«НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ ОБЩЕНИЯ»
материал

Потапова Людмила Александровна

Невербальный (т.е. несловесный) этикет общения – это требования к жестам, позам, мимике, дистанции, физическим контактам между собеседниками и т.д., которые должны в процессе общения соблюдаться, чтобы отношения между партнерами по общению можно было считать вежливыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Просим обратить ваше внимание на предлагаемую информацию:

«НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ ОБЩЕНИЯ»

 

Невербальный (т.е. несловесный) этикет общения  это требования к жестам, позам, мимике, дистанции, физическим контактам между собеседниками и т.д., которые должны в процессе общения соблюдаться, чтобы отношения между партнерами по общению можно было считать вежливыми.

Дистанция общения

Для разных коммуникативных ситуаций дистанции общения таковы:

интимная  15–50 см, расстояние вытянутой руки; на этой дистанции общаются друг с другом близкие друзья, между которыми существует эмоциональный контакт и эмоциональное взаимопонимание; это дистанция для повседневного общения родителей и детей, супругов; малознакомые и незнакомые люди не должны приближаться друг к другу так близко;

персональная – 50–100 см, расстояние примерно двух вытянутых рук; на этой дистанции принято общаться с коллегами, хорошими знакомыми, участниками приема, вечеринки;

официальная  150–300 см, для общения с незнакомыми и официальными лицами;

публичная  более 3 м, для общения с группой людей, дистанция для оратора, лектора.

Этикетная норма требует соблюдения дистанции общения, обусловленной ситуацией и ролями партнеров по коммуникации. Этикетным является выбор более дальней дистанции, в ожидании от собеседника сигнала к сокращению дистанции.

Расположение относительно собеседника

Есть некоторые правила расположения собеседников друг относительно друга. Так, не принято располагаться для общения с незнакомым человеком напротив него, лучше постараться сесть рядом или под углом. Расположение напротив – сигнал намерения доминировать, вести спор, демонстрация оппозиции.

Собеседники могут располагаться по вертикали по-разному: один может в момент общения быть выше другого (например, стоять перед сидящим, находиться на трибуне и др.).

В условиях обычного общения действует принцип вертикального равноправия (этикетным считается расположение собеседников на одной линии, например оба стоят или оба сидят). Поэтому считается этикетным пригласить сесть вошедшего или встать при его приходе. Вертикальное неравноправие (учитель в классе, лектор на трибуне) в учебной, лекционной аудитории обусловлено специфическими условиями взаимоотношений участников общения.

Движение в процессе общения

В целом общение на ходу рассматривается как неэтикетное – не случайно существует выражение «поговорим не на ходу»; но реальность такова, что на ходу часто происходит незапланированное общение знакомых людей. Это общение имеет свою специфику – оно не должно быть громким, не предполагает обсуждения сложных проблем и т.д. Мужчина, разговаривающий с женщиной на ходу, занимает обычно положение слева от женщины, кроме военных, которые традиционно идут справа, чтобы иметь возможность отдавать честь правой рукой. Отметим, что мужчина, идущий рядом с женщиной, должен занимать относительно нее место со стороны возможной опасности (например, находиться между женщиной и транспортом, идущим по улице).

        Этот же принцип диктует мужчине входить в незнакомое место (в темный подъезд и другие, потенциально опасные места) перед своей спутницей, а в дверь квартиры, в зрительный зал и т.д. пропускать женщину вперед. Поднимаясь по лестнице, мужчина идет на шаг сзади, спускаясь с женщиной по лестнице – на шаг впереди. Когда мужчина пропускает женщину вперед, она должна поблагодарить его – словом или кивком головы, мимикой.

        В процессе беседы не принято идти по тротуару в ряд более чем по двое – остальные должны отстать либо составить другие пары.

        Не принято в процессе беседы с сидящим человеком расхаживать перед ним. Также не принято, чтобы при коллективном обсуждении проблемы один из участников расхаживал, когда остальные сидят, даже если это начальник, – это воспринимается как демонстрация своего абсолютного авторитета. Этикет диктует проявление скромности, уважения к партнерам, а не демонстрацию превосходства над ними.

        

Взгляд

Согласно этикету взгляд должен быть направлен на собеседника. При этом ошибочно полагать, что необходимо все время смотреть собеседнику в глаза. Долгий взгляд в глаза рассматривается как давление, своеобразная форма демонстрации своей силы.

Этикет предписывает смотреть собеседнику в лицо, не фиксируя взгляд на его глазах. Выражением доброжелательности является краткий взгляд в глаза собеседнику, сопровождаемый улыбкой, но не более того. Человек обычно чувствует себя весьма неуютно, если на нем продолжительное время сфокусирован чей-то взгляд.

Нельзя в процессе общения надолго отводить взгляд от собеседника, допускается кратковременный отвод взгляда при обдумывании, формулировании мысли, но затем надо снова взглянуть на собеседника.

        Мимика

Мимика (т.е. выразительные движения лица) должна быть приветливой. Выражение лица – доброжелательным. Улыбаться в процессе общения желательно, но не обязательно, в силу того что улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости; она скорее выражает личную симпатию говорящего к собеседнику. А вот приветливая, доброжелательная мимика обязательна.

Физический контакт при общении

В русском общении есть ситуации, где можно дотронуться до собеседника, хотя это вовсе не означает, что данное действие этикетно во всех ситуациях общения. Скорее наоборот: нельзя дотрагиваться до собеседника в официальных ситуациях – дистанция в таких ситуациях должна быть достаточно большой, не принято дотрагиваться до незнакомых и малознакомых, до лиц противоположного пола. Малознакомых, незнакомых лиц нельзя хлопать по плечу, нельзя крутить пуговицу у собеседника, трогать или пощипывать его одежду, приобнимать его.

Можно приобнять человека, которого нужно ободрить, утешить, успокоить, часто этот жест используют родители по отношению к детям, старшие по отношению к младшим. В этих случаях можно погладить по голове малыша, обнять его, сопровождая жест словами утешения или поддержки. Можно дотронуться до руки младшего, сопровождая жест словами положительной оценки или сочувствия.

        

Позы и жесты

Жесты определяются как динамические выразительные движения тела. Жесты собеседники делают не только руками, но и плечами, спиной, ногами, всем телом. Позы – фиксированные положения тела, принимаемые человеком. Поза может рассматриваться как застывший жест. Позы и жесты тесно взаимосвязаны, поэтому обычно их рассматривают вместе.

Роль жестов и поз в невербальном этикете трудно переоценить. Они, прежде всего, призваны продемонстрировать вежливость в отношении собеседника.

В целом жесты должны быть умеренными как в отношении интенсивности осуществления (жесты не должны быть резкими, порывистыми, иначе они воспринимаются как демонстрация враждебности или агрессии по от ношению к собеседнику), так и в отношении их количества в процессе общения: многочисленные жесты создают впечатление несерьезности, возбудимости собеседника, отсутствие же жестикуляции настораживает собеседника, рассматривается им как попытка нежестикулирующего партнера продемонстрировать свое превосходство. Жесты должны сопровождать общение, но их число должно быть небольшим, а интенсивность их выполнения – умеренной.

Закрытой позой является поза со скрещенными на груди руками, вдвойне закрытая – если человек при этом сидит, скрестив ноги, либо стоит, скрестив руки, и прислонился к стене или косяку. Такие сигналы отчетливо передают негативную оценку ситуации, поэтому этикет не рекомендует использовать их в общении. Закрытые позы и жесты допускаются в этикетном общении, но лишь на очень непродолжительное время, длительная демонстрация закрытой позы неэтикетна.

Этикетными, т.е. слабыми невербальными сигналами негативной оценки, могут являться кратковременное отведение взгляда от собеседника, опускание подбородка, отведение взгляда с отведением рук за спину, временная неподвижность, напряжение всей позы и др.

Невербальное выражение неодобрительной оценки с точки зрения этикета общения предпочтительнее, чем любое вербальное выражение неодобрения, так как слабая невербальная оценка всегда менее категорична, чем любая вербальная оценка собеседника или ситуации.

Неэтикетны любые невербальные сигналы, демонстрирующие агрессивность намерений, – резкое вскидывание головы, выдвижение головы вперед, видимое сжатие кулаков, поза «руки в боки» и др.

Неэтикетна демонстрация состояния скуки – подпирание головы ладонью с отведением взгляда, раскачивание на стуле или на ногах и др.

Риторические жесты необходимы для усиления выразительности речи, для улучшения ее понимания партнерами по общению. Риторические жесты обязательно должны участвовать в общении, иначе общение приобретает искусственный характер, выглядит пресным, надуманным. Умеренное количество риторических жестов – обязательный компонент этикетного общения.

Усилительные жесты представляют собой достаточно резкие, динамичные движения одной или двумя руками, указкой в «такт» высказываемым мыслям. Жест выделяет, усиливает высказываемую мысль, привлекает к ней внимание, подчеркивает ее важность, отделяет одну важную мысль от другой. К усилительным жестам относятся рубленые движения ладонью ребром вперед, движение кулаком вперед и вверх, ритмические движения руками в такт речи перед собой и в направлении слушателей. Неэтикетен ритмичный жест указательным пальцем перед собой в такт речи, поскольку имеет оттенок повышенной агрессивности, стремления оказать давление на слушателей.

Этикет предписывает незначительное обращение к изобразительным жестам: описание размера и формы предмета, причем без большой амплитуды. Если предмет, который хотел бы наглядно представить говорящий, очень велик или высок, этикет предписывает отказ от изобразительного жеста в пользу сравнения с чем-либо, находящимся в поле зрения общающихся, – следует сказать «размером с этот стол», «на расстоянии как от угла стола до окна» и т.д.

Указательные жесты используются для привлечения внимания партнеров по общению к конкретным лицам или предметам. Речевой этикет предписывает существенные ограничения в пользовании указательными жестами. Указательные жесты выполняются указательным пальцем, раскрытой ладонью или протянутой в направлении предмета выпрямленной рукой. Указание указательным пальцем рассматривается как неэтикетное, пользоваться им не рекомендуется. Использование раскрытой ладони допускается нормами этикета, так как рассматривается как более вежливое. Нельзя указывать пальцем на присутствующего или в сторону присутствующего; указание ладонью допускается при представлении или приглашении куда-либо. Этикет требует, чтобы любой используемый указательный жест сопровождался взглядом указывающего в этом же направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация невербальных способов общения как метод профилактики заикания детей младшего дошкольного возраста

Особое значение в работе логопеда уделяется просветительской деятельности, одним из направлений которой является профилактика заикания детей младшего дошкольного возраста....

Тренинг для педагогов "Невербальные средства общения"

методическая разработка педагога-психолога может быть полезна в организации работы с воспитателями, упражнения данного тренинга помогут педагогам лучше понимать эмоциональное состояние окружающих...

Использование невербальных средств общения в коррекционной работе

Работе по коррекции речи должно уделяться все большее внимание. В ряду методических приемов значительное место занимает использование невербальных средств об...

Формирование понимания невербальных средств общения у детей - аутистов

Здесь можно найти рекомендации для родителей и педагогов, воспитывающих детей с РДА...

Методическая разработка "Психогимнастика как средство развития невербальных компонентов общения у дошкольников"

Методическая разработка по психогимнастике, которая направлена на развитие невербальных компонентов общения у дошкольников....

Невербальные средства общения с детьми младшей группы

Спомощью приведенных примеров упражнений дети младшей группы учатся общаться, используя невербальные средства общения....

Невербальные средства общения в работе логопеда в ДОУ.

Познать другого - значит сформировать представление о нем, включающее характеристики его внешности, характера, способностях; сведения о его отношении к различным сторонам действительности, к себе и др...