Мастер класс для родителей "С язычком играем - речь развиваем"
консультация

Рафикова Гузаль Анваровна

Помощь родителям для развития речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл помощь родителям 15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«С язычком играем — речь развиваем»

Грамотная, красивая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Количество детей с нарушением в развитии речи год от года становится все больше. И самое большое беспокойство родители испытывают при нарушении звукопроизношения у своего ребенка. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Малыш проделывает массу разнообразных артикуляционно –мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения звуками (гуление, лепет). Такие движения являются первым этапом в развитии речи ребенка. Они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма).

Произношение звуков речи – сложный двигательный навык. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и четкой работе органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения, включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Она не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возникновения речевых нарушений. Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует появлению правильных звуков, а позднее и усвоению слов сложной слоговой структуры.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Рекомендации по проведению артикуляционных упражнений:

1. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, желательно 2 раза в день. Чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

2. Выполняем только перед зеркалом, для зрительного контроля. В дальнейшем зеркало можно убрать.

3. Каждое упражнение выполняется 5-8 раз.

4. Выполняем сидя. Так как только в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5. При выполнении упражнений надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

6. Необходимо следить за тем, чтобы у детей работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Нельзя делать лишние движения – округлять глаза, морщиться, поднимать плечи и т. п.

7. Абсолютной точности движений сразу невозможно добиться. Поэтому если какое- то движение не получается, допускается его приблизительное выполнение.

8. Артикуляционная гимнастика выполняется не для того, чтобы «накачать» речевые мышцы, а для развития их подвижности и гибкости, повышения точности движений.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Первая часть- статические упражнения «Чашечка», «Дудочка»

«Чашечка» - рот широко открыт, широкий кончик языка поднять вверх, потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

«Дудочка» - губы сомкнуты, вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении 10-15 секунд.

Вторая часть – динамические упражнения «Маляр», «Вкусное варенье»

«Маляр» - рот широко раскрыт, широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до маленького язычка. Проводить в медленном темпе 5-8 раз.

«Вкусное варенье» - широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Повторить 5-8 раз.

И т. д.

Ведущая роль в работе по коррекции звукопроизношения принадлежит логопеду. Но одних логопедических занятий недостаточно, необходимо выполнять артикуляционную гимнастику в группе, с воспитателем и дома, с родителями. Только в этом случае можно добиться хороших результатов!