Использование коммуникативных игр в развитии вербальных и невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи

Щегалева Гюзель Алиевна

Аннотация: В статье представлены результаты теоретического изучения использования невербальных и вербальных средств общения детьми старшего дошкольного возраста в диалоге. Представлен вид и характер игр, в которых возможно совершенствование данных средств у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schegaleva_gyuzel_alievna.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Щегалева Гюзель Алиевна

МАДОУ «Детский сад №28»

Сормовского района, г. Нижний Новгород,

воспитатель.

603050, ул. Василия Иванова, 20 А.

guzelshegaleva@yandex.ru

89308038055

Использование коммуникативных игр в развитии вербальных и невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста.

Аннотация: В статье представлены результаты теоретического изучения использования невербальных и вербальных средств общения детьми старшего дошкольного возраста в диалоге. Представлен вид и характер игр, в которых возможно совершенствование данных средств у детей.

Ключевые слова: невербальные средства общения, вербальные средства общения, диалог, коммуникативные игры.

Язык и речь являются основой социального взаимодействия. Речь выполняет многообразные функции, но основной и первоначально значимой является коммуникативная. Потребность ребенка в диалоге как со взрослыми, так и со сверстником важна и необходима, так как в ходе диалога совершенствуются речевые навыки, формируются умения устанавливать отношения с собеседником, развивается непосредственно познавательная деятельность ребенка, а также формируется способность планировать свое коммуникативное поведение в общении. Вступление в диалог осуществляется посредством диалогической речи, которая играет ведущую роль в процессе речевого и социального развития ребенка. Но следует учесть, что эмоциональные контакты между детьми, их личностное общение обеспечивается не только и даже не столько при помощи речи, а прежде всего использованием невербальных средств общения. Жесты, мимика, пантомимика, интонация, темп речи, паузы и др.  являются базовыми в овладении ребенком речью и выступают фактором, стимулирующим развитие, совершенствование, а также становление её механизмов. Невербальные средства общения обогащают языковые средства, обеспечивая полноту речевого высказывания, смысловое и структурное его единство. Важно, чтобы ребенок мог достичь взаимопонимания, используя любые средства: и речевые, и невербальные - неречевые. (А.Г. Арушанова, В.И. Яшина, Л.П. Якубинский, Н.И. Лепская, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, В.В. Щерба, В.В. Казаковская, Т.Н. Ушакова, И.Ю. Кондратенко, О.С. Павлова, С.Н. Шаховская, К.В. Якунина).

Анализ литературных источников позволил сделать вывод о том, что использование невербальных средств общения в диалоге со взрослым и сверстником имеет большое значение для речевого развития детей дошкольного возраста, а совершенствование у них данных средств общения является важной речевой и общепедагогической задачей.

Общение является важным аспектом в формировании и развитии психики ребенка, а также при становлении осмысленного поведения. Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок познает явления окружающей действительности, тем самым приобретает высшие познавательные способности и качества, а также становится личностью. Развитие навыков конструктивного общения, умения начать разговор, эмоционально выражать свои мысли, уместно используя мимику и жесты – все данные аспекты возможно реализовать в процессе коммуникативных игр. Коммуникативная игра предполагает, что играя дети учатся учитывать особенности и интересы друг друга, таким образом они ориентированы на партнера. Педагог, играя в коммуникативные игры со старшими дошкольниками развивает средства невербального общения: мимику, пантомимику, жесты, развивает способность управлять собственным телом, а также воспитывает доверительное отношение сверстников друг к другу.

Коммуникативные игры – это игры, в ходе которых развиваются навыки взаимного сотрудничества, а для выполнения игрового действия необходим вербальный, невербальный, тактильный контакт детей между собой, также взрослого с ребенком.

Задачи, которые возможно решить с помощью коммуникативных игр:

  1. Научить распознавать и называть эмоции, возникающие как у самого ребенка, так и у других детей.
  2. Научить выражать с помощью мимики и пантомимики различные эмоции и желания, а также контролировать их проявление, лучше чувствовать свое тело.
  3. Развить навык проявления инициативы и самостоятельности в игре и общении.
  4. Научить регулировать свое поведение в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки.

Коммуникативные игры полезны по следующим причинам:

  1. Способствуют развитию мимики и жестов;
  2. Развивают способность концентрироваться;
  3. Развивают умение распознавать собственные чувства;
  4. Развивают склонность к эмпатии;
  5. Формируют умение соблюдать правила;

Рекомендуется использовать коммуникативные игры:

  1. В организованной образовательной деятельности
  2. В режимных моментах
  3. Во время игровой деятельности: в группе, на прогулке
  4. На праздниках, утренниках и развлечениях

Примеры игр:

Во время организованной образовательной деятельности в подготовительную часть занятия включаются игры, которые позволяют дошкольникам настроиться на работу в группе и установить контакт со сверстниками и педагогом.

        Название игры: «Улыбка».

Ход игры: дети сидят в кругу, затем берутся за руки и глядя друг другу в глаза – дарят улыбку. Необходимо подарить как можно больше улыбок своим сверстникам. Игра проводится в абсолютной тишине.

В режимных моментах можно использовать следующую игру:

Название игры: «Вежливые слова»

Материалы и оборудование: мяч

Ход игры: Дети стоят в кругу, бросая мяч друг другу называют вежливые слова. Использовать можно следующие категории слов, в зависимости от ситуации и времени:

  • приветствия (добрый день/вечер/утро, здравствуйте, привет, мы рады вам, рады вас видеть и т.д.).
  • благодарности (благодарю, спасибо, пожалуйста, будьте добры/любезны и т.д.).
  • извинения (прости, извини, я очень сожалею).
  • прощания (до свидания, до встречи, пока, всего доброго и т.д.).

Данная игра проходит успешно в том случае, когда все ребята видят друг друга, каждый ребенок имеет возможность проявить себя.

Во время игровой деятельности рекомендуется применять в работе такие игры как:

Название игры: «Поймай взгляд»

Ход игры: Дети стоят/ сидят на стульях в кругу. Игру начинает педагог. Он смотрит на игроков, затем на ком-то одном останавливает взгляд на несколько мгновений, ребенок должен поймать взгляд педагога и в течении счета в пределах 5ти поменяться с ним местами (считает тот, кто ищет взгляд-в этом случае педагог). Водящим становится ребенок, который поймал взгляд. Затем, когда детьми освоятся правила игры – водят дошкольники и пытаются поймать взгляд друг друга.

Таким образом использование коммуникативных игр в работе с детьми дошкольного возраста способствует развитию совершенствованию невербальных и вербальных средств общения, коммуникативных способностей детей, положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в коллективе сверстников.

Список литературы

  1. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация: психология и право. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. - 256 с.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. Развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей. А.Г. Арушанова. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 120 с.
  3. Арцишевская И.Л. Учусь дружить! Тренинг коммуникативных навыков у дошкольников. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. – 48 с.
  4. Ахьямова И.А. Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 1. - С. 31-38.
  5. Бестужева, Е.А. Невербальные средства коммуникации / Е.А. Бестужева // Дошкольное воспитание. – 2007. – №5. – С. 62-67.
  6. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации - М.: Просвещение, 1980. — 104 с.
  7. И. Стангайне, А.Тауриня (Рига, Латвия). Развитие диалогической речи у дошкольников в игровых ситуациях // Проблемы онтолингвистики — 2013: Материалы международной научной конференции 26–29 июня 2013 г., Санкт-Петербург — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 528 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по развитию мыслительных операций по средством пескотерапии у детей старшего дошкольного возраста.

Данный конспект занятия  имеет коррекционно - развивающую  направленность при использовании песка на коррекционных занятиях с детьми....

Семинар – практикум на тему: «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»

В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочет...

презентация"Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения"

презентация для интерактивной доски. Теоретическая и практическая часть....

Развитие вербальных и невербальных средств общения у детей дошкольного возраста

Рекомендации педагогам ДОУ для развития вербальных и невербальных средств общения у детей дошкольного возраста....

«Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель:Познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры.Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой м...

Сюжетно-ролевая игра как средство общения у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра –это вид деятельности детей ,в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности  и общения взрослых с целью усвоения важнейших соц...