Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группы « Способы и средства общения»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Волкова Дарья Сергеевна

Цель: формирование  устной речи и навыков  общения с окружающими.

Задачи:

- Продолжать знакомить  с различными  способами общения;

- Активизировать  мыслительную деятельность  детей  в ходе  проблемно- речевых ситуаций;

- Познакомить   со способам  передачи информации ;

- Развивать познавательный интерес, двигательное творчество, смекалку;

- Воспитывать желание взаимодействовать с  коллективом сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc645.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №10 «Солнышко»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группы

« Способы и средства общения»

Воспитатель: Волкова Д.С.

2023год

Цель: формирование устной речи и навыков общения с окружающими.

Задачи:

- Продолжать знакомить с различными способами общения;

- Активизировать мыслительную деятельность детей в ходе проблемно- речевых ситуаций;

- Познакомить со способам передачи информации ;

- Развивать познавательный интерес, двигательное творчество, смекалку;

- Воспитывать желание взаимодействовать с коллективом сверстников.

Ход занятия:

Организационный момент- игра « Улыбнись другу».

Мы уже говорили с вами о том, что такое общение. Кто напомнит ,что это?

(общение –это передача информации от одних людей другим).

А для чего нужно учиться общаться? (Чтобы людям, которые с тобой общаются, было удобно, хорошо и комфортно).

Какие способы общения вы знаете? (С помощью слов, жестов, мимики).

Сегодня мы поговорим еще об одном способе общения – с помощью артикуляции. Артикуляция –четкая работа губ. Она способствует тому, что речь человека становится внятной и четкой.

Дид. игра « Что я сказала?». Воспитатель показывает губами : и, у, а, ой, ау.

Дети отгадывают и произносят вслух.

А теперь представьте ,что ваша мама в магазине, а вы на улице, смотрите на нее через витрину. Позовите ее, но учтите, что она вас не слышит. Сообщите, что вы здесь. Скажите ей одними губами : « Мама, иди сюда!» Молодцы , вы с мамой отлично поняли друг друга!

Если губы и язык не тренировать, речь будет нечеткая. О невнятной речи говорят: «Каша во рту». Поэтому скажем чистоговорки:

Са-са-са-самолет,коса, лиса

Сы –сы-сы- волосы,усы, весы

Со-со-со-сода,соболь, колесо

Су-су-су- сук,посуда,путассу

Ас-ас-ас- квас, малина, ананас

Ис-ис-ис- рис,Борис,ирис,кис-кис

Ос-ос-ос- носик,колос, абрикос.

Но не только чистоговорки упражняют губы и язык. Этому также способствуют и скороговорки.

Попробуем повторить « До города дорога в гору, а от города с горы» (повторяют в разном темпе, сначало все вместе, затем спросить индивидуально).

Физкультминутка. Игра « Где мы были , мы не скажем, а что делали покажем». Дети показывают движение по очереди, остальные отгадывают.

Игровая ситуация « Свет мой зеркальце, скажи…»

К нам в гости пришли…А кто пришел, угадайте сами.

Сердитый недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много,а ниток не одной (еж)

Маленький, серенький,

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык , тык (заяц)

На головке рожки, есть четыре ножки,

Шея, как подъемный кран,

Не животное, а великан (жираф)

С нашими игрушками произошел интересный случай. Шли они как-то по лесной дорожке и нашли…(зеркало). Заглянул в зеркало ежик и говорит « Кто это такой колючий?», « Дай посмотртеь,- говорит жираф.-Нет,вовсе он не колючий,он гладкий, у него очень длинная шея». Заглянул в зеркало заяц и говорит : «А вот и нет, вовсе шея у него не длинная,а уши. Шея у него короткая, а шубка не гладкая, а пушистая». Стали звери вместе смотреть в зеркало и увидели в них самих себя. И тогда они догадались, что это их ….(отражение).

Еще можно передавать и получать информацию без слов, с помощью знаков.

Кто создает знаки? (Люди и даже природа)

Кому адресованы знаки в магазине, на дорогах, улицах? (водителям, пешеходам, покупателям)

Могут ли их читать люди, говорящие на других языках? (могут, потому, что это значки , они понятны всем).

У природы свои знаки.Например:

Туча-это …(признак дождя). Желтые листья ..(признак осени).

Нахмуренное лицо человека, его резкий голос-то…( признак плохого настроения, недовольства)

Грязная одежда, рваные книги –знак неряшливости, неаккуратности.

Рассказ воспитателя с показом презентации.

У каждого народа есть свои сигналы – символы, которые без сов обозначают, запрещают или разрешают что-либо. В прошлом веке люди часто слышали колокольный звон. Он мог быть сигналом или радостных событий или тревоги (набат).

Канадские индейцы разжигали костры, дым которых был хорошо виден на большом расстоянии и привлекал внимание. Он мог многое сообщить людям.Они называли это «читать дым». Также они пользовались для передачи информации специально завязанными узелками. Узелковое письмо называется кипу.

В Африке известия передавались с помощью большого барабана- тамтама.

Как вы думаете, какими средствами общения пользуются люди в наше время? (компьютер, телефон,газеты,журналы,телевизор, телеграмма,рация, маяк, светофор,радио и т.д.).

С помощью этих вещей можно общаться на расстоянии. Веселые человечки на карточках ,покажут вам, какое действие следует выполнить.

Подвижная игра «Веселые человечки» ( дети повторяют упражнение, которое схематически изображено на карточках с помощью веселых человечков)

Рефлексия.

Что нового мы сегодня узнали?

Что понравилось? Что было трудно?

Молодцы ,с заданиями вы справились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cценарий родительского собрания в подготовительной группе "Игра как средство подготовки к школе"

Зачем ребёнку необходимо играть?В игре ребёнок познаёт окружающий  мир.В игре он проявляет самостоятельность, активность, он общается.Игра-это максимально свободная деятельность, ограничения возн...

Конспект совместного открытого занятия по физической культуре для здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями (ЗПР) в подготовительной группе. Улыбка - как форма общения. «Засмейся, и весь мир засмеётся вместе с тобой»

Детский сад комбинированного вида № 81"Гульчачак города Набережные Челны посещают здоровые дошкольники и дети с особыми образовательными потребностями — это 2 группы с ЗПР (задержка психического разви...

Мастер-класс для воспитателей старшей и подготовительной групп "Игра как средство обучения дошкольников грамоте"

Данный мастер-класс позволяет решать следующие задачи:- создавать условия для успешной подготовке к школе, помочь дошкольнику подготовиться     к школе;- накопить определённый бага...

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Консультация для родителей подготовительной группы "Правила безопасности при общении с животными "

Общение с домашними животными воспитывает в ребенке добрые чувства. Но, несмотря на то, что обычно кошки, собаки дружелюбны и послушны, весело играют с детьми, необходимо помнить и внушить ребенку, чт...

Конспект коррекционно-развивающего занятия детей с ЗПР в подготовительной группе «Способы общения»

Конспект коррекционно-развивающего занятия детей с ЗПР в подготовительной группе«Способы общения»...