Использование коммуникативных игр в развитии вербальных и невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи
Аннотация: В статье представлены результаты теоретического изучения использования невербальных и вербальных средств общения детьми старшего дошкольного возраста в диалоге. Представлен вид и характер игр, в которых возможно совершенствование данных средств у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
schegaleva_gyuzel_alievna.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Щегалева Гюзель Алиевна
МАДОУ «Детский сад №28»
Сормовского района, г. Нижний Новгород,
воспитатель.
603050, ул. Василия Иванова, 20 А.
89308038055
Использование коммуникативных игр в развитии вербальных и невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста.
Аннотация: В статье представлены результаты теоретического изучения использования невербальных и вербальных средств общения детьми старшего дошкольного возраста в диалоге. Представлен вид и характер игр, в которых возможно совершенствование данных средств у детей.
Ключевые слова: невербальные средства общения, вербальные средства общения, диалог, коммуникативные игры.
Язык и речь являются основой социального взаимодействия. Речь выполняет многообразные функции, но основной и первоначально значимой является коммуникативная. Потребность ребенка в диалоге как со взрослыми, так и со сверстником важна и необходима, так как в ходе диалога совершенствуются речевые навыки, формируются умения устанавливать отношения с собеседником, развивается непосредственно познавательная деятельность ребенка, а также формируется способность планировать свое коммуникативное поведение в общении. Вступление в диалог осуществляется посредством диалогической речи, которая играет ведущую роль в процессе речевого и социального развития ребенка. Но следует учесть, что эмоциональные контакты между детьми, их личностное общение обеспечивается не только и даже не столько при помощи речи, а прежде всего использованием невербальных средств общения. Жесты, мимика, пантомимика, интонация, темп речи, паузы и др. являются базовыми в овладении ребенком речью и выступают фактором, стимулирующим развитие, совершенствование, а также становление её механизмов. Невербальные средства общения обогащают языковые средства, обеспечивая полноту речевого высказывания, смысловое и структурное его единство. Важно, чтобы ребенок мог достичь взаимопонимания, используя любые средства: и речевые, и невербальные - неречевые. (А.Г. Арушанова, В.И. Яшина, Л.П. Якубинский, Н.И. Лепская, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, В.В. Щерба, В.В. Казаковская, Т.Н. Ушакова, И.Ю. Кондратенко, О.С. Павлова, С.Н. Шаховская, К.В. Якунина).
Анализ литературных источников позволил сделать вывод о том, что использование невербальных средств общения в диалоге со взрослым и сверстником имеет большое значение для речевого развития детей дошкольного возраста, а совершенствование у них данных средств общения является важной речевой и общепедагогической задачей.
Общение является важным аспектом в формировании и развитии психики ребенка, а также при становлении осмысленного поведения. Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок познает явления окружающей действительности, тем самым приобретает высшие познавательные способности и качества, а также становится личностью. Развитие навыков конструктивного общения, умения начать разговор, эмоционально выражать свои мысли, уместно используя мимику и жесты – все данные аспекты возможно реализовать в процессе коммуникативных игр. Коммуникативная игра предполагает, что играя дети учатся учитывать особенности и интересы друг друга, таким образом они ориентированы на партнера. Педагог, играя в коммуникативные игры со старшими дошкольниками развивает средства невербального общения: мимику, пантомимику, жесты, развивает способность управлять собственным телом, а также воспитывает доверительное отношение сверстников друг к другу.
Коммуникативные игры – это игры, в ходе которых развиваются навыки взаимного сотрудничества, а для выполнения игрового действия необходим вербальный, невербальный, тактильный контакт детей между собой, также взрослого с ребенком.
Задачи, которые возможно решить с помощью коммуникативных игр:
- Научить распознавать и называть эмоции, возникающие как у самого ребенка, так и у других детей.
- Научить выражать с помощью мимики и пантомимики различные эмоции и желания, а также контролировать их проявление, лучше чувствовать свое тело.
- Развить навык проявления инициативы и самостоятельности в игре и общении.
- Научить регулировать свое поведение в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки.
Коммуникативные игры полезны по следующим причинам:
- Способствуют развитию мимики и жестов;
- Развивают способность концентрироваться;
- Развивают умение распознавать собственные чувства;
- Развивают склонность к эмпатии;
- Формируют умение соблюдать правила;
Рекомендуется использовать коммуникативные игры:
- В организованной образовательной деятельности
- В режимных моментах
- Во время игровой деятельности: в группе, на прогулке
- На праздниках, утренниках и развлечениях
Примеры игр:
Во время организованной образовательной деятельности в подготовительную часть занятия включаются игры, которые позволяют дошкольникам настроиться на работу в группе и установить контакт со сверстниками и педагогом.
Название игры: «Улыбка».
Ход игры: дети сидят в кругу, затем берутся за руки и глядя друг другу в глаза – дарят улыбку. Необходимо подарить как можно больше улыбок своим сверстникам. Игра проводится в абсолютной тишине.
В режимных моментах можно использовать следующую игру:
Название игры: «Вежливые слова»
Материалы и оборудование: мяч
Ход игры: Дети стоят в кругу, бросая мяч друг другу называют вежливые слова. Использовать можно следующие категории слов, в зависимости от ситуации и времени:
- приветствия (добрый день/вечер/утро, здравствуйте, привет, мы рады вам, рады вас видеть и т.д.).
- благодарности (благодарю, спасибо, пожалуйста, будьте добры/любезны и т.д.).
- извинения (прости, извини, я очень сожалею).
- прощания (до свидания, до встречи, пока, всего доброго и т.д.).
Данная игра проходит успешно в том случае, когда все ребята видят друг друга, каждый ребенок имеет возможность проявить себя.
Во время игровой деятельности рекомендуется применять в работе такие игры как:
Название игры: «Поймай взгляд»
Ход игры: Дети стоят/ сидят на стульях в кругу. Игру начинает педагог. Он смотрит на игроков, затем на ком-то одном останавливает взгляд на несколько мгновений, ребенок должен поймать взгляд педагога и в течении счета в пределах 5ти поменяться с ним местами (считает тот, кто ищет взгляд-в этом случае педагог). Водящим становится ребенок, который поймал взгляд. Затем, когда детьми освоятся правила игры – водят дошкольники и пытаются поймать взгляд друг друга.
Таким образом использование коммуникативных игр в работе с детьми дошкольного возраста способствует развитию совершенствованию невербальных и вербальных средств общения, коммуникативных способностей детей, положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в коллективе сверстников.
Список литературы
- Андрианов М.С. Невербальная коммуникация: психология и право. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. - 256 с.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. Развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей. А.Г. Арушанова. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 120 с.
- Арцишевская И.Л. Учусь дружить! Тренинг коммуникативных навыков у дошкольников. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. – 48 с.
- Ахьямова И.А. Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 1. - С. 31-38.
- Бестужева, Е.А. Невербальные средства коммуникации / Е.А. Бестужева // Дошкольное воспитание. – 2007. – №5. – С. 62-67.
- Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации - М.: Просвещение, 1980. — 104 с.
- И. Стангайне, А.Тауриня (Рига, Латвия). Развитие диалогической речи у дошкольников в игровых ситуациях // Проблемы онтолингвистики — 2013: Материалы международной научной конференции 26–29 июня 2013 г., Санкт-Петербург — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 528 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по развитию мыслительных операций по средством пескотерапии у детей старшего дошкольного возраста.
Данный конспект занятия имеет коррекционно - развивающую направленность при использовании песка на коррекционных занятиях с детьми....
Семинар – практикум на тему: «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»
В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочет...
презентация"Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения"
презентация для интерактивной доски. Теоретическая и практическая часть....
Развитие вербальных и невербальных средств общения у детей дошкольного возраста
Рекомендации педагогам ДОУ для развития вербальных и невербальных средств общения у детей дошкольного возраста....
Отзыв педагога Яременко Лады Владимировны на обобщение опытом. Тема:«Использовании цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности»
Отзыв на сотрудничество педагогов Яременко Лады Владимировны и Пашутской(Рудаковской) Оксаны Алексеевны....
«Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель:Познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры.Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой м...
Сюжетно-ролевая игра как средство общения у детей старшего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра –это вид деятельности детей ,в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших соц...