Статья "Невербальные средства общения и их использование на музыкальных занятиях."
статья по музыке на тему

Барышева Ляна Николаевна

Тема работы отражает научный интерес, направленный на изучение существующих проблем в современном музыкальном образовании. В статье рассматривается еномен невербальной коммуникации. Конечно невербальные средства общения могут рассматриваться лишь как "пристройка" к речевым действиям педагога-музыкаанта, но  являются очень важной и неотъемлемой состовляющей в профессиональной деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

          Невербальные средства общения и их                               использование на музыкальных занятиях.

Учебно-воспитательный процесс имеет диалогическую природу. Стало быть, содержанием профессиональной деятельности музыкального руководителя  является общение с детьми. 70% успеха педагогической деятельности зависит от умения общаться и 30% - от других качеств.

      Эффективность любой деятельности, организованной педагогом, обуславливается умением управлять эмоциональными контактами с детьми, творчески выстраивать систему педагогически целесообразных взаимоотношений, конструктивно разрешать возникающие противоречия и конфликты.

       Сердцевиной профессионализма педагога является коммуникативная компетентность. «Существенным признаком педагогической коммуникативности является личностная аттракция (от латинского attrachere – привлекать, притягивать) учителя как предпосылка переживать детьми радости общения с ним» (1)

    Эмоциональная привлекательность педагога –это профессиональная эрудиция, творческое своеобразие, высокая общественная и нравственно-эстетическая культура, педагогическое мастерство, включая искусство общения.

     Конечно, нельзя представить процесс общения педагога с учащимися без их речевого общения. Поэтому невербальные (несловесные) средства могут рассматриваться как «пристройка» к речевым действиям педагога.

      Зрительными возможностями привлечения внимания аудитории обладает жест выступающего.  В обыденном общении по характеру жестикуляции мы нередко судим о человеке, о его культуре, умении управлять собой, быть приятным  в общении с людьми. Резкие, неоправданно грубые жесты нередко отталкивают нас от собеседника, и наоборот, сдержанность и выразительность жестикуляции пробуждает интерес и уважение к собеседнику.

     Некоторые исследователи ораторского искусства считают, что до 40% информации  в авторском искусстве несут жест и мимика. Вербальное общение получает с помощью жеста эмоциональное подкрепление. Целесообразно будет ввести понятие эктосемантической  информации, т. е. такой, которая дает сообщения вне основного, т.е. словесного, кода. Сами по себе средства такой информации -жест, мимика, паузы, темп, речи, ее громкость и т.д. – не несут семантической  нагрузки, но ориентируют слушателя в восприятии. И в этом их значение.        

     Жест в системе педагогического общения чрезвычайно важен. Он взаимодействует со словами, а иногда их заменяет. Но если в обыденном общении жест может быть произвольным, то в системе профессионального  общения  он должен использоваться вполне осознанно.

        Технологические средства воздействия глубоко исследованы в современной театральной педагогике и вполне применимы, как показывает опыт, в деятельности педагога.

     Вот эти средства:

1.  Мускульная  мобилизационность – обязательное условие начала всякого выступления, которое выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в подтянутости спины, позвоночника. Это рабочее состояние тела, готовность преодолевать препятствия, которые еще не возникли, но вот-вот возникнут.

      2.  Инициативность, которая требует определенного телесного поведения и   определенного звучания речи.  

Все многообразие невербальных средств можно разбить на 3 группы:

    а) фонационные (голосовые)

    б) кинесические (язык телодвижений)

    в) проксемические (пространственная организация общения) (5).

В.Морозов невербальные средства общения рассматривает несколько шире (3).

Одной из важных особенностей коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем – слуха, зрения, кожно-тактильные чувства, хеморецепции (обоняние – вкус), терморецепции (чувство тепла – холода).

Как видно из таблицы, все основные параметры невербальной коммуникации (жест, мимика, поза) удается нам познать визуально, т.е. роль зрительного восприятия чрезвычайно велика.

       Одна из наиболее информативных частей тела – глаза. Такой блестящий психолог, как Л.Н.Толстой, в своих произведениях описывает 85 оттенков выражения глаз (хитрые, лучистые, грустные, холодные и др.). Взглядом собеседник выражает интерес к разговору или скуку, нежелание говорить. Во многом выражение глаз зависит от величины зрачков.

Зрачки непроизвольно расширяются или сужаются, сообщая о реакции собеседника на кого-либо или на что-либо. Купцы в большинстве азиатских стран назначают цену товару, глядя в глаза покупателю. Если зрачки расширяются, значит, можно повысить цену, покупатель заинтересован в покупке.

    Когда вы наблюдаете за людьми, разговаривающими или думающими, то можете заметить, что их глазные яблоки находятся в постоянном движении вперед и назад, вверх и вниз, случайно разглядывают предметы и людей, но такие часто «фокусируются» и на внутреннем опыте. Байрон А, Льюис так описывает движение глазных яблок и то, что они означают: «Взгляд вверх и вправо – конструированные образы. Взгляд наверх и налево – воспоминание образов…» (1) и т.д. Легче налаживать добрые отношения, когда взгляды собеседников встречаются на протяжении 60-70% времени общения. Также быстрые, короткие, повторяющиеся  взгляды – сигнал к установлению контакта.

      Множество информации мы воспринимаем и на слух.

     В процессе речевого общения через слух передается та часть невербальной информации, которая представлена в звуке голоса говорящего или поющего, т.е. в особенностях фонации (интонация, тембр).

Голосовой аппарат, состоящий из дыхательных органов, вибраторов, резонаторов и артикуляторов, является главным рабочим инструментом педагога-музыканта. От того, насколько им владею, зависит звучность, тембр, темп, артикуляция, т.е. те компоненты устной речи – движение голоса, темпо-ритм, тембр.

     Темпоритмическая организация устных высказываний – аллегро-речь, престо-речь, ритенуто-речь.

     Молчание как коммуникативный знак может выполнять многообразные функции:

  1. Контактную, реализуемую в ситуации взаимопонимания как показатель близости. Когда слова излишни.
  2. Дисконтактную, проявляющуюся при отсутствии взаимопонимания, свидетельствующую о отчужденности коммуниканта.
  3. Эмотивную, когда таким образом  передаются различные эмоциональные состояния: страх,удивление, восхищение, радость.
  4. Информативную. Чтобы» взять инициативу в свои руки», достаточно обещать интересующую информацию. Такое обещание может выражаться не только (и даже не столько) в словах, но и в звуке, в жесте, в интонациях, в повышении голоса, в паузе. Поскольку человек борется за инициативу, он выдает информацию только о своей осведомленности. Чтобы поддержать интерес к себе, достаточно интриговать слушателей – дразнить. Информативная функция молчания может выступать как сигнал согласия или несогласия, одобрения или неодобрения, желания или нежелания совершить какое-либо действие.
  5. Стратегическую – когда выражается нежелание говорить с определенной целью: не показать свою осведомленность.
  6. Риторическую – как способ привлечение внимания, придания особой весомости последующему высказыванию.
  7. Оценочную – как реакцию на действие и слова собеседника.
  8. Акцоинальную – для выражения извинения, прощения, примирения. Нередко сопровождаемую паралингвистическими средствами – жестами, мимикой.

   Средства телесной экспрессии включают в себя всю моторику, свойственную лицу (мимику), рукам (жестикуляцию), телу (пантомимику).

Объединим все это понятием «жесты». Дифференцируют жесты речевые и двигательные.

    Классификация речевых жестов педагога:

  1.  коммуникативные – способны заменять в речи элементы языка – приветствия, прощания, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие, утвердительные, отрицательные, вопросительные;
  2. описательно – изобразительные  - сопровождающие речь и теряющие смысл вне словесного контекста;
  3. модальные – выражающие отношение к людям, предметам, явлениям (радость, восторг, удивление).

Лицо играет решающую роль. Экспресивно – мимические средства общения являются индикатором эмоционального отношения человека к человеку. Общепринятым знаком расположения к собеседнику является улыбка. Исключительной силой экспрессии является рука. Неотъемлемым элементом оптико-кинесической экспрессии являются позы учителя.

Диалогическая индивидуальность предполагает пантомимическую энергичность, очевидную волевую собранность.

 Перечень экспрессивных проявлений, способствующих сближению коммуникантов:

  1.  Высокая степень контакта глаз;
  2. Улыбки;
  3. Утвердительные кивки;
  4. Интенсивные движения рук;
  5. Наклон тела вперед;
  6. Прямая ориентация.

Негативное впечатление производит малый контакт глаз, слабая пантомимическая и жестикуляционная экспрессия, отклонение торса от собеседника, отрицательные движения головой.

К невербальным средствам общения относятся такесические способы – рукопожатия, объятия. Они требуют особой культуры  и такта.

    Эмоциональная зрелость личности предполагает развитую способность контролировать внешнюю экспрессию, придерживаться общепринятых  нравственно-эстетических эталонов.

   Плодотворность речевого общения обусловлена его пространственной организацией.  Сложилась особая отрасль психологического знания – проксемика ( от латинского  proximus – ближайший), предметом которого является выявление закономерностей физического распространения коммуникантов по отношению друг к другу. Дистанция способна сближать и разъединять собеседников. На характер общения влияют акустическое, визуальное, тактильное и обонятельное пространства. Акустическое пространство ограничено расстоянием, позволяющим партнерам слышать друг друга, визуальное – видеть, тактильное физически ощущать и обонятельное – чувствовать запахи.

     Проксемикой выделено несколько  видов возможных дистанций между партнерами:

        а) интимная (15-46 см);

        б)  личная (45-75см);

        в)  социальная (75-1000см);

        г) публичная (3,5-7,5 м).    

Первые два вида свидетельствуют о близких, дружеских отношениях. Социальная дистанция принята в деловом общении, публичная – между малознакомыми и незнакомыми. Обычно люди избегают подходить друг к другу ближе, чем на расстояние вытянутой руки, ибо каждому свойственно чувство территориальной автономии. Укорачивание или удлинение дистанции способно усиливать или ослаблять взаимодействие.

    Пространственная организация речевого общения предполагает учет ориентации, т.е. угла поворота собеседников друг к другу. Доминантой пространственного  поведения является бережное, осторожное отношение к личностному пространству каждого ребенка.

     В структуру невербального поведения входят человеческие запахи – естественные, искусственные, выполняющие роль дополнительного индикатора культуры.

     Суммируя вышеизложенное об экспрессии невербального поведения педагога, можно выделить следующие основные показатели, свидетельствующие о ее своеобразии и культуре:

  1.  интонация ( разнообразная, монотонная, подвижная);
  2. дикция (ясная, неясная);
  3. темп речи (быстрый, медленный, средний);
  4. регистр звучания голоса (высокий, низкий, средний);
  5. сила голоса (сильный, слабый, умеренный);
  6. тембр голоса (благозвучный, глухой, звонкий);
  7. мимика (статичная, подвижная, выразительная);
  8. контакт глаз (соблюдается, не соблюдается);
  9. доминирующие физиологические маски (улыбчивость, доброжелательность, хмурость, злобность);
  10. жестикуляция (оживленная, умеренная, избыточная, сдержанная);
  11. позы (расслабленная, напряженная);
  12. дистантность (соблюдение или нарушение проксемических закономерностей);
  13.  адекватность использования экспрессии ситуации общения;
  14. артистизм;
  15.  национальные особенности;

Привлечение невербальных средств в процессе обучения детей музыке представляется  необычайно важным, ведь, используя мимику, жесты. Контакт глаз и другие средства невербальной экспрессии, педагог решает таким образом сразу несколько задач:

  1. выполняет роль дирижера – управляет процессом исполнения – здесь его жесты имеют предваряюще-предупреждающий характер;
  2. помогает созданию музыкального образа произведения – здесь педагог –актер, изображает радость, печаль, восторг и др.;
  3. используя такесические способы (прикосновения) проверяет и корректирует  эмоциональный контакт с детьми, не прерывая его словесными замечаниями;
  4. использование невербальных средств позволяет сохранить голос педагога, не перегружая его голосовой аппарата.

     Ф.И. Шаляпин, великий русский певец, также много говорил о  ценности жеста:

«…жест есть не движение тела, а движение души… жест, возникающий независимо от слова, выражающий ваше чувствование параллельно слову – этот жест полезен» (5).

  1. Постоянный контакт глаз способствует лучшему взаимодействию педагога и ребенка;
  2. Использование личной дистанции (до 75 см) также является эффективным.

   В педагогической практике длительность общения с детьми требует меньше слов. Происходит процесс так называемого «отзеркаливания» (Кэмерон-Бендлер Л.), при котором людям возвращаются аспекты их собственного неречевого поведения, имитируются насыщенным контекстом реплики (2). При этом ребенок и педагог находят единый способ восприятия, что определяет понимание в общении, а в конечном итоге позволяет добиться лучших результатов.

        При знакомстве с новым музыкальным материалом роль слова чрезвычайно велика. По мере вживания в музыкальный материал все большее значение приобретают мимика, жесты, позы, улыбки и, конечно, визуальное восприятие педагога и ребенка.

      Анализ научно – методической литературы показал, что использование невербальных средств общения на музыкальных занятиях в детском саду позволяет:

  1.   более экономно использовать время на занятии;
  2.   не перегружать голосовой аппарат педагога;
  3.    способствовать большей самостоятельности детей.

    Литература

  1.    Кэмерон-Бендлер Л. С тех пор они жили счастливо. – М.; СПб., 2000
  2. Морозов П. В. Искусство и наука общения. Невербальная коммуникация. – М., 1998.
  3. Рыданова И.И.  Основа педагогики общения. – Минск: беларусская наука, 1998.
  4. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. М., 1990
  5. Апраксина О.А. Современные требования к подготовке учителя-музыканта//Музыкально-педагогическая подготовка учителя музыки – М., 1973.
  6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. психол.труды: В 2 т. – М., 1980.

 

     

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста: "Воспитание любви к родному городу, средствами музыкальной культуры"

Интегрированное музыкальное  занятие по теме: «Воспитание любви к родному городу, средствами музыкальной культуры» Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, с целью воспитани...

Конспект занятия «Игра - викторина «Юные знатоки родной речи»» Совершенствовать навыки правильной речи, обучать владению речью как средством общения и культуры.

   Продолжать учить старших дошкольников играть в развивающие игры; соблюдать правила игры; быть сдержанными; умело отвечать на вопросы воспитателя и отгадывать загадки. Совершен...

Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста. Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми

Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью являетс...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группы « Способы и средства общения»

Цель: формирование  устной речи и навыков  общения с окружающими.Задачи:- Продолжать знакомить  с различными  способами общения;- Активизировать  мыслительную деятельность...