"Позвольте детям играть как можно больше!" Рекомендации родителям
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кабанова Людмила Ивановна

«Самый лучший инструмент развития ребенка — это свободная игра, а не расписанный по минутам день, состоящий из развивающих занятий и кружков». Это высказывание немецкого нейробиолога Геральда Хютера.

В игре мы освобождаемся от страха.Именно игра усиливает радость жизни у детей любого возраста.Так что давайте дадим детям возможность просто играть!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozvolte_detyam_igrat_kak_mozhno_bolshe.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Позвольте детям играть как можно больше

 «Человек играет только тогда,

когда он в полном значении слова человек,

 и он вполне бывает человеком, лишь когда играет».
Фридрих Шиллер


«Быть человеком», кажется, приравнивается здесь к «играть». Или точнее: само человеческое бытие, его полное раскрытие, расцвет, сама жизнь происходят в игре. Это означает следующее: если мы хотим понять, что значит быть человеком, более того, если нам важно по-настоящему быть людьми — тогда нам, очевидно, стоит разобраться в сути игры, понять, что происходит с нами, когда мы играем.

«Самый лучший инструмент развития ребенка — это свободная игра, а не расписанный по минутам день, состоящий из развивающих занятий и кружков». Немецкий нейробиолог Геральд Хютер

   Возможно ли, что игра — это еще одно измерение нашей жизни, в которое мы попадаем всегда, когда начинаем ее? И именно по этой причине мы особенно остро и ярко ощущаем себя живыми во время игры? Но это означало бы, что игра — это гораздо больше, чем простое времяпрепровождение. Это означало бы, что игра — это возможность ощутить живость своего ума, пережить чувство единения, исследовать свои возможности и раскрыть свой творческий потенциал. Это означало бы, что всякий раз, когда мы играем, мы попадаем в особое пространство, где мы — активные, увлеченные и креативные исследователи, творцы собственных возможностей. Очевидно, именно это почувствовал и осознал Фридрих Шиллер.

 Человек лишь тогда оправдывает свое существование, когда ему хотя бы на время удается преодолеть ограничения повседневности и открыть дверь из мира необходимого и целесообразного в мир возможного — игру.

В наше время это можно конкретизировать и подкрепить доказательствами благодаря научным открытиям. В первую очередь, речь идет об открытиях в области нейробиологии, которые были совершены за последние два десятилетия. Теперь  мы можем достаточно подробно описать, что происходит в мозге, когда нам удается попасть в пространство, где мы можем свободно и беззаботно чувствовать себя и действовать, воспринимать и осознавать, совершать открытия и исследовать весь спектр наших возможностей. В мозге человека, который играет, с помощью магнитно-резонансной томографии можно измерить уменьшение количества потребляемого кислорода в результате снижения активности нервных клеток в области миндалевидного тела. Это тот участок мозга, который активизируется, когда мы чувствуем страх.

Итак, в игре мы освобождаемся от страха. Одновременно происходит усиленная активизация всех тех нейронных сетей, которые нужны, чтобы справиться с вызовами конкретной игры. Чем сложнее игра, тем больше таких сетей задействуются одновременно. Именно это является решающей предпосылкой к тому, чтобы через новые соединения заложенных в этих сетях знаний нам приходили творческие мысли и идеи. Кроме того, при каждом удачном ходе, при каждой успешно решенной игровой задаче можно наблюдать, как определенные участки в среднем мозге, так называемые «центры вознаграждения», начинают усиленно «искрить». Это вызывает чувство, которое мы переживаем как радость, удовольствие, иногда даже восторг. Так что игра усиливает радость жизни.

 Всегда, когда мы начинаем играть, перед нами открывается мир, где исчезает все то, что в повседневной жизни мешает нам найти и раскрыть заложенный в нас потенциал. Когда мы играем по-настоящему, мы не чувствуем давления и принуждения, а когда на нас ничего не давит, уходит и страх. Поэтому всегда, когда мы играем, мы получаем удовольствие и чувствуем себя свободными.

У нас есть наилучшие предпосылки для того, чтобы стать весьма творческими существами. Однако этот творческий потенциал может раскрыться по-настоящему лишь в том случае, если в детстве на нас не начинают слишком рано давить. В том случае, когда у нас как можно дольше после рождения есть возможность играючи изучать, как сложно устроен мир, в котором нам выпало жить, и как широк спектр наших возможностей по обустройству этого мира. Только так мы можем изучить, что нам нужно, для того чтобы освоиться в среде, в которой нам предстоит взрослеть.
Решающую роль играют собственные попытки, обучение методом проб и ошибок и упорное повторение всего того, что сработало.
        В биологии развития это называется «исследовательским поведением» — и ученые отмечают, что дети ощущают удовольствие и восторг, когда отправляются исследовать и формировать среду своего обитания, когда в игре изучают, как эта среда устроена и какие возможности она им дает.

Желание исследовать и творить присуще всем детям от рождения. Это желание они испытывают еще до рождения и рождаются уже со знанием того, как чудесно что-то обнаружить и создать самостоятельно. В мозге, таким образом, еще до рождения возникают соответствующие сети нейронов, которые нейробиологи называют «центрами удовольствия».

Маленькие дети ежедневно переживают большое количество таких приступов восторга. Поэтому они с такой охотой учатся столь многому за такой короткий срок. Не через поучения и указания или прочие «развивающие мероприятия», а благодаря тому, что каждый день в игре они узнают немного больше о мире, прежде всего о своих возможностях исследовать и формировать этот мир. Пробовать, что получится. Выяснить, что можно сложить, а что можно разобрать. Познать самого себя, свое тело, свои чувства, свои умственные способности, обнаружить свои способности и таланты, тренировать особые навыки и развить их до уровня мастерства — все это дети делают в игре, без умысла, бесцельно и неосознанно, сами по себе. Биологи называют это «самоорганизующимся процессом».

Если все складывается как надо, при благоприятных условиях человек — не только в детстве, но и позже, во взрослом возрасте — раскрывает заложенный в нем потенциал совершенно самостоятельно.

Мы должны дать детям возможность предаваться радости исследования и творчества и как можно дольше, и в как можно более разнообразной среде. Другими словами: они должны как можно больше, как можно чаще и самыми разнообразными способами играть.

Необходимо, чтобы в нашем обществе кардинальным образом изменились прежние представления о том, что означает «играть», какие возможности дает «игра» и каково ее биологическое значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Игры, которые можно провести дома"

Памятка для родителей "Игры, которые можно провести дома"...

Игры, в которые можно дома поиграть родителям с детьми. Консультация для родителей.

Консультация для родителей. Играем с мячом.Игра в ванной с маленьким надувным мячиком. Малыш сидит в воде и бросает мяч маме, мама в свою очередь ребенку. Мяч можно толкать рукой по воде. Всю игр...

Удивительные игры для детей, в которые можно играть дома.

Десять  удивительных игр, в которые можно поиграть с детьми дома:"Светящаяся вода","Тающий снеговик","Светящееся тесто","Рисование разноцветными шариками","Радуга из пены","Тесто для радуги","Кра...

В какие компьютерные игры детям играть можно?

quot;Дети все равно будут играть в компьютерные игры - хотим мы этого или нет. Поэтому управляйте процессом, а не идите на поводу".В статье описаны те компьютерные игры, которые стоит давать реб...

Консультация для родителей "Ум на кончиках пальцев". Консультация для родителей "Игры, которые можно провести с детьми дома".

В консультации для родителей " Ум на кончиках пальцев" отображена важность развития мелкой моторики у малышей, которая напрямую связана с развитием речи, а также приведены некоторые упражнен...

«Позвольте детям быть счастливыми»

 Очень  быстро проходит детство и будет ли оно счастливым, в первую очередь зависит от родителей, от их терпения и организованности, желания помочь своему ребёнку.  Лучшее, что м...