Главные вкладки

    КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»
    методическая разработка (старшая группа) по теме

          

    Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение напра­вить энергию детей в нужное русло.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry.odt21.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    Центр развития ребенка – детский сад № 10

    Муниципального образования Каневской район

    КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ

    ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ

    из опыта работы

     «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

                                                            Составила воспитатель:

                                                                                             Сабаровская С.Г.

          Игра 1 «Человек среди людей»

    Цель: Обучение восприятию ребёнком окружающего мира, людей и себя с любовью.

    Введение в игру: пример. Однажды во дворе дома пятилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и торжественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа. А вас?». Мужчина ответил. «У вас найдётся две минуты, чтобы поболтать со мной? – сказала она. «Конечно». – «расскажу вам одну историю». (Жила была очень красивая кукла, все её любили, а она любила гулять, и однажды, когда отошла она от мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда очнулась, поняла, что она стала калекой).

    Вопросы: Почему девочка обратилась к незнакомому мужчине? (подвести дошкольников к пониманию, что самое главное в общении – это доверие тому, с кем общаешься).

    Условия игры: У тебя плохое настроение, тебе кто-то не нравится, а этот кто-то хочет сидеть только с тобой. Как ты себя поведёшь, что скажешь, каким тоном?

    Вспомогательный материал:

    Стихотворение про человечка, которого не услышали

    В морозный зимний вечер,

    Когда легли мы спать,

    Замёрзший человечек

    Пришёл в окно стучать.

    Впустите! Дайте валенки!

    Стучал, стучал, стучал,

    Но был он слишком маленький,

    Никто не отвечал.

    Тогда он догадался,

    Как много сил в тепле,

    И прыгал, и катался,

    И плакал на стекле.

    Он слёзы здесь оставил,

    Врисованные в лёд,

    А сам совсем растаял.

    И больше не придёт.

    Вопросы: Всегда ли мы слышим друг друга? Почему растаял человечек?

    Вывод: Подвести дошкольников к пониманию, что во взаимоотношениях между людьми важно «слышать» друг друга.

    Игра 2 «Знакомство»

    Цель: Обучение вежливому приветствию.

    Вступление: Как мы говорим: «Здравствуйте?» (Правильно сказать «здравствуйте» - это значит увидеть другого человека).

    Условия игры: разыгрывается следующая ситуация в группу пришёл новенький ребёнок. Как вы его встретите, какие слова скажете?

    Игра 3 «Разговор по телефону»

    Цель: формирование культуры ведения диалога.

    Условия игры: разыграть разговор с подругой (другом) по телефону, предварительно пригласив к трубке.

    Игра 4 «Для чего живёт человек»

    Цель: подвести к пониманию, что в жизни главное – оставить на земле добрый след.

    Вопросы: Как вы думаете, для чего живёт человек? Кем вы хотите стать в будущем? Есть ли у вас мечты?

    Ролевая ситуация: Прошли годы. Исполнилась твоя мечта. Ты стал, кем хотел. Покажи, помечтай.

    Вспомогательный материал: «Вот послушайте. Это сказка, но не совсем. Жила-была Капля. Жила в ржавом кране, таилась себе потихоньку за переключателем. И пока кран не открылся, безмятежно спала. Но вот однажды непонятная сила устремила Каплю куда-то – куда-то – куда-то. Стоп! Закрылась задвижка. А Капля повисла между краном и неизвестно чем. Упасть вниз было бы, конечно, по всем правилам, но что дальше? А дальше вот – чёрная дыра! «А ведь я бы могла быть Росинкой, сиять, отражая солнце на каком-нибудь чудесном цветке. Я бы могла быть брызгой водопада – летела бы, целуясь с воздухом и искрясь, бесконечно летела бы. Господи. Если уж падать, то хоть с дождём на поле, чтобы подпитать какую-нибудь травинку! Или хоть в лужу. А туда… Нет! Нет! Не хочу.» Нет, не упала наша Капля, а испарилась. Только одно скажу вам по секрету. Мир задуман для Красоты. Капля тоже».

    Игра 5 «Я и моя группа»

    Цель: Воспитание взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.

    Вопросы: Какая ваша группа? Одинаково ли каждый из вас относится к другому и почему?

    Ролевые задания: «Как ты поступишь, если…» - предлагается несколько задач.

    Вспомогательный материал - отрывок из сказки Андерсена:

    «…Майский Жук похитил Дюймовочку. Он уселся с ней на самый большой лист, угостил её сладким цветочным соком и сказал, что она очаровательна, хоть и ничуть не похожа на майского жука. Потом к ним прилетели гости – другие майские жуки, которые жили на том же дереве. Они разглядывали Дюймовочку с головы до ног, и барышни шевелили усиками и говорили:

    -У неё только две ножки! Какое убожество!

    -У неё даже нет усиков!

    -Какая у неё тонкая талия!

    -Фи, она похожа на Человека! Как она некрасива! – твердили в один голос все дамы.

    На самом деле Дюймовочка была прелестна. Это находил и майский жук, который принёс её на дерево; но когда все остальные сказали, что она безобразна, он под конец сам поверил этому и не стал держать её у себя – пусть идёт, куда знает, - решил он…».

    Вопрос: «Как бы вы поступили на месте героев?»

    Анализ ситуаций.

                        Игры на преодоление тревожности

    Игра 6 «ШТАНГА»

    Вариант 1

    Цель: Расслабить мышцы спины.

    Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, припод нимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, от дохните. Попробуем еще раз».

    Вариант 2

    Цель: Расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

    «А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксирова ли это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тя жело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы». Упражнение можно выполнить несколько раз.

    Игра 7 «СОСУЛЬКА»

    Цель: Расслабить мышцы рук.

    «Ребята, я хочу загадать вам загадку:

    У нас под крышей

    Белый гвоздь висит,

    Солнце взойдет,

    гвоздь упадет.

    (В. Селиверстов)

    Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уро ните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!»

    Игра 8 «НАСОС   И   МЯЧ»

    Цель: Расслабить максимальное количество мышц тела.

    «Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч сто ит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воз дух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после вто рого "с" выпрямилось туловище, после третьего — у мяча  поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал на качивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь об мякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.

    Игры, способствующие расслаблению

    Следующие три игры позаимствованы из книги К. Фопеля «Как на учить детей сотрудничать» (1998). Они помогут создать в группе детс кого сада дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелатель ного и открытого общения детей друг с другом.

    Игра 9 «ВОДОПАД»

    Цель: Эта игра на воображение поможет детям расслабиться.

    «Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2—3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите воз ле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь те себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот пре красный белый свет струится по вашей голове... Вы чувству ете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исче зает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслаб ленной.

    А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого уси лия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

    Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершен но спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).

    Теперь поблагодарите этот водопад света за то,< так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».

    После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

    Игра 10 «ТАНЦУЮЩИЕ РУКИ»

    Цель: Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность  прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

    «Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка, для каждой руки мелок понравившегося вам цвета, ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки.  от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования,) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом  вы можете посмотреть, что получилось» (2-3 минуты)

    Игра проводится под музыку.

    Игра 11 «СЛЕПОЙ ТАНЕЦ»

    Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

    «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим» и может водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 мин) Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».

    В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если  ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте  его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

                           Игры на преодоление агрессивности

    Игра 12  «ДВА БАРАНА» (Н. Л. Кряжева, 1997)

    Цель: Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение напра вить энергию детей в нужное русло.

    Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участни ки игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — проти востоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно доль ше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

    Необходимо соблюдать «технику безопасности», внима тельно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

    Игра 13  «ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ» (Н. Л. Кряжева, 1997)

    Цель: Способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и со переживать.

    Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встань те, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно боль шое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага впе ред, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. Д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

    Игра 14  «ТУХ-ТИБИ-ДУХ» (К. Фопель, 1998)

    Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.

    ■«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и ра зочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, не обходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из игроков, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-ду продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито  произносите это волшебное слово.

    Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, перед вами».

    В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через  некоторое время они не могут не смеяться.

    Игра 15  «ПОПРОСИ ИГРУШКУ» - ВЕРБАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ (Е. В. Карпова, Е. К. Лютова, 1999)

    Цель: Обучить детей эффективным способам общения

    Группа делится на пары, один из участников пары (участник  1) берет в руки какой-либо предмет, например, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали» Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

    Игра 16  «ПОПРОСИ ИГРУШКУ» - НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ (Е. В. Карпова, Е. К. Лютова, 1999)

    Цель: Обучение детей эффективным способам общения.

    Упражнение выполняется аналогично предыдущему пользованием только невербальных средств общения ( мимики, жестов, дистанции и т. д.).

    После проведения обоих его вариантов (верба невербального) можно обсудить упражнение. Дети могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Ка кие нужно было произносить слова?» Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверст никами, так как в процессе выполнения упражнения они при обретают навыки эффективного взаимодействия.

    Игра 17 «ПРОГУЛКА С КОМПАСОМ» (Е. В. Коротаееа, 1997)

    Цель: Формирование у детей чувства доверия к окружающим.

    Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впере ди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завя зывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и на зад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, из бегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чув ствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

    Игра 18 «ЗАЙЧИКИ» (Г. Л. Бардиер и др., 1993)

    Цель:  Дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих  ощущениях, различать и сравнивать их.

    Взрослый просит детей представить себя веселыми зай чиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осозна ние и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

    Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики сту чат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лап ки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся!

    Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаб лен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще

    расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но медленнее, чтобы уловить все ощущения».

    Кроме упражнения «Зайчики» рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц,

    Игра 19 «Я ВИЖУ...» (Е. В. Карпова, Е. К. Лютова, 1999)

    Цель: Установить доверительные отношения между  взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша.

    Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание  словами: «Я вижу...»

    Повторять один и тот же предмет дважды нельзя

    Игра 20 «ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ» (И. В. Шевцова)

    Цель:        Снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым .

    Игра 21 «ТОЛКАЛКИ» (К. Фопель, 1998)

    Цель : Научить детей контролировать свои движения.

    Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать ceoeго соперника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто  устанет, может сказать: «Стоп». Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера толь рукой; толкаться спиной к спине.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

    Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

    Рисование как средство коррекции для детей с нарушением зрения.

    В статье подробно описываются методы и приемы работы с детьми с паталогией зрения....

    Применение вспомогательных средств при обучении детей с нарушением зрения рисованию

    Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и...

    Презентация опыта работы «Формирование пространственного мышления и воображения у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к одному из нетрадиционных видов изобразительной деятельности – пластилинографии»

    Опыт работы по формированию пространственного мышления и воображения у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к одному из нетрадиционных видов ИЗО-деятельности - пластилинография....

    Презентация опыта работы по теме "Художественно – эстетическое развитие детей с нарушением зрения дошкольного возраста "

    Особенности организации художественно-эстетической деятельности детей с нарушением зрения Дети, страдающие амблиопией и косоглазием испытывают ряд трудностей прежде всего в зрительном восприятии ...