Логопедический проект "С язычком играем - речь развиваем!"
проект по логопедии (средняя группа)

Плотникова Татьяна Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx39.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 «Морозко»

660130, г.Красноярск, ул. Гусарова 31,                                              тел. 246-47-79

Логопедический проект

«С язычком играем – речь развиваем».

                                                                                    Разработала

                                                                                Учитель-логопед

                                                                                Плотникова

                                                                                Татьяна Николаевна

Красноярск 2018

Актуальность проекта: 

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика. Благодаря регулярным занятиям артикуляционной гимнастикой дети со сложными нарушениями звукопроизношения преодолевают речевые дефекты.

Артикуляционная гимнастка сама  по себе мало интересна для детей  и без использования игровых и нетрадиционных методов и приемов может быть не достаточно эффективна.

Проект «С язычком играем – речь развиваем» призван вызвать интерес детей к логопедическим занятиям и подготовить артикуляционный аппарат детей к проведению занятий основного этапа (постановка, автоматизация и дифференциация звуков), познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой и правилами её проведения.

Цель проекта:  создать условия для успешного развития артикуляционной моторики и подготовки базы для чистого звукопроизношения у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи проекта:

  • В доступной форме познакомить детей средней группы с органами артикуляции, их назначением.
  • Научить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия.
  • Создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься.
  • Повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей.  
  • Раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
  • Привлечь родителей к сотрудничеству. Создание дидактических кукол и других пособий для проведения артикуляционной гимнастики в игровой форме в детском саду и дома.

Продолжительность проекта: 3 месяца (сентябрь 2017 г.- ноябрь 2017г.).

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Предполагаемые результаты:

  • четкое представление детей об органах речи: строении, назначении.
  • умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные  упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;
  • привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
  • осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.

.

Этапы реализации.

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

1 этап: подготовительный.

  • Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.
  • Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
  • Подготовка материала для проведения практикума для родителей по артикуляционной гимнастике.
  • Подборка новой литературы по артикуляционной гимнастике, насыщенной игровыми моментами.

2 этап: работа с педагогами:

  • Консультация «Нарушения звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика и ее значение в развитии речи детей».
  • Познакомить с содержанием основного комплекса артикуляционной гимнастики и комплексов упражнений для правильного произнесения  конкретных групп звуков.
  • Изготовление комплекта «С язычком играем – речь развиваем».

2 этап: работа с детьми: 

  • Знакомство с органами артикуляции с опорой на зеркало.
  • Изучение общего комплекса артикуляционной гимнастики.
  • Подбор картинок для знакомства с артикуляционными упражнениями.
  • Изготовление артикуляционных кубиков.
  • Использование дидактических  кукол «Лягушка», «Обезьянка» для изучения артикуляционных упражнений.
  • Рассказывание и показ артикуляционных сказок: «Сказки о веселом язычке», «Веселые истории для артикуляционной гимнастики», «Артикуляционная гимнастика для девочек», «Артикуляционная гимнастика для мальчиков», «Артикуляционная гимнастика в стихах».

2 этап: работа с родителями: 

  • Практикум для родителей по артикуляционной гимнастике.
  • Предоставить возможность для родителей получить практические материалы (памятка: Правила проведения артикуляционной гимнастики, Основной комплекс артикуляционной гимнастики с описанием и картинками, консультация для родителей «Выполняем артикуляционную гимнастику дома»).
  • Привлечение родителей к изготовлению дидактических кукол и других пособий по артикуляционной гимнастике для занятий дома и в детском саду.

3 этап: заключительный.

  • Диагностика артикуляционной моторики у детей.
  • Выставка дидактических кукол и других пособий.
  • «Веселые разминки с язычком, которые проводят дети».

Достигнутые результаты:

Подводя итоги работы по реализации проекта «С язычком играем – речь развиваем », можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит положительные результаты.  Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены.

У детей сформировались четкие представления об органах артикуляции. Дети успешно освоили все основные артикуляционные упражнения, что значительно способствовало выработке основных артикуляционных укладов.

         На протяжении всего проекта дети с интересом выполняли артикуляционные упражнения, этому способствовали дидактические куклы, артикуляционные кубики,  использование артикуляционных сказок, опорных картинок. Занятия были насыщенные и разнообразные.  Сформировался положительный эмоциональный настрой. В итоге проекта дети с удовольствием самостоятельно проводили артикуляционную гимнастику со своими игрушками – помощниками.

Большинство родителей в той или иной мере приняли активное участие в проекте. Постепенно родители из пассивных наблюдателей превратились в активных участников коррекционного процесса. Большинство родителей с готовностью откликались на предложения, серьезно воспринимали домашние задания, тщательно выполняли их.

Родителями были изготовлены замечательные дидактические куклы для проведения артикуляционной гимнастики. В группе была организована выставка дидактических кукол.

Со стороны воспитателей группы была оказана помощь, они были активными участниками проекта. В течение дня в группе были организованы логопедические пятиминутки, на которых проводилась артикуляционная гимнастика в игровой форме.

Практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика каждый день!»

Задачи:

  • Повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей.  
  • Раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
  • Сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений.

Оборудование: Зеркала, дидактические куклы «Лягушка», «Бегемот» для проведения артикуляционной гимнастики, артикуляционные кубики, памятки для родителей: «Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?», практический материал «Основной комплекс артикуляционной гимнастики с описанием и картинками».

Содержание:

Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей и научимся правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л) .

2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Я раздам каждому  рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики. Вы можете с ними ознакомиться и задать вопросы.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

  1. Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
  2. Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
  3. Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
  4. Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

• «Заборчик»,

• «Окошечко»,

• «Трубочка»,

• «Чашечка»,

• «Блинчик»,

• «Иголочка»,

• «Мостик»,

• «Парус»

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

• «Часики»;

• «Качели»;

• «Лошадка»;

• «Чистим зубки»;

• «Вкусное варенье»;

• «Барабанщик»;

• «Худышки – толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

Для каждого  из вас я подготовила  практический материал «Основной комплекс артикуляционной гимнастики с описанием и картинками». Предлагаю  вместе выполнить некоторые упражнения общей артикуляционной гимнастики.

Также хотелось бы отметь, что ведущий вид деятельности у детей дошкольников – игровая деятельность, а одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. Но быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.

Поэтому крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности, способствующей воспитанию игровой мотивации, интереса у детей к работе.

Сегодня я хочу предложить вам создать интересные игровые пособия для своих детей, которые позволят проводить артикуляционную гимнастику так, чтобы дети с удовольствием включались  в игру и выполняли  упражнения, сами того не замечая.

И в конце своего выступления я хотела бы порекомендовать книги и методические пособия по артикуляционной гимнастике:

  1. Е.А. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»;
  2. Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах»;
  3. Т.В. Буденная «Логопедическая гимнастика»;
  4. Е.С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»;
  5. Е.М. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи»;
  6. Особенно я хотела отметить книгу Т.А. Воробьевой, О.И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». Данное пособие составлено так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книге на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"

В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...

Гимнастика для язычка.Играем речь развиваем

Артикуляционная гимнастика Для чего нужна....

Проект "В логопедические сказки играем-речь развиваем"

Совместная с воспитателем коррекционно-образовательная работа с детьми и родителями...

Логопедический кружок по развитию мелкой моторики через художественно-эстетическое развитие "Пальчиками играем - речь развиваем"

   Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования Акту...

Авторская логопедическая книга «С язычком играем, речь развиваем».

laquo;Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» К.Д.Ушинский Эффективность в работе с детьми, имеющими нарушения речи различной степе...

Мастер класс для родителей "С язычком играем - речь развиваем"

Помощь родителям для развития речи детей...

Логопедический проект "Пальчики играют - речь развивают"

Цель проекта: развивать речь детей через укрепление и развитие мелкой моторики. Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические з...