Семинар-практикум для педагогов по теме «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»
методическая разработка

Сырокваш Оксана Александровна

Педагог ДОУ выступает в учебно-воспитательном процессе не только как организатор познавательной, игровой и других видов деятельности воспитанников, но и как руководитель коммуникации, т. к. его работа предполагает общение постоянное и длительное.

Специфика профессионального общения педагога предопределяется общими законами передачи и восприятия информации. Информация передается с помощью вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) средств общения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов по теме

«Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»

Приветствие участников семинара.

Игра «Поздороваемся»

- Поприветствуйте друг друга, а теперь поприветствуйте друг друга без слов.

-Как вы первый раз поздоровались?

-Как вы поздоровались второй раз?

1-Тема нашего семинара-практикума посвящена вербальным и невербальным средствам общения.

Педагог ДОУ выступает в учебно-воспитательном процессе не только как организатор познавательной, игровой и других видов деятельности воспитанников, но и как руководитель коммуникации, т. к. его работа предполагает общение постоянное и длительное.

Специфика профессионального общения педагога предопределяется общими законами передачи и восприятия информации. Информация передается с помощью вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) средств общения.

       Сегодня мы коснемся подробнее вопроса вербальной и невербальной культуры общения педагога.

Восприятие и понимание речи педагога детьми связаны с процессом учебного слушания. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Обучаемые очень чутки к речевым особенностям. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная патетика в задушевной беседе воспринимается как фальшь и вызывает недоверие к говорящему. Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности.

Культура профессионального общения педагога

Правила речевой культуры педагога: (делятся на две команды, педагоги работают на ватмане, на работу дается 5 мин.)

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

2Давайте посмотрим, правильно ли мы понимаем культуру профессионального общения педагога, авторами которой являются   выдающиеся воспитатели прошлого – И.Г. Песталоцци, Я. Корчак, А.С. Макаренко и др., которые утверждают, что важнейшей предпосылкой успеха воспитательной работы является культура речевого общения, 

3САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ В РЕЧИ, которые вы замечали у своих коллег, в окружении, в своей речи:

Частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами;

Употребление в речи лишних слов: ну, вот, значит, это…

Неуместное использование звукоподражательных слов;

Ошибки в речи: ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, придумай слово вместо назови и припомни, позвоним вместо позвоним и др.

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Проведение теста «Определение уровня общительности»

4Сейчас мы с вами говорили о вербальной речи педагога, что является

Показателем профессиональной деятельности педагога.

Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.

5Давайте разберем элементы невербальной коммуникации: (обсуждение)

- жесты, телодвижения;

- осанка;

- выражение лица;

- контакт глазами;

- пространство, разделяющее говорящих;

- частота дыхания;

- одежда.

Элементы вербальной и невербальной коммуникации могут дополнять, опровергать и замещать друг друга. На практике эта взаимосвязь может проявляться в нескольких вариантах. Рассмотрим их:

6-101) Невербальное общение может дополнять вербальное сообщение. Если вы улыбаетесь и говорите: «Привет, как дела?», то эти два действия дополняют друг друга. Дополнение означает, что невербальные элементы делают речь более выразительной, уточняют и разъясняют ее. Ваша улыбка при встрече с другом, когда вы говорите ему, что очень рады увидеться с ним, 8 дополняет речевое сообщение. Речь лучше понимается, если она сопровождается жестами. Так, для привлечения внимания к какому-то сообщению можно поднять вверх указательный палец.

2) Невербальное поведение может противоречить вербальным сообщениям. Если вы не смотрите в глаза своему собеседнику и говорите: «С вами очень приятно беседовать», то такое невербальное действие опровергает ваше позитивное вербальное сообщение. Опровержение означает, что невербальная информация противоречит словам человека. Если вы говорите, что рады кого-то видеть, но при этом хмуритесь, говорите сухо и холодно, ваш собеседник наверняка усомнится в вашей искренности. Из-за неосознанности и спонтанности невербального поведения, которое плохо контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное. Даже если человек контролирует свою первую реакцию, спустя некоторое время обнаруживается его подлинное состояние.

3) Невербальные поступки могут заменять вербальные сообщения. Ребенок может указать на игрушку вместо того, чтобы сказать: «Хочу эту игрушку». Замещение означает использование невербального сообщения вместо вербального. Вы вполне можете, находясь в Шумной аудитории, жестами показать своему приятелю, что вы приглашаете его выйти и поговорить. В магазине вы также можете жестом указать продавцу на интересующий вас товар.

4) Невербальные действия могут служить регуляторами вербального общения. Регулирование представляет собой использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми. Для поддержания беседы часто используют знаки, замещающие слова: жесты, изменение позы, 9 прикосновение к кому-то и др. Например, по кивку головы, взгляду, по интонации или наклону туловища мы можем понять, что пришла наша очередь вступить в разговор.

5) Невербальное действие может повторять вербальное сообщение: просьба говорить тише, сопровождаемая приложением указательного пальца к губам.

Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения:

1. Мини-этюды под музыку

Способствуют развитию пластики, чувства ритма, пантомимики, учат вслушиваться в музыкальное произведение, развивают невербальные формы общения, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение.

2. Динамические паузы и физминутки

Снимают эмоциональное и телесное напряжение, способствуют раскрепощению и пластической открытости детей.

3. Игры — пантомимы

Направлены на формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработку прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.

Невербальные игры нужны для развития воображения, для совершенствования мелкой и крупной моторики. Пытаясь что-то объяснить языком тела, выражением лица, пантомимой, ребенок «примеряет» на себя разные человеческие эмоции, чувства, тем самым учится сопереживанию, сочувствию или, как говорят психологи, эмпатии. Развивается эмоциональный интеллект. Невербальные игры даже используются для лечения неврологических заболеваний и психологической коррекции.

4. Драматизация сказок

Способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития.

Вашему вниманию предоставляется несколько игр из наших общегрупповых занятий в старшей группе 5-6 лет, направленных на развитие у них чувствительности к невербальным средствам общения.

Дети входят в зал (6 человек). Предлагаю поприветствовать гостей с помощью слов: «Здравствуйте! Рады Вас видеть». После приветствуем жестами: поклон головой, подмигивание, взмах рукой. Дети садятся за стол.

Игра «Угадай настроение»

Цель: приобщение детей к эмоциональному миру человека, развитие мимики и пантомимики.

Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, удивленное, испуганное, спокойное, веселое). Один ребенок берет пиктограмму, не показывая ее остальным, изображает настроение, нарисованное на карточке. Остальные в своих наборах пиктограмм должны найти настроение, изображенное водящим. После дети сравнивают картинки и меняется ведущий.

Игра «Слушай хлопки»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия, умения понимать невербальные знаки общения.

Дети идут по кругу, или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда психолог хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «аиста» (встать на одной ноге, руки в стороны). Если психолог хлопнет два раза – в позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Формирование у детей умения пользоваться вербальными и невербальными средствами общения является ключевым моментом в его развитии. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу. Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие.

Заключение. Подведение итогов семинара – практикума.

Для пополнения методического кабинета по теме семинара предлагаю,  каждой группе разработать одно мероприятие, а какое, вы узнаете, когда возьмете одну карточку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»

Слайд 2

Правила речевой культуры педагога Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения. Педагог должен говорить внятно. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Слайд 3

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ В РЕЧИ Частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами; Употребление в речи лишних слов: ну, вот, значит, это…; Неуместное использование звукоподражательных слов; Ошибки в речи: ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, придумай слово вместо назови и припомни, позвоним вместо позвоним и др.; От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Слайд 4

Вербальный способ общения это способ речевого воздействия, осуществляемый с помощью слов.

Слайд 5

Невербальный способ общения это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме.

Слайд 6

Невербальное общение может дополнять вербальное сообщение

Слайд 7

Невербальное поведение может противоречить вербальным сообщениям

Слайд 8

Невербальные поступки могут заменять вербальные сообщения

Слайд 9

Невербальные действия могут служить регуляторами вербального общения.

Слайд 10

Невербальное действие может повторять вербальное сообщение

Слайд 11

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум на тему: «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»

В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочет...

презентация"Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения"

презентация для интерактивной доски. Теоретическая и практическая часть....

Семинар-практикум для педагогов "Вербальные и невербальные средства общения с детьми"

Обычно, общаясь с другими, мы обращаем внимание на вербальное содержание сообщения и наиболее явные невербальные признаки; улыбку, выражение лица (грусть, радость), складывание рук в замок. Труднее ул...

Развитие вербальных и невербальных средств общения у детей дошкольного возраста

Рекомендации педагогам ДОУ для развития вербальных и невербальных средств общения у детей дошкольного возраста....

Использование коммуникативных игр в развитии вербальных и невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста.

Аннотация: В статье представлены результаты теоретического изучения использования невербальных и вербальных средств общения детьми старшего дошкольного возраста в диалоге. Представлен вид и характер и...

Семинар-практикум «Утренний круг, как одна из форм работы с детьми»

Семинар-практикум «Утренний круг, как одна из форм работы с детьми»Цель: развитие представлений у наставляемых об особенностях проведения утреннего и вечернего круга через проведение семин...

Методический семинар для педагогов по теме «Формы работы с детьми по воспитанию основ пожаробезопасного поведения»

Неосторожное, неумелое обращение с огнем, детские игры и шалости с огнем, огнеопасными предметами приводят к возникновению пожаров....