коррекционного и оздоравливающего компонента в условиях ФГОС, т.е разделена на зоны: индивидуальная зона, рабочая зона учителя – логопеда, зона для подгрупповых занятий, зона методического сопровождения ( в приложении представлена презентация, паспорт  и видео кабинета)

Слайд № 5

   Продолжила свою работу в группе «Лучики».

   Плодотворно работаю с педагогами логопедической группы: совместное планирование лексических тем, оказываю консультативную и практическую помощь, знакомлю с новинками методической литературы. Изготавливаем речевые пособия. Данная взаимосвязь с педагогами позволяет видеть хорошие результаты работы.

Слайд №6

  Особое внимание уделяю работе с родителями воспитанников, веду консультативную работу ( групповую и индивидуальную), провожу родительские собрания, обеспечиваю родителей буклетами, содержание которых ориентировано на продолжение деятельности в домашних условиях.

Слайд №7

О нас.

Слайд № 8

  Я в своей практике использую методы и приёмы современной технологии – риторики. Среди множества риторических методов и приёмов на речевых занятиях я рекомендую использовать следующие: 

  • Упражнения (подражательно-исполнительного и творческого характера);
  • Этюды;

Этюд "Бабушкины ладони"

Ход этюда. Педагог читает стихотворение Н. Голя и Г. Григорьева. Дети вместе с ним сопровождают его жестами и движениями (смотреть презентацию)

  • Импровизации, разыгрывание сказок;
  • Наблюдения, прогулки, экскурсии ( смотреть презентацию).

Слайд № 11
 
Моя работа по развитию коммуникативных умений включает в себя следующие направления коррекционного воздействия:

  • Развитие неречевых и речевых средств общения;
  • Формирование умения применять средства общения в разнообразных коммуникативных ситуациях;
  • Развитие активности в различных формах общения;
  • Формирование определённых форм, свойств и качеств личности (например, умений следовать правилам поведения).
     

     В ходе коррекционного обучения я создаю условия, способствующие желанию детей общаться. Но прежде всего в работе по формированию общих речевых навыков, особое внимание обращаю на технику речи: преодолеваем нарушения речевого дыхания, отрабатываем артикуляционные упражнения

  А вот добиться изменения эмоционального состояния ребёнка значительно сложнее, чем, добиться усвоений знаний, умений, формирования навыков.
  Поэтому большое внимание уделяю  развитию невербальных проявлений активности детей, поскольку довербальная коммуникация – основа для развития вербальной.
Слайд № 12
  Обучение детей восприятию и выражению основных эмоций начинаю с мимической гимнастики. Детям предлагаю традиционные упражнения для развития подвижности мимических мышц лица: нахмурить, поднять брови, сморщить лоб, зажмуриться, прищуриться и т.п., которые провожу индивидуально с зеркалом , в парах и сочетаем с упражнениями на расслабление и активизацию речевого аппарата (языка, губ, нижней челюсти).
 
В мимике дети учатся отражать основные эмоциональные состояния (внимание, интерес, удивление, удовольствие, радость, испуг) путём подражательной деятельности. С этой целью разыгрываю несложные этюды с комментированием взрослого.

Игра 1. «Веселые мартышки».

Задачи игры:

развитие подражательной способности;

эмоциональная разгрузка от излишних переживаний, проявление веселья и радости.

Ход игры:

Взрослый, читая стихотворение, сопровождает свои слова движениями. Дети за ним повторяют.

Стихотворение:

Мы – веселые мартышки.
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,

 
 
Хлопают в ладоши.

Мы ногами топаем,

Топают ногами.

Надуваем щечки,

Надувают щеки.

Скачем на носочках.

Прыгают на носочках.

И друг другу, даже,
Язычки покажем.

 
Показывают языки.

Дружно прыгнем к потолку,

Прыжок.

Пальчик поднесем к виску.

Крутят пальцем у виска.

Оттопырим ушки,

Руками оттопыривают уши.

Хвостик на макушке.

Помахать рукой у макушки.

Шире рот откроем,

Открывают рот.

Гримасы все состроим.

Делают любые гримасы.

Как скажу я цифру «три»,
Все с гримасами -  замри.

 
Замирают с гримасой.

Можно сфотографировать лицо каждого ребенка. Потом посмеяться всем вместе. Поговорить, кто, какую и зачем состроил такую гримасу.
Игра 2. «Жалеем».

Задачи:

познать сущность эмоциональных состояний;

развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций.

Оборудование и материалы:

Нарисованные буквы.

Ход игры:

Ребенку предлагаются по одной картинки с буквами. Каждая буква обсуждается:

Взрослый: 

Посмотри, какая буква.
Она веселая?

Показывает букву А.

Ребенок:

Нет. 

 

Взрослый:

А давай она будет радоваться.

Дорисовывает ей глазки и улыбающийся ротик.

Ребенок:

Давай.

 

Взрослый:

А покажи, как ты радуешься?

 

Ребенок:

 

Улыбается.

Взрослый:

А это, какая буква?

Показывает букву О.

Ребенок:

О.

 

Взрослый:

Посмотри, как она умеет удивляться.

Дорисовывает ей глаза.

Ребенок:

Да.

 

Взрослый:

А как ты умеешь удивляться?

 

Ребенок: 

 

Удивляется.

Взрослый:

Молодец.

 


  Кроме того, что с ребенком проигрываются эмоции, данное задание позволяет весело повторить буквы. При этом другим буквам могут быть характерны такие эмоции:

У – капризуля, упрямица; И – плакса, всегда плачет; Ы – страшилка, любит всех пугать; Э – нехочуха, ничего не хочет.

   В результате проведения предложенной мимической гимнастики дети учатся проявлению различных эмоций и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Всё это помогает лучше познать себя и других и снять психическое напряжение.

   Развитию пантомимики я также уделяю большое внимание, развивая в детях способность, распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, а затем выражать свои эмоции с помощью жестов, движений, походки, позы. Это повышает интерес к занятиям, расширяет эмоциональный опыт детей и позволяет раскрепоститься замкнутым детям, повысить творчество. 
Профессии. Показать в движениях и действиях людей разных профессий:
• библиотекаря;
• учителя и другие ( смотреть презентацию)
Зимние развлечения. Показать отдельные сценки:
«Играю в снежки»;
- «Снег попал за воротник, шею» и другие ( смотреть презентацию)
 
  После исполнения этюдов организовываем совместное обсуждение увиденного.

   В своей работе придаю особое внимание обогащению словаря детей выражениями, обозначающими различные эмоциональные состояния человека (злой, добрый, сердитый, радостный).
 
Учитывая, что активизация речевой деятельности невозможна без активизации её основных компонентов, большое место отвожу лингвистическим играм. Использование словесных игр направлено на обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, на умение использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр заключается в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что, несомненно, стимулирует их собственную речевую активность.
   Мной проводятся игры «Слова-неприятели», «Назови слов по его толкованию», «Слова-приятели», «Назови ласково», «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Жили – были, два братца – Почему и Потому», целью которых является актуализация и активизация словаря, развитие грамматического строя речи, фонематического восприятия.
  Для активизации речевой деятельности, а также для развития связной речи, группового общения, умения фантазировать нами используются такие игры и упражнения как «Сочиним историю» или «Сказка по кругу», «Новая история», «Рисуем словами».
  Я  использую  упражнения, основанные на моделировании различных проблемных и игровых ситуаций, возникающих в процессе речевого общения.
- Встретился мальчик и девочка. Кто должен поздороваться первым?
- Вы заходите в группу. Навстречу выходит воспитатель. Кто и как здоровается первым?
   Они создаются путём использования наглядности, выполнения детьми различных ролей, постановкой проблемы. Выполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивают детей на речевые действия, ожидаемые от него в определённой ситуации.
   Проблемные ситуации способствуют развитию у детей речевого этикета. Предметом особого внимания были ситуации обращения и привлечения внимания, просьбы, благодарности, извинения, отказа.
  В процессе коррекционного воздействия использую  игры-драматизации, разыгрывая отдельные эпизоды и сказки полностью, адаптированные для условий логопедической коррекции.
   Приёмами, стимулирующими, активную речь у детей, являются: возможность принять участие в инсценировке, перевоплотиться в другой образ с помощью костюмов, использование сюрпризного появления игрушек, персонажей.

Слайд № 15

Схема для составление описательных рассказов об игрушке.

Цели: Учить детей составлять описательные рассказы об игрушках, используя при этом план – схему, продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания. 

Слайд № 16

Пересказ рассказа «Осень» по опорным картинкам.

Тема: Пересказ рассказа «Осень».
Образовательные цели: формировать навык связного последовательного пересказа по опорным картинкам; целенаправленное восприятие и анализ рассказа; активизировать и обогащать словарь по теме «Осень»; словарь синонимов и антонимов; закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний.
Коррекционно-развивающие цели: развивать свободное общение; диалогическую и монологическую формы речи; развивать операции мышления (обобщение, анализ), внимания, слуховой памяти. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, темп и ритм речи.
Воспитательные цели: воспитывать умение выслушивать педагога и товарища.

Слайд № 17

Составление описательного рассказа о весне с использованием мнемотаблиц.

Цели: Закрепить знания о весне, развивать умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицы;  формировать у детей умение строить сложные по конструкции предложения, активизировать словарь по теме «Весна». Развивать коммуникативные и познавательные способности старших дошкольников, способствовать развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотаблиц, продолжать развивать психические процессы: память, внимание, мышление, побуждать к эмоциональной отзывчивости.

Слайд № 18

Работа с мнемотаблицей на слово «РЫБОЛОВ»

Рыба- человек – рыболов-удочка (ловить) и тд…

Слайд № 19

Тема: «Составление описательного рассказа об овощах и фруктах

с опорой на схему».

Цели:

Коррекционно-образовательные:

учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания;

соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами;

учить детей подбирать прилагательные к существительным;

Коррекционно-развивающие:

развивать у детей умение отвечать на вопрос полным предложением;

активизировать словарь по теме «Овощи и Фрукты»;

упражнять в согласовании имен существительных с прилагательными;

закреплять обобщающие понятия «Овощи» и «Фрукты»;

развивать внимание, память и мышление, обращая внимание на детали описания;

развивать мелкую и общую моторику, физиологический и речевой выдох;

Коррекционно-воспитательная:

воспитывать у детей аккуратность и гигиенические навыки.

Слайд № 20

Схема «Расскажи, чем похожи, и чем отличаются?»
Учит не только умению выделять характерные особенности предметов, но и сравнивать их.

Слайд № 21

 Сложными в понимании и заучивании для детей с ОНР являются загадки. 

Загадки часто содержат метафоры, сравнения и требуют умения анализировать. Развивающие возможности загадки огромны.

Слайд № 22

Игра «Веселый мяч»  или «Умные кубики».

Учит детей  употреблять в речи предлоги «на», «под», «за» и др., правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой.

Дошкольникам предлагается назвать  и соотнести предлоги со схемой.

Слайд № 23

Игра «Распредели по секторам» 

  Развивает умение обобщать предметы и соотносить их с символами. Предлагаем детям распределить все предметы из круга по секторам, сверяясь с символами-знаками.

Слайд № 24

Словесная игра «Скажи наоборот»

Цель: способствовать обогащению словарного запаса и умению согласованию существительных с прилагательными
(большой-маленький, высокий-низкий, острый-тупой).

Слайд № 25

Один из приемов работы – использование пиктограмм.

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и может использоваться в следующих качествах:

– как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;

– как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.

Слайд № 26

  «Составить из пиктограмм пару»
задание - найти две пиктограммы по предложению:  
“Самолет летит”, “Цветок растет” или  “Кузнечик  прыгает”…

Слайд № 27

Согласование в роде, числе, падеже. Пою о ком (о чем)?  Вижу кого (что)?

Согласование существительного и  числительного.

Слайд № 28

  При нарушениях слоговой структуры слова моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.

   Дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить слова со слоговой схемой.

    К примеру дошкольникам предлагаются названия предметов мебели.

Они должны хлопать в ладоши соответственно количеству слогов в этих словах и соотносить слово со слоговой схемой.

Слайд № 29

  При подготовке к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи:

—  познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;

— находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки;

—  сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

—  отработать навык послогового чтения.

Слайд № 31

 Игра «Рассели картинки в дом» научит выделять первый, последний звуки в слове и соотносить их со схемой. Дошкольникам предлагается назвать, что изображено на картинках и определить, где «живет» заданный звук в слове, а также в какой дом «поселить» картинку.

Слайд № 34

Игра «Куда перелетела бабочка?»

  Определять и отмечать позицию заданного звука на карточке-схеме с помощью бабочки способствует игра «Куда перелетела бабочка?»    

   Дошкольникам предлагается карточка, разделенная на три части, и бабочка на магните. Логопед называет слова, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка: если звук в начале слова — в первый квадрат (со звездочкой), если в середине — во второй, если в конце — в третий.
   
Работа по активизации коммуникативной деятельности детей с ОНР продолжается. Использование разнообразных  современных методов и приёмов активизирует формирование коммуникативных умений у детей с ОНР, а также повышает эффективность коррекционно-педагогической работы в условиях ФГОС в целом.
   Диагностические данные позволяют проследить за положительными сдвигами, произошедшими под влиянием коррекционной работы, и расставить приоритеты в последующей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Умственное и речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»"

Автор выделяет особенности успешной интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество», содержание которых нацелено на улучшение умственного и речевог...

Реферат "Развитие речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи через реализацию проектного метода"

Реферат состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем реферата 29 листов. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется объект. пре...

Использование игр для активизации речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

В образовательной деятельности по развитию речи дошкольников использую лингвистические игры во всем их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребе...

Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС.

В выступлении представлена система планирования образовательной деятельности для детей с тяжелым нарушением речи в условиях ФГОС...

«ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

laquo;ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»...

Статья "Дыхательная гимнастика в речевом развитии дошкольников с общим недоразвитием речи"

Статья о речевом дыхании, рекомендации по проведению дыхательной гимнастики с дошкольниками...