Раннее выявление особых образовательных потребностей у дошкольников
статья

В статье рассматривается вопрос раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями. Также приводятся особенности работы специалистов ДОУ с такими детьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раннее выявление особых образовательных потребностей у дошкольников

В настоящее время все более актуальным становится раннее выявление детей с особыми образовательными потребностями.  Согласно рекомендациям территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, оказание таким обучающимся психолого-педагогической помощи путём создания в дошкольном образовательном учреждении специальных условий на время пребывания этих детей в них, создает хорошие предпосылки для будущего успешного обучения таких воспитанников в начальной школе, своевременной коррекции нарушений развития и благополучной социальной адаптации. В связи с этим перед всеми педагогами дошкольного образовательного учреждения встает задача грамотного и своевременного проведения педагогической диагностики, и сотрудничества с родителями, оказания им консультативной помощи по вопросам быстрого прохождения территориальных психолого-медико-педагогических комиссий.

Надо отметить, что ещё не все педагоги групп общеразвивающей направленности детских дошкольных образовательных учреждений к настоящему времени прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Организация переподготовки педагогов – задача, которая может быть решена на уровне субъектов РФ.  Внутри дошкольного образовательного учреждения задачи по созданию специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями решает психолого-педагогический консилиум.  Если ребенок с особыми образовательными потребностями начинает посещать детский сад с ясельного возраста, то первым педагогом, который выявляет его особые потребности становится воспитатель группы раннего возраста.  На этапе адаптации помощь ему может оказать педагог-психолог детского сада и медицинский работник.  Именно им предстоит наладить совместную работу с родителями такого ребенка, которые часто в раннем его возрасте не обращают внимания на особенности ребенка, отличающие его от других детей аналогичного возраста. Доброжелательная и заинтересованная позиция педагога может помочь родителям избавиться от сомнений, опасений и страхов, понять, что их ребенок имеет право получить своевременную психолого-педагогическую помощь и развиваться более гармонично. Конечно, у детей нормативно развивающихся, в силу разных причин, тоже может наблюдаться тяжелая форма адаптации к детскому дошкольному учреждению.  Понять причины тяжелой адаптации и наметить пути помощи ребенку должен психолого-педагогический консилиум детского сада. В нашем детском саду заседание консилиума, посвященное анализу контроля адаптации вновь прибывших воспитанников, традиционно проходит в начале октября.  К сожалению, часто к детскому саду тяжело адаптируются дети, которым требуются особые условия для успешной адаптации и коррекции нарушений развития.

Следующим этапом выявления особых образовательных потребностей становится контроль соответствия возрастным нормам воспитанников, которым исполняется 2,5 и 3 года.  Анализ такого психолого-педагогического обследования на основе наблюдений и бесед с ребенком также проводит психолого-педагогический консилиум детского сада.  В случае серьезного отставания ребенка от возрастных норм, с родителями такого ребенка также проводится консультативная работа. Её результатом, как правило, является решение родителей обратиться в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию и, по результатам ее прохождения, получить рекомендации по созданию специальных условий во время пребывания в дошкольном общеобразовательном учреждении.  В случае, когда воспитанник получает статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеющего тяжелые речевые нарушения, как правило, место в логопедической группе компенсирующей направленности он получает, начиная со следующего учебного года.  В течение текущего учебного года способы создания специальных условий для такого ребенка в общеразвивающей группе детского сада также берет на себя психолого-педагогический консилиум.  Воспитатель уделяет такому ребенку дополнительное время на занятиях по развитию речи, помогает автоматизировать звуки, если ребенок занимается дополнительно с логопедом в детской поликлинике или районном психолого-педагогическом центре. К сожалению, за последнее время участились случаи проявления у детей различных коммуникативных нарушений. Понятие «расстройства аутистического спектра» становится все более распространенным. С ним сталкивается все больше педагогов и родителей. Создание особых условий для детей с такими образовательными потребностями требует существенной переподготовки педагогов, изменения мышления родителей. Однако при раннем выявлении проблемы и совместном сотрудничестве родителей и педагогов возможно наметить этапы индивидуальной образовательной траектории такого ребенка, избежать тяжелых последствий его социальной дезадаптации и вторичных поведенческих расстройств, по возможности обеспечить особые потребности такого ребенка без ущемления прав других детей.  

Новые вызовы времени, а также требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования обеспечить возможность  всем детям (как с обычными, так и особыми образовательными потребностями) разносторонне развиваться  в дошкольном возрасте с целью достижения уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, - все это является приоритетной задачей дошкольного воспитания. Её возможно  решать при условии координации усилий всех специалистов, связанных с работой дошкольных образовательных учреждений и государственной поддержки организации специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями.