Использование невербальных средств общения в коррекционной работе
статья по логопедии по теме

Шафранская Наталья Людвиковна

        Работе по коррекции речи должно уделяться все большее внимание. В ряду методических приемов значительное место занимает использование невербальных средств общения – жестов, мимики, выразительных движений, контакта глаз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Нарушения речи – достаточно распространенное явление. Причины возникновения этих нарушений разнообразны. Наиболее сложными нарушениями являются органические, в меньшей степени - функциональные. Речевые нарушения, если их не исправлять в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок – подросток – взрослый», что приводит к возникновению у детей к закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрывать свои способности и интеллектуальные возможности.

        Работе по коррекции речи должно уделяться все большее внимание. В ряду методических приемов значительное место занимает использование невербальных средств общения – жестов, мимики, выразительных движений, контакта глаз.

               Жесты активно используются в нашем общении. В большинстве случаев они сопровождают устную речь, являясь ее атрибутом, свидетельствующим о раскованности, непринужденности поведения.

            Если, однако, у взрослого жесты сопровождают устную речь и только в определенных ситуациях заменяют ее, то у ребенка, который еще не овладел словесными (вербальными) знаками, язык жестов на ранних этапах коммуникативного развития – главное средство коммуникации.

      Постепенно невербальный язык вытесняет вербальный, но жесты не исчезают совсем, а лишь из основных средств общения переходят во вспомогательные. Некоторые жесты появляются уже на той стадии, когда ребенок владеет словесной речью, например, указание возраста с помощью пальцев.

     Система дословесных  средств коммуникации, формирующаяся сначала в эмоциональном общении ребенка с матерью, близкими, а затем в предметной деятельности и служащая для выражения чувств, представлений об окружающем мире и о себе, была названа Е.И. Исениной «протоязыком». Он является предпосылкой усвоения речи и формируется у всех детей в ходе общения со взрослыми.

     

         Анализ специальной литературы дает возможность говорить об эффективности введения в работу по предотвращению и исправлению речевых отклонений невербальных средств общения.

         В процессе речевого общения с детьми необходимо использовать невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика, мимические движения). Они выполняют важные функции:

  1. Помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Соответствующий меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой…), связанных с конкретными зрительными представлениями. Мимика и фонация помогают уточнить значение слов (веселый, грустный, злой, ласковый…), связанных с эмоциональным восприятием;
  2. Способствует углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);
  3. Помогают приближению учебной обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
  4. Являются образцами поведения для детей;
  5. Выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую роль.

      Целенаправленное развитие эмоциональной сферы положительно сказывается на речевом и познавательном развитии, на развитии социально – коммуникативной способности,  следовательно, на состоянии речи. То есть необходимо развивать не только речь, но и эмоционально – двигательную сферу.

        Необходимо учитывать возрастные и индивидуально – психологические особенности детей. Занятия должны проходить эмоционально, динамично.  В каждое занятие необходимо включать физминутки, элементы психогимнастики, театрализацию, упражнения на релаксацию, ритмические упражнения.

        Например, основанием целесообразности использования логоритмических упражнений является целостная работа всей центральной нервной системы. Логопедическая ритмика объединяет действия двигательного и речевого анализаторов, регулирует мышечный тонус.

       Логопедическая ритмика способствует не только воспитанию чувства ритма и развитию слухового восприятия, но и устранению заторможенности или возбудимости ребенка, улучшению координации движений, регулирует ритм дыхания, ритм, темп и акцент речи, помогает организовать поведение детей в коллективе, активизирует их внимание. Этому же в полной мере способствуют физминутки и психогимнастика.

      Физминутки  тесно связаны с темой занятия и являются переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминуток – это:

  1. Снять усталость и напряжение;
  2. Внести эмоциональный заряд;
  3. Совершенствовать общую моторику;
  4. Вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

   Иногда физминутки целесообразно проводить в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «Я».

   Использование упражнений на релаксацию ведет к уменьшению напряжения, вводит в состояние покоя и расслабленности.

   Включение в занятие театрализации, этюдов дает возможность обогатить выразительные движения ребенка. Мимика служит не сама по себе, не изолированно, а в связи со всеми конкретными взаимоотношениями человека с окружающими. Мимические движения совершаются обычно непроизвольно. Однако они могут вызываться и произвольно, что дает человеку возможность пользоваться ими в тех или иных целях сознательно.

  Развитие психофизической сферы детей - является основой для развития речи.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Невербальные средства общения"

методическая разработка педагога-психолога может быть полезна в организации работы с воспитателями, упражнения данного тренинга помогут педагогам лучше понимать эмоциональное состояние окружающих...

Невербальные средства общения в работе логопеда в ДОУ.

Познать другого - значит сформировать представление о нем, включающее характеристики его внешности, характера, способностях; сведения о его отношении к различным сторонам действительности, к себе и др...

Статья "Невербальные средства общения и их использование на музыкальных занятиях."

Тема работы отражает научный интерес, направленный на изучение существующих проблем в современном музыкальном образовании. В статье рассматривается еномен невербальной коммуникации. Конечно невербальн...

Семинар – практикум на тему: «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»

В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочет...

презентация"Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения"

презентация для интерактивной доски. Теоретическая и практическая часть....

Использование коммуникативных игр в развитии вербальных и невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста.

Аннотация: В статье представлены результаты теоретического изучения использования невербальных и вербальных средств общения детьми старшего дошкольного возраста в диалоге. Представлен вид и характер и...

Семинар-практикум для педагогов по теме «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»

Педагог ДОУ выступает в учебно-воспитательном процессе не только как организатор познавательной, игровой и других видов деятельности воспитанников, но и как руководитель коммуникации, т. к. его работа...