Семинар – практикум на тему: «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»
презентация урока для интерактивной доски по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Ольга Александровна Князева

В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочетание этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Использование приемов невербального общения в воспитательном процессе в условиях ДОУ способствует не только более глубокому пониманию преподносимого материала, активизации внимания детей, но и способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 6 «Светлячок»

Семинар – практикум

на тему:

«Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»

                                                                         Автор-составитель:

                                                                      педагог-психолог

                                                                Князева О. А.

 г. Рыльск

2018 г.

Цель: применение педагогом в работе с детьми  вербальных и невербальных средств общения.

Задачи:

 - подчеркнуть актуальность грамотного использования педагогом вербальных и невербальных средств общения;

- обобщить и проанализировать группы профессионально-коммуникативных умений педагога;

- раскрыть правила речевой культуры педагога;

- рассмотреть основные невербальные средства общения (мимика, пластика тела, внешний вид);

- представить формы работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков использования вербальных и невербальных средств общения;

- дать практические советы по организации игровых занятий с использованием вербальных и невербальных средств общения с детьми.

Регламент работы

            Теоретическая часть

  1. Актуальность выбранной темы семинара-практикума.
  2. Обобщение и анализ групп профессионально-коммуникативных умений педагога.
  3. Раскрытие и обсуждение правил речевой культуры педагога.
  4. Обсуждение важности основных невербальных средств общения (мимика, пластика тела, внешний вид);
  5. Рассмотрение структуры деятельности по формированию у детей чувствительности к невербальным средствам общения.

Практическая часть

  1. Тестирование педагогов «Определение уровня общительности».
  2. Обыгрывание с детьми 5-6 лет игровых ситуаций   невербального общения (мимики, выразительности речи, пластичности движений).

Подведение итогов семинара – практикума.

Ход семинара

Прислушаемся к советам своих детей!

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха — поймут все без труда.

Слова порой запутаны, пример же — никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ.

И если все мне рассказать, я выучу урок.

Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть можно верить и умным словесам.

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.

Зато пойму как ты живешь: по правде или нет».

Януш Корчак

Эта цитата не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.

В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочетание этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Коммуникация – сложный процесс взаимодействия людей, в котором участвуют речь, мимика и пантомимика, жесты, интонация.

Педагог ДОУ выступает в учебно-воспитательном процессе не только как организатор познавательной, игровой и других видов деятельности воспитанников, но и как руководитель коммуникации, т. к. его работа предполагает общение постоянное и длительное. Ш.А. Амонашвили  называл педагогическое общение – “китом”, на котором держится все воспитание.

На сегодняшний день под педагогическим общением понимают систему приемов и навыков взаимодействия педагога и воспитанника, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, организация взаимоотношений. Педагог выступает как активатор учебно-познавательного процесса, организует его и управляет им.

Один из авторов социальной психологии А. Маслоу относил потребность в контактах, любви, признании к первичным человеческим потребностям. Потребность в эмоциональной поддержке и личном самоутверждении испытывают не только дети, участвующие в познавательном процессе. Педагогу тоже необходимо одобрение детей, наглядное признание авторитета со стороны воспитанников.

Можно выделить следующие группы профессионально-коммуникативных умений педагога:

1. Социально-психологические умения - это умения располагать детей к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезентационное умение), рефлексировать, адекватно воспринимать своеобразие личности каждого воспитанника, ее статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъектных отношений, использовать психологические средства - вербальные и невербальные, механизмы коммуникативного воздействия - заражения, внушения, убеждения, идентификации и т. д.

2. Нравственно-эстетические умения - это умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ребенка, организовывать творческое сотрудничество с группой детей и отдельными воспитанниками, инициировать благоприятный нравственный климат общения.

3. Эстетические умения - это способность гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, приобщать детей к высокой культуре коммуникации, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение.

4. Технологические умения - это умения использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.

Показателем успешного общения педагога ДОУ с воспитанниками является благоприятный морально-психологический климат в группе, в ДОУ в целом.

Вербальная культура общения педагога

Специфика профессионального общения педагога предопределяется общими законами передачи и восприятия информации. Информация передается с помощью вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) средств общения.

Коснемся подробнее вопроса вербальной и невербальной культуры общения педагога.

Восприятие и понимание речи педагога детьми связаны с процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Обучаемые очень чутки к речевым особенностям. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная патетика в задушевной беседе воспринимается как фальшь и вызывает недоверие к говорящему. Поэтому педагогу необходимо уметь правильно владеть своим голосом. И.А. Рыданова в своей книге «Основы педагогики общения» отмечает, что всех педагогов по характеру их речи можно разделить на три группы. Речь одних обыденная и ее, как говорят, можно слушать. Речь других настолько неприятна в голосовом отношении, что ее слушать нельзя. Речь третьих так мелодична, выразительна, что ее нельзя не слушать. Исходя из характеристик речевой деятельности учителя, она зависит от звучности, скорости, интонирования и тембра голоса.

Правила речевой культуры педагога:  

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у дошкольников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. От скорости зависят такие качества речи как артикуляция и дикция. При выборе скорости речи педагогу ДОУ необходимо учитывать возрастные особенности детей: старший дошкольник усвоит материал, если в минуту будет звучать 40 -60 слов.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: устрашать, воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Проведем, для начала, небольшой тест «Определение уровня общительности»

Общительность - необходимое качество в профессиональной деятельности педагога. Данный тест поможет проверить, насколько развито оно у Вас и что Вам необходимо предпринять для совершенствования собственной техники общения. Ответ "да" оценивается в 2 балла, "иногда"- 1 балл, "нет"- 0 баллов.

1. Вам предстоит серьезная деловая встреча. Выбивает ли Вас из колеи ее ожидание?

2. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

3. Вызывает ли у Вас смятение неожиданное поручение выступить с лекцией в незнакомой до этого аудитории?

4. Если Вам предложат поехать по профессиональным делам в город, где Вы никогда еще не бывали, приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать поездки?

5. Вы делитесь своими профессиональными переживаниями с малознакомыми коллегами?

6. Раздражают ли Вас просьбы учащихся глубже пояснить им новый материал, больше привести примеров на излагаемую теорию по предмету?

7. Считаете ли Вы, что педагогам и учащимся бывает трудно понять проблемы друг друга?

8. Постесняетесь ли Вы напомнить коллеге, что он забыл Вам вернуть деньги, взятые в долг несколько месяцев назад?

9. Учащийся дает Вам на проверку работу, явно выполненную несамостоятельно. Вы промолчите о своих подозрениях и поставите ему оценку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы первым не вступите с ним в беседу. Так ли это?

11. Избегаете ли Вы открытых конфликтов с учащимися?

12. Избегаете ли Вы участия в дисциплинарных комиссиях, посвященных разбору поведения отстающих учеников?

13. Вы всегда имеете собственное мнение по поводу прочитанных книг, просмотренных спектаклей и фильмов?

14. Предпочитаете ли Вы промолчать, если услышите явно ошибочное суждение по хорошо известному вам вопросу или факту?

15. Тяготит ли Вас просьба родителей ученика индивидуально помочь ему разобраться в учебной теме?

16. Предпочитаете ли Вы излагать свою точку зрения в письменной форме устному изложению?

Подведение итогов

30-32 балла. Вы явно некоммуникабельны, от чего сами сильно страдаете. Коллегам и ученикам с Вами тяжело. Ha Вас трудно положиться в деле, требующем групповых усилий. Вы слабы в проведении массовых и открытых мероприятий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете уединение. У Вас мало друзей. Вы привыкаете к старым ученикам, трудно с ними расстаетесь и долго налаживаете контакт с новыми. Вообще все новое: работа, обстановка, поручения администрации, люди тяготят вас.

19-24 балла. Вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. Вы умеете наладить контакт с учащимися и легко управляете дисциплиной класса. Но с новыми людьми (коллегами, членами родительского комитета) сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. Хотя многолетняя практика, вероятно, изменила ситуацию.

14-18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете учащихся, достаточно терпеливы в общении с ними, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости, спокойно и аргументировано. В то же время не любите недисциплинированности учащихся, их развязности, экстравагантные выходки и многословие могут вызывать у Вас раздражение.

9-13 баллов. Вы общительны, иногда даже сверх нормы и меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что иногда раздражает окружающих. Интересуетесь делами своих учеников даже выходящими за учебный процесс. Охотно даете им разнообразные советы. Вам нравится организовывать внеклассные мероприятия: концерты, экскурсии и т.д. Любите быть в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вам недостает усидчивости, терпения для успешности профессиональной деятельности.

3-8 баллов. Общительность бьет из Вас ключом... Вы слишком говорливы, многословны. Ваша коммуникабельность для окружающих просто болезненна.

Невербальная культура общения педагога

Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.

Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - невербальными средствами.

Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.

Роль мимики в передаче информации

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо лектора неподвижно - теряется до 10-15% информации.

Подвижность мимики обусловлена профессиональной необходимостью реагирования педагога на многообразие текущей деятельности, непредсказуемые обстоятельства, поведение окружающих людей, результаты совместной работы. Язык мимики зачастую выразительнее вербальных средств, он расширяет педагогический спектр влияний, дополняет речевой язык тончайшими нюансами информации о проживаемых эмоциях. Дети говорят про педагога: "Она нас любит", или "Она нас не любит". На вопрос: "Почему вы так думаете?" можно услышать ответ: "Так видно же по лицу".

Позитивный мимический портрет педагога складывается из расположенности к воспитанникам, ожидания доброго с их стороны, веры в их благородство, интереса к тому, что они делают и говорят.

Когда дети характеризуют педагога словами "Он добрый, мы к нему всегда можем обратиться", "Он строгий", "Он красивый", то имеется в виду именно такой портрет педагога.

Исследования показали, что все люди, независимо от национальности культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Интересно отметить, что основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).

Л.Н. Толстой описывал около ста разновидностей улыбки. Педагогу ДОУ необходимо понимать, что насмешливая, издевательская, снисходительная мимическая экспрессия отталкивает детей. И наоборот, открытая, искренняя, сердечная улыбка – привлекает. Выражение суровости, непреклонности, холодный взгляд настораживает детей, лишает открытости. Серьезную невербальную функцию несет на себе взгляд педагога. Известно, что каждый ребенок нуждается в визуальном контакте с педагогом, в его внимании, личностно заинтересованном взгляде. Но необходимо знать, что взгляд, длящийся более 10 секунд, вызывает у собеседника чувство дискомфорта.

Выразительность пластики тела

Лицо, является главным источником информации о психологических состояниях человека, но во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем тело, поскольку мимические выражения лица можно сознательно контролировать, а телодвижения выдают иногда те эмоции, которые педагог хочет скрыть. Учащиеся легко прочитывают по пластике телодвижений истинные чувства педагога.

Пластика - общий рисунок жестов и движений, производимых человеком, она оказывает столь же сильное влияние, как и звучание голоса, и мимика.

Открытая пластическая поза имеет для педагога чрезвычайно важное значение: позволяет ученику свободно и безбоязненно вступать с ним в общение. Открытая пластическая поза - это внешнее проявление доброжелательности по отношению к людям.

Поза, которую принимает педагог, всегда целесообразна. По ней ученики оценивают происходящее. Поэтому педагог должен "конструировать" позу: вот он слушает выступающего; вот он беспокоится о том, все ли готовы к работе; вот он задумался; а вот удивлен происшедшим... Когда поза сознательно выстраивается как способ отражения внутренних состояний либо отношений - она приобретает содержательность. Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками). Дети должны видеть, что педагог не испытывает стеснения, он непринужден и полностью владеет собой. Педагог, находящийся в свободной позе, по ощущениям учеников, не пугается вопросов, коллизий, сюрпризов - ему легко переключить внимание и усилия на другие объекты. Дети в таких условиях тоже спокойны и благожелательно настроены.

Далее приведена таблица, в которой указано, как воспитанники могут интерпретировать те или иные жесты и позы педагога.

Значение поз и жестов педагога

Жесты, позы педагога

Интерпретация 

Руки, раскрытые ладонями вверх

Искренность, открытость

Пиджак расстегнут (или снят)

Открытость, дружеское расположение

Руки спрятаны (за спину, в карманы)

Напряженное восприятие ситуации

Руки скрещены на груди

Закрытость от информации, общения

Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы)

Защита, оборона

Кисти рук расслаблены

Спокойствие

Педагог сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку

Заинтересованность

Голова слегка наклонена набок

Внимательное слушание

Педагог опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта

Критическая оценка

Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаз)

Обдумывание решения

Ладонь захватывает подбородок

Обдумывание решения

Педагог ходит по комнате

Функция контроля или обдумывание решения

Пощипывание переносицы

Напряжение

Педагог прикрывает рот рукой во время своего высказывания

Неискренность, обман

Педагог прикрывает рот рукой во время слушания

Сомнение, недоверие к учащемуся

Педагог старается на вас не смотреть

Скрытность, утаивание своей позиции

Взгляд в сторону от ребенка

Сомнение, отсутствие интереса к мнению

Слушающий слегка касается века, носа или уха

Недоверие к говорящему

Педагог начинает собирать бумаги на столе

Урок окончен или разговор окончен

Рука педагога находится в кармане, большой палец снаружи

Превосходство, уверенность

Педагог жестикулирует сжатым кулаком

Демонстрация власти, угроза

Внешний вид педагога ДОУ играет важную роль в создании общего впечатления. Визуальная привлекательность, обаяние облегчают установление эмоциональных контактов с детьми, негативное восприятие – затрудняет общение. В структуру невербального поведения входят и запахи – естественные и искусственные, они являются дополнительным индикатором культуры педагога. Собеседника отталкивают запахи, свидетельствующие о телесной неухоженности, пристрастии к курению, злоупотреблению духами.

Формирование у детей чувствительности к невербальным средствам общения.

Формирование умения у ребенка пользоваться вербальными и невербальными средствами общения является ключевым моментом в его развитии.       Систематическая работа по развитию невербальных средств позволит совершенствовать психомоторные функции, учить детей контролировать свои телесные проявления, понимать язык телодвижения, эмоций, что способствует улучшению их взаимодействия со сверстниками. Они станут больше использовать различные невербальные средства в общении. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу. Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие.

В настоящее время невозможно сформировать и воспитать инициативную, всесторонне развитую и творчески мыслящую личность, способную выжить в нашем конкурентном мире, без грамотного использования вербальных и невербальных средств общения.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность в игровых упражнениях по развитию невербального общения. Невербальные игры нужны для развития воображения, для совершенствования мелкой и крупной моторики. Пытаясь что-то объяснить языком тела, выражением лица, пантомимой, ребенок «примеряет» на себя разные человеческие эмоции, чувства, тем самым учится сопереживанию, эмпатии.

В рамках этой деятельности решаются следующие коррекционно – развивающие задачи:

  • Развивать у детей мышцы лица и тела, участвующие в воспроизведении мимических, жестовых и пантомимических движений.
  • Учить детей восприятию мимических и жестовых движений, а также схем лица, тела, и их воспроизведению.
  • Формировать у детей умение определять значение мимики, жеста и позы на сюжетной картинке, выделять и воспроизводить ее.

Сам процесс обучения был разделен на 4 основных этапа:

- снятие напряжения мышц лица и тела или напротив повышение их тонуса.

- знакомство с мимикой, жестами, позами.

- обучение выразительным движениям лица и тела.

- включение неречевых средств общения в игры, а затем и в повседневную коммуникативную деятельность.

Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения:

1. Мини-этюды под музыку

Способствуют развитию пластики, чувства ритма, пантомимики, учат вслушиваться в музыкальное произведение, развивают невербальные формы общения, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение.

2. Динамические паузы и физминутки

Снимают эмоциональное и телесное напряжение, способствуют раскрепощению и пластической открытости детей.

3. Игры — пантомимы

Направлены на формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработку прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.

4. Драматизация сказок

Способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития.

Вашему вниманию предоставляется несколько игр из наших общегрупповых занятий в старшей группе 5-6 лет, направленных на развитие у них чувствительности к невербальным средствам общения.

Дети входят в зал (6 человек). Предлагаю поприветствовать гостей с помощью слов: «Здравствуйте! Рады Вас видеть». После приветствуем жестами: поклон головой, подмигивание, взмах рукой. Дети садятся за стол.

Игра «Угадай настроение»

Цель: приобщение детей к эмоциональному миру человека, развитие мимики и пантомимики.

Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, удивленное, испуганное, спокойное, веселое). Один ребенок берет пиктограмму, не показывая ее остальным, изображает настроение, нарисованное на карточке. Остальные в своих наборах пиктограмм должны найти настроение, изображенное водящим. После дети сравнивают картинки и меняется ведущий.

«Веселые мартышки»

Цель: снятие эмоционального и телесного напряжения детей, развитие невербальной чувствительности.

А теперь давайте сделаем веселую зарядку. Повторяйте все за мной:

Мы веселые мартышки,

Мы играем

громко слишком.

Все в ладоши хлопаем

И ногами топаем.

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке,

И друг другу даже

Языки покажем.

Как скажу я слово «три»,

Все с гримасою замри.

Дети изображают необычную позу и выражение лица. Педагог-психолог касается поочередно каждого ребенка, тот «отмирает» и рассказывает, кого изобразил.

Игра «Слушай хлопки»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия, умения понимать невербальные знаки общения.

Дети идут по кругу, или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда психолог хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «аиста» (встать на одной ноге, руки в стороны). Если психолог хлопнет два раза – в позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Заключение. Подведение итогов семинара – практикума.

Эмоции имеют огромное значение в жизни любого человека. Они в большей степени, чем продуманная речь, показывают истинное отношение к окружающему миру, другим людям. Человеческие эмоции обусловлены нашим подсознанием, их невозможно подделать. Поэтому им доверяют больше, чем обычному речевому общению.

Культура применения невербальных средств педагогического общения отражает уровень педагогического мастерства педагога. Овладеть основами педагогического общения можно в процессе профессионального самовоспитания. Использование приемов невербального общения в воспитательном процессе в условиях ДОУ способствует не только более глубокому пониманию преподносимого материала, активизации внимания детей, но и способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития.

Список литературы:

Амонашвили Ш.А. Педагогическое общение. – М., 1989.

Баринова Е.В. Знакомство с вежливыми словами: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. – Ростов н/Д: Феникс, 2012

Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Изд. 2-е, испр. и дополн. – М.: Просвещение, 2012

Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками. - М.: Аркти., 2002

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа психолого – педагогичесчких занятий для дошкольников 4-5 лет. – СПб.: Речь, 2016

Рыданова И.А. Основы педагогики общения: (Учебное пособие). – Минск: Беларус. навука,1998. – 319с. – Библиогр.: с. 317.

Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000

Шипицына Л.М. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. Монография. – СПб.: Речь,2009

Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука Общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет). – Детство – Пресс, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вербальные и невербальные средства общения

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения....

Дидактические игры, динамические паузы и мини-этюды по формированию чувствительности у детей к вербальным и невербальным средствам общения.

Педагогам ДОУ следует;чаще использовать на занятиях и прогулках игры -этюды, помогающие развивать восприимчивость детей к вербальным и невербальным средствам общения. В этих играх дети общаются с помо...

презентация"Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения"

презентация для интерактивной доски. Теоретическая и практическая часть....

Семинар-практикум для педагогов "Вербальные и невербальные средства общения с детьми"

Обычно, общаясь с другими, мы обращаем внимание на вербальное содержание сообщения и наиболее явные невербальные признаки; улыбку, выражение лица (грусть, радость), складывание рук в замок. Труднее ул...

Развитие вербальных и невербальных средств общения у детей дошкольного возраста

Рекомендации педагогам ДОУ для развития вербальных и невербальных средств общения у детей дошкольного возраста....

Использование коммуникативных игр в развитии вербальных и невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста.

Аннотация: В статье представлены результаты теоретического изучения использования невербальных и вербальных средств общения детьми старшего дошкольного возраста в диалоге. Представлен вид и характер и...

Семинар-практикум для педагогов по теме «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»

Педагог ДОУ выступает в учебно-воспитательном процессе не только как организатор познавательной, игровой и других видов деятельности воспитанников, но и как руководитель коммуникации, т. к. его работа...