Проект “Пока все дома”.
проект (подготовительная группа)

Харитонова Ольга Анатольевна

Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_8.doc979 КБ

Предварительный просмотр:

       Проект “Пока все дома”.

Руководитель проекта: Харитонова Ольга Анатольевна

 

Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника.

  • Анализ ситуации 

    «От того, как прошло детство,
    кто вёл ребенка за руку в детские годы,
    что вошло в его разум и сердце
    из окружающего мира – от этого
    в решающей степени зависит, каким
    человеком станет сегодняшний малыш»
                                          В. А. Сухомлинский.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ;
• необходимостью участия родителей в коррекционно – воспитательной работе по преодолению речевых дефектов.

 Участники проекта:


Учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, музыкальный руководитель, воспитатели.

Концептуальные основы:


 Теоретической базой данного проекта является принцип личностно-ориентированного обучения, коррекции и развития. Реализация этого принципа влечет за собой не только развитие личности и социальную интеграцию «особого» ребенка, но и профессиональное и личностное совершенствование педагога, родителя, всей семьи.

Вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи занимались Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровец, С.Т. Григорян, Л.Н. Ефименкова, Н.Л. Крылова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Э.В. Миронова, А.Г. Московкина, Н.В. Новоторцева, Л.П. Носкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Авторы подчеркивают роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Особое место в данном процессе отводят повышению психолого-педагогической культуры родителей. Важнейшими предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее.
     Теоретической базой проекта явились работы, рассматривающие вопросы коррекции нарушений звукопроизношения (М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, С.Н. Шаховской и других).
     Изучив литературу по вопросам речевого развития и вопросам взаимодействия логопеда с семьями воспитанников, пришли к выводу о разработке практико-ориентированного проекта, в котором приняли бы участие и дети, и родители, и специалисты ДОУ.

Цель проекта:                                   


Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
     
Задачи:

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития   дошкольников;
  • выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку.

Ожидаемые результаты:


1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях,    фиксируют свои достижения в “Дневнике успеха”.

3. Положительная динамика речевого развития ребенка,  успешная социальная адаптация в ДОУ и семье.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели.
 Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:


1 этап – подготовительный (информационно-аналитический).


Задачи:

  • установить контакт с членами семьи, выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, согласовать воспитательное воздействие на ребенка; (см. Приложение1)
  • выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах коррекции речевого развития.


2 этап – основной (практический).


Задачи:

  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников ;
  • пополнить  логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед»;

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).


Задачи:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

Формы и методы работы

Содержание работы

Результат

Срок.

Ответственный

1 этап

Подготовительный

2 этап

Основной

3 этап

Заключительный

1Анкетирование родителей

2. Подбор дидактических
материалов

Обмен мнениями, анализ анкетирования, сообщение  о причинах речевых нарушений

Рекомендации по выполнению

артикуляционной гимнастики

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

Тематическая консультация с практической частью

Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей

Обмен впечатлениями  о коррекционном воздействии на ребенка в домашних условиях

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях

Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития и коррекции речи детей

Выявление уровня речевого развития детей

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития.

Подбор материалов по темам “Дыхательная гимнастика”,

«Артикуляционные упражнения”, “Мелкая моторика”

Установление единых требований родителей и логопеда к речи ребенка, посещающего логопедическую группу.

Круглый стол:

«Речевые нарушения и причины их возникновения”.

 Мастер-класс 

«Упражнения для развития мышц речевого аппарата»


 
Семинар -практикум

“Пальчиками играем речь развиваем”

  Консультация

“Речевое дыхание-основа правильной речи”

Мастер-класс

“Научитесь слышать звуки”

Родительская гостиная

 “Родители о своих детях”

Праздник красивой и правильной речи

Индивидуальные консультации

Консультации логопеда

Мониторинг детей

Анкета для родителей

Буклеты «Логопед советует».

отзывы родителей

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

отзывы родителей

Журнал регистрации консультаций для родителей

Буклеты

« Логопед советует»

Результаты мониторинга

Октябрь.

Логопед.

Ноябрь.

Логопед,

воспитатель,

 родители.

Декабрь.

Логопед.

Январь

Логопед.

Февраль

Логопед

Март

Логопед

Апрель

Логопед,

Родители.

Май

Логопед.

 Муз. работник

Ежемесячно.

Логопед.

Два раза в месяц.

Логопед.

Май.

Логопед.

Перспективный план реализации проекта «Пока все дома»

Список литературы:

  • Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. Логопед 2005 N 5.
  • Душкина Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Логопед 2005 N 5.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.
  • Миронова С.А. Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 2007.
  • Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Воронеж, 1997.
  • Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
  • Хватцев М.С. Логопедия. Работа с дошкольниками. М. 1996.


Приложение № 1

Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”

1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Дата рождения___________________________________________________
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ________
10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?__________________________
11. Присутствуете ли на детских праздниках?______________________________
12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?_______________

Приложение 2.


ДНЕВНИК УСПЕХА
…………………………………………………………………………..
( 200… 200…) учебный год.

Месяц:

Фиксация успехов ребенка:

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май


Приложение 3


"Праздник правильной речи".


Цели:


1. Закрепить чёткое произношение ранее изученных звуков.
2. Закрепить понятие о родственных словах.
4. развивать фонематический слух, навыки правильного дыхания и удлинения фазы выдоха..
5. Совершенствовать интонационную и лексическую выразительность речи.


Оборудование:  костюмы жука, осы, принцессы, карточки с картинками, "замки" согласных, гласных звуков, ударения.


Предварительная работа:  заучивание стихотворения С.Михалкова "Азбука"; помощь родителей в изготовлении костюмов и декорации к сказке.

Ход занятия:

Логопед: Мальчики и девочки, все гости и родители! Весёлую историю услышать, не хотите ли? Итак, слушайте. Жила-была девочка Лара. Она не умела правильно произносить звук "Р" и очень расстраивалась из-за этого. Но однажды мама привела Лару в детский сад, в котором детей учили правильно говорить. В группе дети не умели произносить некоторые звуки и произносили их так, как герои этой "сказочной истории".
Инсценировка (участвуют дети).
Автор: Встретил жук в одном лесу симпатичную осу…
Жук: Ах, какая модница! Пожжжвольте пожжжнакомитться.
Оса: Увазззаемый прохозззый! Ну, на сто ззз это похоззе! Вы не предсталяете, как вы сепелявите!
Автор: И красавица оса улетела в небеса.
Жук: Штранная гражданка, наверно, иноштранка!
Логопед: В каких словах заблудились чужие звуки? (Ответы детей и взрослых). Верно. Такая история и с вами происходила не раз. Но шло время, вы усердно занимались и научились чётко произносить звуки. А теперь мы вам покажем инсценировку сказки "Город красивой речи" (см. И.Г.Выгодская, Л.П.Успенская "Устранение заикания в игровых ситуациях" стр. 186188).
Логопед:  Спасибо вам родители за поддержку, а вам дети за то, что вы были дружными, смышлеными. Всегда говорите так же чётко и свободно, как сегодня (вручение медалек «Я подружился со звуком…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пока все дома" Сценарий выпускного праздника в детском саду

Сценарий выпускного праздника в детском саду в форме популярной телепередачи с ведущими - детьми подготовительной группы....

Конспект занятия-развлечения в подготовительной логопедической группе "Пока все дома"

Уточнение и обобщение знаний детей о семье и родственных отношениях....

Выпускной праздник "Пока все дома"

Выпускной для подготовительной группы детского сада с использованием фрагментов телепередачи "Пока все дома"...

Краткосрочный проект по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста: « Пока мамы дома нет ».

Цель проекта.- Формировать осознанное поведение, позволяющее избегать «опасных» ситуации дома. - Закрепить знания о правилах безопасности при общении с бытовыми приборами, острыми пр...

Подвижные игры с детьми дома во время самоизоляции, пока сидим дома

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДОМА: 15 ИДЕЙ, КАК ЗАНЯТЬ ДЕТЕЙ НА КАРАНТИНЕОдними мультиками тут не обойтись, ребенку нужно много двигаться — бегать, прыгать, играть в мяч. Чтобы направить неуемную детскую...

Педагогический проект "Пока все дома"

В условиях карантина в связи с пандемией Covid-19 стали невозможны занятия педагогов с детьми в традиционной форме. Риски, связанные с угрозами здоровью всех участников логопедической работы, вынудили...

Педагогический проект "Пока все дома"

В условиях карантина в связи с пандемией Covid-19 стали невозможны занятия педагогов с детьми в традиционной форме. Риски, связанные с угрозами здоровью всех участников логопедической работы, вынудили...