презентация"Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения"
презентация урока для интерактивной доски по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Ольга Александровна Князева

презентация для интерактивной доски. Теоретическая и практическая часть.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дата проведения: 19.04.2018 Подготовила педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №6 «Светлячок» , г. Рыльск О.А. Князева Семинар – практикум на тему: «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»

Слайд 2

Цель: применение педагогом в работе с детьми вербальных и невербальных средств общения. Задачи: - подчеркнуть актуальность грамотного использования педагогом вербальных и невербальных средств общения; - обобщить и проанализировать группы профессионально-коммуникативных умений педагога; - раскрыть правила речевой культуры педагога; - рассмотреть основные невербальные средства общения (мимика, пластика тела, внешний вид); - представить формы работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков использования вербальных и невербальных средств общения; - дать практические советы по организации игровых занятий с использованием вербальных и невербальных средств общения с детьми.

Слайд 3

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, чем указать мне путь. Глаза умнее слуха — поймут все без труда. Слова порой запутаны, пример же — никогда. Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел. Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ. И если все мне рассказать, я выучу урок. Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток. Должно быть можно верить и умным словесам. Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет. Зато пойму как ты живешь: по правде или нет». Януш Корчак

Слайд 4

1. Социально-психологические умения - это умения располагать детей к общению, производить благоприятное впечатление, адекватно воспринимать своеобразие личности каждого воспитанника, использовать психологические средства - вербальные и невербальные, механизмы коммуникативного воздействия - заражения, внушения, убеждения, идентификации и т. д. 2. Нравственно-эстетические умения - это умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ребенка. 3. Эстетические умения - это способность гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, приобщать детей к высокой культуре коммуникации, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение. 4. Технологические умения - это умения использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность. Группы профессионально-коммуникативных умений педагога:

Слайд 5

Вербальная культура общения педагога Восприятие и понимание речи педагога детьми связаны с процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно 25-50% учебного времени. Правила речевой культуры педагога: 1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у дошкольников значительного напряжения. 2. Педагог должен говорить внятно. 3. От скорости зависят такие качества речи как артикуляция и дикция. При выборе скорости речи педагогу ДОУ необходимо учитывать возрастные особенности детей: старший дошкольник усвоит материал, если в минуту будет звучать 40 -60 слов. 4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна. 5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного. 6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: устрашать, воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Слайд 6

Невербальная культура общения педагога Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуаль­ный контакт и прикосновения. Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - не­вербальными средствами. МИМИКА Основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Насмешливая, издевательская, снисходительная мимическая экспрессия отталкивает детей. И наоборот, открытая, искренняя, сердечная улыбка – привлекает. Каждый ребенок нуждается в визуальном контакте с педагогом, в его внимании, личностно заинтересованном взгляде. Но необходимо знать, что взгляд, длящийся более 10 секунд, вызывает у собеседника чувство дискомфорта. ПЛАСТИКА ТЕЛА Открытая пластическая поза имеет для педагога чрезвычайно важное значение: позволяет ученику свободно и безбоязненно вступать с ним в обще­ние. Открытая пластическая поза - это внешнее проявление доброжелатель­ности по отношению к людям.

Слайд 7

Жесты, позы педагога Интерпретация Руки, раскрытые ладонями вверх Искренность, открытость Пиджак расстегнут (или снят) Открытость, дружеское расположение Руки спрятаны (за спину, в карманы) Напряженное восприятие ситуации Руки скрещены на груди Закрытость от информации, общения Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы) Защита, оборона Кисти рук расслаблены Спокойствие Педагог сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку Заинтересованность Голова слегка наклонена набок Внимательное слушание Педагог опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта Критическая оценка Почесывание подбородка (нередко сопрово­ждается легким прищуриванием глаз) Обдумывание решения Ладонь захватывает подбородок Обдумывание решения Педагог ходит по комнате Функция контроля или обдумывание решения Пощипывание переносицы Напряжение Педагог прикрывает рот рукой во время своего высказывания Неискренность, обман Педагог прикрывает рот рукой во время слушания Сомнение, недоверие к учащемуся Педагог старается на вас не смотреть Скрытность, утаивание своей пози­ции Взгляд в сторону от ребенка Сомнение, отсутствие интереса к мнению Слушающий слегка касается века, носа или уха Недоверие к говорящему Рука находится в кармане, большой палец снаружи Превосходство, уверенность Пиджак застегнут на все пуговицы Официальность, подчеркивание дистанции Значение поз и жестов педагога

Слайд 8

Формирование умения у ребенка пользоваться вербальными и невербальными средствами общения является ключевым моментом в его развитии. Систематическая работа по развитию невербальных средств позволит совершенствовать психомоторные функции, учить детей контролировать свои телесные проявления, понимать язык телодвижения, эмоций, что способствует улучшению их взаимодействия со сверстниками. Они станут больше использовать различные невербальные средства в общении. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу. Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие.

Слайд 9

Работа по формированию у детей чувствительности к невербальным средствам общения решает следующие коррекционно – развивающие задачи: Развивать у детей мышцы лица и тела, участвующие в воспроизведении мимических, жестовых и пантомимических движений. Учить детей восприятию мимических и жестовых движений, а также схем лица, тела, и их воспроизведению. Формировать у детей умение определять значение мимики, жеста и позы на сюжетной картинке, выделять и воспроизводить ее. Процесс обучения включает 4 основных этапа: - снятие напряжения мышц лица и тела или напротив повышение их тонуса. - знакомство с мимикой, жестами, позами. - обучение выразительным движениям лица и тела. - включение неречевых средств общения в игры, а затем и в повседневную коммуникативную деятельность.

Слайд 10

Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения: 1. Мини-этюды под музыку Способствуют развитию пластики, чувства ритма, пантомимики, учат вслушиваться в музыкальное произведение, развивают невербальные формы общения, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение. 2. Динамические паузы и физминутки Снимают эмоциональное и телесное напряжение, способствуют раскрепощению и пластической открытости детей. 3. Игры — пантомимы Направлены на формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработку прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами. 4. Драматизация сказок Способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития.

Слайд 11

Игра «Слушай хлопки» Цель: развитие слухового внимания и восприятия, умения понимать невербальные знаки общения. Дети идут по кругу, или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда психолог хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «аиста» (встать на одной ноге, руки в стороны). Если психолог хлопнет два раза – в позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу. Игра «Угадай настроение» Цель: приобщение детей к эмоциональному миру человека, развитие мимики и пантомимики. Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, удивленное, испуганное, спокойное, веселое). Один ребенок берет пиктограмму, не показывая ее остальным, изображает настроение, нарисованное на карточке. Остальные в своих наборах пиктограмм должны найти настроение, изображенное водящим. После дети сравнивают картинки и меняется ведущий.

Слайд 12

«Веселые мартышки» Цель: снятие эмоционального и телесного напряжения детей, развитие невербальной чувствительности. А теперь давайте сделаем веселую зарядку. Повторяйте все за мной: Мы веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все в ладоши хлопаем И ногами топаем. Надуваем щечки, Скачем на носочках. Оттопырим ушки, Хвостик на макушке, И друг другу даже Языки покажем. Как скажу я слово «три», Все с гримасою замри. Дети изображают необычную позу и выражение лица. Педагог-психолог касается поочередно каждого ребенка, тот «отмирает» и рассказывает, кого изобразил.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вербальные и невербальные средства общения

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения....

Дидактические игры, динамические паузы и мини-этюды по формированию чувствительности у детей к вербальным и невербальным средствам общения.

Педагогам ДОУ следует;чаще использовать на занятиях и прогулках игры -этюды, помогающие развивать восприимчивость детей к вербальным и невербальным средствам общения. В этих играх дети общаются с помо...

Семинар – практикум на тему: «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»

В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочет...

Семинар-практикум для педагогов "Вербальные и невербальные средства общения с детьми"

Обычно, общаясь с другими, мы обращаем внимание на вербальное содержание сообщения и наиболее явные невербальные признаки; улыбку, выражение лица (грусть, радость), складывание рук в замок. Труднее ул...

Развитие вербальных и невербальных средств общения у детей дошкольного возраста

Рекомендации педагогам ДОУ для развития вербальных и невербальных средств общения у детей дошкольного возраста....

Использование коммуникативных игр в развитии вербальных и невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста.

Аннотация: В статье представлены результаты теоретического изучения использования невербальных и вербальных средств общения детьми старшего дошкольного возраста в диалоге. Представлен вид и характер и...

Семинар-практикум для педагогов по теме «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»

Педагог ДОУ выступает в учебно-воспитательном процессе не только как организатор познавательной, игровой и других видов деятельности воспитанников, но и как руководитель коммуникации, т. к. его работа...