Консультация для родителей: «Когда необходимо обратиться к логопеду»
консультация

Чухина Марина Александровна

     Грамотная и понятная речь – не врожденное качество. Ребенок на протяжении всех первых лет жизни шаг за шагом учится правильно и четко произносить разные звуки, составлять слова и предложения, выражать свои мысли последовательно и ясно. Но нередко речевое развитие проходит со сложностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Когда необходимо обратиться к логопеду»

                                       учитель – логопед МАДОУ г. Калининграда  

                                                   ЦРР д/с № 87

                                                   Чухина Марина Александровна  

                              «Говорить путанно умеет всякий, говорить ясно немногие»
                                                                                                                Галилео Галилей 

     Речь является элементом социальной адаптации. Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь.

     Грамотная и понятная речь – не врожденное качество. Ребенок на протяжении всех первых лет жизни шаг за шагом учится правильно и четко произносить разные звуки, составлять слова и предложения, выражать свои мысли последовательно и ясно. Но нередко речевое развитие проходит со сложностями.

     Если  родители замечают у ребенка какие-то проблемы с речью, важно как можно скорее обратиться к специалисту – логопеду. 

     Пускать на самотек развитие детский речи нельзя! Родители должны приложить достаточно усилий, чтобы она развивалась без задержек.

     В настоящее время мамы и папы задаются вопросом: требуется ли их ребенку консультация логопеда, но немногие знают – наиболее благоприятный период в плане развития речи у малыша – 2-3 года. Именно в это время необходимо проконсультироваться у детского логопеда – соответствует ли речь ребенка его возрасту.

Когда стоит обращаться к логопеду?

к логопеду в 1 год:

– если у ребенка нет гуления и лепета, то есть попыток произносить сначала отдельные звуки («агу», «гы», «кхх»), а затем повторяющиеся слоги («бубу», «гиги», «диди», «тата»).

к логопеду в 2 года:

- если ребенок не понимает речь взрослого;

- если не произносит никаких звуков;

- если не использует звукоподражания, не выговаривает простые слова;

- если речевой дневник завели, а записать в него нечего.

к логопеду в 3 года:

- если ребенок не строит предложения;

- если говорит на своем языке;

- если «каша» во рту;

- если не выговаривает звуки а, о, у, и, ы, э, б, п, м, т, д, н, г, к, х, в, ф.

Три года – тот возраст, когда отсутствие речи или низкий уровень ее развития влияют и на формирование мышления, Если вовремя не обратиться к специалисту, это может привести к задержке психического развития ребенка.

к логопеду в 4 года:

- если ребенок не выговаривает звуки с, з, ц;

- если пропускает или переставляет местами слоги;

- если не знает цвета;

- если путает названия животных, овощей, фруктов.

Четыре года – возраст, когда можно начинать исправлять звуки. Ребенок готов внимательно слушать и усердно выполнять задания, он уже может контролировать собственную речь. Но важно исправлять не только звуки. Если в речи много ошибок, желательно уточнить у логопеда, не нужны ли занятия по другим направлениям речевого развития (слоговая структура, словарный запас, грамматика).

к логопеду в 5 лет:

- если ребенок не выговаривает звуки ш, ж, ч, щ;

- если делает ошибки в окончаниях слов;

- если не умеет пересказывать;

- если отвечает на вопросы одним словом.

Пять лет – это возраст, когда постепенно уходит словотворчество, расширяется словарный запас, ребенок может строить развернутые предложения и все меньше путает значения слов. Речь в 5 лет уже больше похожа на взрослую.

к логопеду в 6 лет:

- если ребенок не выговаривает звуки л, р;

- если не умеет определять первый и последний звуки в слове;

- если не может запомнить буквы;

- если не умеет рассказывать;

- если не знает времена года;

- если путает понятия «направо» - «налево».

Шесть лет – это возраст, когда ребенок готовится к начальной школе. Речевое развитие – один из важных показателей его подготовленности. Все речевые проблемы желательно уладить до школы, чтобы они не мешали учебе.

 к логопеду в школьном возрасте

– если есть проблемы с чтением и письмом.

С какими видами речевых нарушений чаще всего сталкивается в своей деятельности учитель-логопед

  • Дислалия. Неправильное произношение звуков при нормальном слухе и отсутствии проблем с речевым аппаратом. Считается физиологической нормой для детей младше 5 лет, в старшем возрасте – логопедическим нарушением. Выражается в том, что ребенок заменяет, искажает, пропускает звуки.
  • Дисфония (охриплость голоса) и афония (отсутствие голоса).
  • Ринолалия. Это нарушение характерно для малышей с расщелиной неба. Чем она больше, тем сильнее выражены симптомы ринолалии. Выражается дефект в форме гнусавости голоса, неразборчивой речи.
  • Дизартрия. Возникает из-за нарушений иннервации мышц, непосредственно участвующих в формировании речи. Малыш испытывает трудности со звуковыми артикуляциями. Речь лишена эмоциональной окраски, словарный запас скудный. Дизартрия приводит к проблемам с письмом: неровному почерку, разному размеру букв. Ребенок пишет грамотно, но медленно. При чтении отмечаются перестановка и замена звуков.
  • Заикание. Возникает из-за судорог мышц, которые участвуют в звукопроизношении, в момент, когда человек хочет что-то сказать.

Работа специалиста заключается в устранении проблем с устной речью, письмом и чтением. Для этого учитель-логопед решает следующие задачи:

  • корректирует звукопроизношение;
  • формирует фонематические процессы, то есть способность воспринимать, понимать, анализировать отдельные элементы звуковой речи (звуки, слова, предложения);
  • расширяет и обогащает словарный запас ребенка;
  • развивает грамматический строй речи, ее связность;
  • готовит малыша к обучению письму и чтению.

В каком возрасте нужно начинать логопедическую работу с ребенком?

Раньше существовало мнение, что ребенка нет смысла приводить к логопеду в возрасте младше 5 лет. Но оно давно устарело. К 5 годам речь уже во многом сформирована, ведь начинается этот процесс, когда малышу не исполнилось и года.

Именно в первый год жизни ребенка нужно начинать задумываться о правильности развития его речи, а при возникновении любых сомнений обращаться к специалисту. Особенно это касается детей, которые наблюдаются у невропатолога из-за проблем во время беременности и родов.

10 рекомендаций родителям от учителя-логопеда

1 совет. Говорите с ребенком во время приготовления еды, уборки, одевания и раздевания, игры, прогулки и любой другой деятельности. Рассказывайте и спрашивайте о том, что вы и малыш видите, делаете, слышите.

2 совет. Используйте правильно построенные фразы, предложения. Нужно говорить предложениями на 1-2 слова длиннее, чем у малыша. Если он пока не говорит фразами, общайтесь с ним предложениями из 2 слов.

3 совет. Вопросы должны быть открытыми, чтобы у ребенка был стимул использовать для ответа несколько слов. Например, вместо «Ты играешь?» спрашивайте: «Что ты делаешь?».

4 совет. Не торопите ребенка с ответами на вопросы и формулированием своих мыслей. Подождите, пока он скажет все, что хотел.

5 совет. Прислушивайтесь к окружающим звукам (лаю собаки, шуму машины, шелесту листьев) и спрашивайте у малыша, что он слышит.

6 совет. Рассказывая ребенку короткие истории и сказки, просите его пересказать услышанное вам или кому-нибудь еще.

7 совет. Если словарный запас у малыша небогатый, расширяйте его. Показывайте и называйте ему разные предметы и явления (части тела, фрукты и овощи, транспорт и т. д.) и просите повторять слова. Вводите в речь ребенка по 5-6 слов, а когда он научится хорошо произносить их, добавляйте новые. Занимайтесь ежедневно и обязательно хвалите, воодушевляйте малыша, даже если у него пока что-то не получается.

8 совет. Если ребенок не говорит предложениями, а использует для общения только слова, учите его коротким фразам. Например, малыш знает слово «кружка». Последовательно вводите в его речь предложения: «Дай кружку», «Папина кружка» и т. д.

9 совет. Занимайтесь с малышом в игровой форме – интерес активизирует речевое подражание, способствует развитию памяти и внимания.

10 совет. Обращайте внимание на речевое развитие ребенка с самого раннего возраста. Не дожидайтесь, когда он «перерастет», «сам заговорит».

(по материалам интернет – ресурсов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Когда стоит обратиться к логопеду?"

1.     Советы родителям о правильном речевом развитии детей дошкольного возраста2.     Когда же стоит обратиться к логопеду?3.     Сов...

Консультация для родителей «Когда следует обратиться к логопеду»

Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детск...

Консультация для родителей "КОГДА НЕОБХОДИМО ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ?"

Очень часто современные родители не видят грань между нормальным развитием ребенка и какими-то небольшими отклонениями. Причем, все это связано с нынешней общедоступностью информации: интернет, журнал...

Консультация для родителей "Когда следует обратиться к логопеду"

Беседа с родителями, когда требуется обращение к логопеду...

Консультация для родителей "Когда следует обратиться к логопеду?"

Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детск...

Консультация для родителей «Когда стоит обратиться к логопеду»

Консультация для родителей «Когда стоит обратиться к логопеду»...