Двигательная активность детей в детском саду.
статья

Винницкая Кристина Юхановна

В данной статье поднимается вопрос о двигательной активности дошкольников в условии небольшого группового пространства, о побуждении детей к самостоятелной двигательной активности, о создании необходимой для этого среды и игрового оборудования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым,

пусть он работает, действует, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении.»

Ж.-Ж.Руссо

        Известно, что для растущего организма огромное значение имеет двигательная активность, которая является основой жизни и поведения дошкольников. Но очень часто в помещениях дошкольных учреждений дети не имеют возможности проявить достаточную двигательную активность. Она в большинстве ограничивается:

- замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду;

- многочисленными запретами и ограничениями взрослых при повышенной активности детей (не беги, не прыгай, не залезай) с целью предотвращения получения травмы.

        Наблюдения за свободной деятельностью (игрой) детей: конструирование, сюжетно-ролевые игры, рисование, помогают понять, что, несмотря на работу по физическому воспитанию, которая проводится в дошкольном учреждении, двигательная активность детей в группе ниже нормы. Дошкольники не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную активность.

        Понятно, что действия дошкольников во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. Поэтому очень важно работать по следующим направлениям:

- обучить детей самостоятельной двигательной активности;

- сделать самостоятельные активные движения детей доступными и интересными;

- изготовить такие атрибуты, которые будут востребованы в самостоятельной деятельности детей и будут побуждать их к безопасной двигательной активности.

        В первую очередь необходимо спланировать двигательную деятельность детей в зависимости от их интересов и потребностей, а затем переходить к её организации. Можно сделать картотеку подвижных игр, картотеку небольших игровых или стихотворных гимнастик.

        Одним из видов двигательной активности выступают упражнения, проводимые в игровой форме. Например, лист бумаги. Можно следить за ним глазами, поднимаясь высоко на носочки; выглядывать, прогибая спину; свернуть его трубочкой и смотреть, как в подзорную трубу; прятаться под ним от дождя, садясь на корточки. Такие игровые упражнения развивают внимание, гибкость, координацию движений. Также гибкость и координацию развивает игра «Море волнуется – раз, море волнуется – два…»

        Можно организовать и множество других подвижных игр, например, игра на подражание. Дети могут подражать действиям взрослого или изображать что-либо:

- игрушки (волчок, мяч, неваляшку);

- животных (зверей, птиц, насекомых);

- транспорт (самолёт, поезд, велосипед);

- бытовую технику (пылесос, стиральную машину, чайник).

        Давать задания детям можно несколькими способами:

- взрослый загадывает загадку о том, что надо изобразить;

- ребёнок выбирает карточку с нарисованным заданием;

- взрослый говорит или показывает детям, что делать, кого или что изображать («Делай, как я», «Шагаем, как гномы и великаны», «Кенгуру» и проч.).

        Дошкольники очень любят игры с мячом: «Съедобное-несъедобное», «Боулинг», «Попади в кольцо». Вместо мяча можно использовать мягкие игрушки. Как вариант, с мягкой игрушкой можно играть под музыку; по хлопку или, когда музыка останавливается, ребёнок, у которого в руках оказалась игрушка (например, собачка), громко лает или скулит и т.д.

        Многие подвижные игры, в которые дети играют на прогулке, могут подойти и для группы, например, «Снежки», где в качестве снежков могут быть использованы скомканные листки бумаги.

        В группе можно «поиграть» в игру «Помощники». При уборке игрушек просить детей ставить их на полочки повыше, чтобы дети тянулись и вставали на носочки. Собирая игрушки с пола, дети упражняются в наклонах и приседах. Также можно поиграть в игры с танцами. Например, танец с остановками (когда музыка останавливается – ребёнок должен замереть в той позе, в которой застала его пауза). Можно сделать подборку танцев с движениями, дети это очень любят.

        Также на улице и в группе хорошо проводить игру «Найди свой домик». Домиками могут служить круги, выложенные из веревки, листы бумаги, разложенные на полу, части детского коврика и другие метки.

        В любом случае, двигательная активность детей должна быть спланирована, т.к. основной вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра. Поэтому группа должна быть оборудована различным спортивным и раздаточным инвентарём, способствующим игровой деятельности. Многое можно сделать своими руками: ленточки на палочках, бильбакия и др.

        Особое значение имеет отношение родителей к физической культуре. Необходимо способствовать увлечению дошкольников подвижными играми и гимнастическими упражнениями. Надо побуждать родителей к совместным занятиям с детьми утренней гимнастикой, участию в спортивных мероприятиях, делать для родителей наглядную агитацию, давать рекомендации по развитию двигательной активности детей.

        В результате такой работы повысится интерес воспитанников к подвижным играм, двигательная активность детей возрастёт. Сейчас главная цель – направить детскую самостоятельную активность в правильное русло.

        Впоследствии, умея играть, зная правила игр, воспитанники смогут организовывать различные подвижные игры самостоятельно. Для достижения этой цели работа должна проводиться последовательно и систематически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Создание условий для двигательной активности детей в детском саду"

Что такое двигательная активность. Виды двигательной активности. Планирование двигательной активности....

Режим ежедневной двигательной активности детей в детском саду

В виде таблицы представлена модель двигательного режима дошкольника в ДОО...

Семинар-практикум «Организация двигательной активности детей в детском саду»

Движение – не только врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье, но и важное условие формирования систем и функций организма, один из способов познания ребенком ми...

Организация двигательной активности детей в детском саду.

Дети по своей двигательной активности очень разные, поэтому педагогу необходимо создавать соответствующие условия для их полноценного развития....

«Использование спортивного оборудования для двигательной активности детей в детском саду и дома»

Дошкольное образовательное учреждение осуществляет пропаганду физической культуры и спорта, приобщает родителей к активной совместной работе по физическому воспитанию. Правильному физическому воспитан...

Двигательная активность детей в детском саду

Вашему вниманию предлагается презентация на тему "Двигательная активность детей в детском саду"....