Консультация для родителей по теме «Проведение пальчиковой гимнастики и других упражнений для развития мелкой моторики».
консультация (старшая группа)

Динара Хабирьяновна Муксинова

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muksinova_d.h._konsultatsiya_dlya_roditeley.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  автономное дошкольное образовательное  учреждение  №1 «Сказка»

Консультация для родителей

детей 5-6 лет

«Проведение пальчиковой гимнастики и других упражнений для развития мелкой моторики».

 Подготовила:

 Муксинова Динара Хабирьяновна

учитель-логопед  

МЕГИОН

2018

          Цель: дать представление родителям о важности работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители, сегодня я хотела поговорить с вами о важности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Подумайте и попробуйте сказать, что же такое моторика?

Родители:  Это наши движения.

Л.: на самом деле моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Л.: Давайте с вами подумаем, что может способствовать развитию моторики?

Р.: Упражнения или же гимнастика.

Л.: Правильно. И при выполнении упражнений важно помнить и соблюдать следующие общие правила:

  • любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.
  • сначала все упражнения выполняются медленно. Педагог следит, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости оказывается помощь.
  • число повторений нового действия определяется возможностями занимающегося улучшать движение при каждой новой попытке;
  • повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий;
  • интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выполнению очередной попытки – как физическую, так и психическую;
  • продолжать освоение движений при сильном утомлении нецелесообразно и даже вредно;
  • перерывы между занятиями должны быть как можно короче, чтобы не потерять уже приобретенные умения и навыки.

Л.: Теперь попробуйте назвать сами упражнения, возможно кто-то из вас уже проводит их с ребенком.

Р.: Пальчиковые игры, массаж, перебирание круп.

Л.: Молодцы! Остановимся на этих упражнениях подробнее.

Упражнения, способствующие развитию моторики рук:

1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками):

  • упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, вверх, в стороны);
  • специальные упражнения на столе (выполняются сидя).

3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)

4. Теневой, пальчиковый театр.

5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).

6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

8. Выкладывание фигур из четных палочек.

9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

10. Домашние дела:

  • перемотка ниток;
  • завязывание и развязывание узелков;
  • уход за срезанными и живыми цветами;
  • чистка металла;
  • водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));
  • собирание разрезных картинок, ягод;
  • разбор круп и т.д.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:

– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.

- следует учитывать индивидуальные возможности ребенка.

Л.: Итак с видами упражнений определились, кто сможет назвать примеры?

Р.: «Сорока-белобока», «Мы делили апельсин» и т.д.

Л.: Я хотела бы познакомить вас с некоторыми из упражнений.

Пальчиковые игры.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. вместе со взрослым или с его помощью.

Упражнения для кистей рук:

Это упражнения «Фонарики», «Моем руки», «Заготавливаем капусту», «Печем блины» и другие. 

 Упражнения условно статические:

 «Зайчик»

Зайка прячется под сосной.

Исходное положение. Левая рука - «зайчик». Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Правая рука – выпрямленная ладонь накрывает сверху «зайку» – это «сосна». Потом поменять положение рук. Правая рука – «зайчик», левая рука – «сосна». Менять положение рук 3-4 раза.

Этот зайчик  - под сосной,

Этот зайчик – под другой.

 Упражнения для пальцев динамические:

 «В гости»

В гости к пальчику большому

(пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук.)

Приходили прямо к дому

(две ладони сомкнуть под углом – «крыша»)

Указательный и средний,

Безымянный и последний

(называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)

И мизинчик-малышок

(все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставить вверх)

Сам забрался на порог.

(Постучать кулачками друг о друга.)

Вместе пальчики-друзья.

(Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.)

Друг без друга им нельзя.

(Соединить руки в «замок».)

Упражнения с пластилином

Для детей с нарушением координации движений, гиперкинезами, со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами. Дети согревают пластилин в руках, ломают, отщипывают нужный кусочек, раскатывают в ладонях или на доске, придают пластилиновой массе необходимую форму и могут в любой момент внести изменения в работу и исправить ошибки, не боясь испортить материал, что придает им уверенность в своих действиях.

Упражнения  с бумагой  и ножницами

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение.

Упражнения с природным материалом

 Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры.  Детям интересно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательными пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Рисование.

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половину изображения.

Шитье, вязание, плетение 

Шитье, вязание, плетение из ниток, веревок и проволоки очень полезны для детей с серьезными двигательными нарушениями. Детям очень нравится завязывать морские узлы, плести из веревок в технике макраме, изучать и показывать игры с веревочкой. Такие занятия укрепляют мышцы рук, помогают ребенку сосредоточиться на задании, успокаивают, учат терпению и аккуратности в работе.

Упражнения  с палочками

В этих упражнениях хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки. Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.

Массаж кистей рук и пальцев

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:

Самомассаж тыльной стороны кистей рук – поглаживание от кончиков пальцев вверх до локтя, растирание ребром ладони по всем направлениям тыльной стороны, пощипывание, покалывание, похлопывание ребром ладони.

Самомассаж  кисти руки со стороны ладони – костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по массируемой ладони, закручивающие движения фалангами сжатых в кулак пальцев.

Самомассаж пальцев рук – растирание каждого пальца от ногтя к основанию (прямолинейное движение – «надеваем перчатки»), спиралевидные поглаживающие движения от кончика к основанию. Используем в этом случае разные потешки: «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой», «Этот пальчик - дедушка, этот пальчик – бабушка» и т.п.   

После массажа кистей рук и пальцев дети выполняют несколько упражнений с круглыми массажерами из резины с шипами, кистевыми эспандерами и маленькими резиновыми мячами.

Л.: Уважаемые родители, я вам представила некоторые из упражнений, которые необходимо выполнять с ребенком. Помните, что развитие мелкой моторики способствует умственному, речевому развитию ребенка.  Спасибо за внимание, до свиданья!

Р.: спасибо, до свиданья!

Литература:

  1. Бернштейн Н.А.  О ловкости и ее развитии. Очерк I. Что такое ловкость? russtil 1.narod.ru
  2. Белая А.Е., В.И. Мирясова. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников, М., Лист, 2000
  3. Долгушева О. Г. . Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста festival 1september.ru
  4. Левшенкова Г.Н. Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников. ИПК., Наро-Фоминск, 2011.
  5. Логопедия: учебник. /Под ред. Л.С. Волковой. – М.: 2008. – 703 с.
  6. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. // СПб., Детство-Пресс, 2008.
  7. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. Москва, 2001.
  8. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.: 2008. – 251 с
  9. Сайт Центра Практической Психологии Образования http://www.cppo.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей : "ПРОВЕДЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ И ДРУГИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ".

   Работа поразвитию мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями очень важна и сложна. Благодаря занятиям у детей отмечается улучшение двигательной активности, лучше развивае...

Перспективное планирование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений для развития мелкой моторики рук с детьми в старшей логопедической группе «Пчелка» в разных видах деятельности.

Перспективное планирование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений для развития мелкой моторики рук с детьми в старшей логопедической группе «Пчелка» в разных видах деятельности....

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии мелкой моторике детей дошкольного возраста».

Консультация  для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования  и их роль в развитии мелкой моторике детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей. «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»

Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и ее педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнит...

Консультация для родителей на тему: «Игры для детей старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук».

Консультация для родителей на тему:«Игры для детей старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук»....

Консультация для родителей и педагогов на тему "Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста"

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ре...