Рекомендации для родителей по организации игровой деятельности в домашних условиях для ребенка с ОВЗ
методическая разработка (подготовительная группа)

Никитина Татьяна Ивановна

Данные рекомендации включают в себя простые и доступные игры и упражнения, направленные на формирование элементарных математических представлений. Их можно проводить дома, они не требуют специальной подготовки от родителей и сложных средств обучения. Но при регулярном их проведении с ребёнком, он гораздо лучше усваивает материал по математике, а также адаптируется к жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по организации игровой деятельности в домашних условиях для ребенка с ОВЗ

Автор: Никитина Татьяна Ивановна, воспитатель, СП «Детский сад «Родничок»,

г. Новокуйбышевск, Самарская область

     Уважаемые родители! Помните, что успех коррекционного обучения прежде всего определяется содружеством всех специалистов детского сада, воспитателей и вас, родителей. Что не может сделать один, мы делаем вместе! 

     Данные рекомендации включают в себя простые и доступные игры и упражнения, направленные на формирование элементарных математических представлений. Их можно проводить дома, они не требуют специальной подготовки от родителей и сложных средств обучения. Но при регулярном их проведении с ребёнком, он гораздо лучше усваивает материал по математике, а также адаптируется к жизни.

     При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в игре дошкольников с нарушением интеллекта. Детей в игре больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием, двигаются, играют с мячом и т.д.

     Важно соблюдать определённую последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с более трудным математическим содержанием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, которые служили бы подготовкой для их проведения. У детей с ОВЗ трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а следовательно и к одной даже очень полезной игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами – одну и ту же игру следует видоизменять, чтобы сохранить ещё некоторое время интерес к уже знакомой детям игре.

Игры для закрепления понятий о величине

 Понятия «Большой – маленький»

1.Подбери по величине

Материал: геометрические фигуры большие и маленькие. На наборное

полотно выставляются два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры, около маленького – маленькие. Подобные игры можно провести с пирамидкой, матрёшками, природным материалом. Задание можно изменить: расставить предметы от большего к меньшему или наоборот.

2. Игра в поручения

Материал: игрушки, фигурки животных. Родитель просит ребёнка принести маленький (большой) мяч, маленькую куклу и т.д. Игру в поручения можно провести с предметами, имеющими разную длину, ширину, высоту. Ребенок будет дифференцировать предметы по этим признакам.

Понятия «Высокий – низкий»

1. Расставь палочки

Материал игры: у ребёнка 5 палочек одинаковой толщины, но разной высоты. Родитель просит расставить палочки от самой высокой до самой низкой.

 Понятия «Длинный – короткий»

1.Глазки спят, а ручки работают

Материал: карандаши, палочки, брусочки и т.д. Дети должны только путём мускульного ощущения определить, какой карандаш длинный, а какой – короткий. Для этого надо брать предметы со значительной разницей в длине. Такую игру можно проводить и на различение предметов по толщине.

Игры для закрепления количественного счёта

1.Кто из них прав?

Пересчитать помидоры (цветы, рыбок…) и сказать, кто из сказочных героев посчитал правильно. Таблички с цифрами и дидактический материал изменяются несколько раз.

2.Ручки считают, а глазки проверяют

На картонках нашиты пуговицы в 1 или в 2 ряда. Ребёнок на ощупь пересчитывает пуговицы и говорит результат. Затем сам себя проверяет.

3.Весёлый счёт

Кто быстрее назовёт и покажет числа по порядку (от 1 до 12). Соревнуются родитель и ребёнок.

Игры для развития внимания

Их можно включать в физминутки.

1.Ухо- нос

По команде «ухо» ребенок должен схватиться за ухо, по команде «нос» - за нос. Родитель тоже выполняет действия, но потом специально начинает делать ошибки.

2.Карлики – великаны

По команде «карлик» ребенок приседает, по команде «великан» - встает. Команды даются вразбивку и в разном темпе.

3.Игра с флажками

Увидев красный флажок, ребенок должен подпрыгнуть, зелёный – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте.

Игры для развития памяти

1.Опиши по памяти

На короткое время показать ребенку куклу (или любой другой предмет), а затем он по памяти должен ответить, какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза и т.д.

2.Найди картинку

Считая до 5, показать ребенку картинку, а затем из набора похожих картинок предложить выбрать ту, которую ему показали.

Игры для развития воображения

1.Какая бывает собака?

Ребенок должен представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у неё шерсть, что она любит есть, какие у неё хвост и ушки, какой у неё характер и т.д.

2.Нарисуй по описанию

Взрослый читает текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое – жёлтое. Дверь прямоугольная, коричневая». Текст читается 2 раза в медленном темпе. После чего ребенок должен нарисовать этот дом.

Игры для развития пространственной ориентировки

Эти игры также способствуют развитию произвольности внимания, наблюдательности.

  1. Вверху- внизу

Родитель показывает картинки с изображением различных предметов (рыба, самолёт, тигр и т.д.), ребёнок отвечает: «Самолёт летит вверху» и т.д.

  1. Куда пойдёшь и что найдёшь?

Родитель раскладывает игрушки в разных местах комнаты и говорит:

Вперёд пойдёшь- машину найдёшь,

Вправо пойдёшь – мишку найдёшь,

Влево пойдёшь – куклу найдёшь,

Назад пойдёшь – паровоз найдёшь.

- Куда ты хочешь пойти и что найти? (Игру можно усложнить, спрятав игрушки).

     Уважаемые родители! Исключите постановку перед собой множества целей, а  лучше разбейте их на несколько    небольших задач, которые решайте постепенно: от одной переходите к следующей. Постоянно поддерживайте здоровый образ жизни при воспитании ребенка (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня). В семье необходимо создать и сохранить доброжелательную обстановку, проявлять терпение заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка. Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка. Успехов вам в воспитании детей!