рекомендации родителям как подготовить ребенка к школе
консультация (подготовительная группа)

Таршилова Екатерина Алексеевна

подробная пошаговая инструкция-алгоритм для родителей, как подготовить ребенка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_po_podgotovke_k_shkole.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С НИЗКИМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

«ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

Приближается то время, когда ребенок пойдет первый раз в первый класс. Это очень важный период в развитии ребенка, в жизни каждой семьи. Будущему первокласснику нужно многое знать и уметь, ему предстоит поменять свой привычный образ жизни, стать более ответственным и самостоятельным.

Чтобы облегчить ребенку период адаптации к школьным условиям, помочь ему в обучении, нужно обязательно правильного его подготовить. Это не только интеллектуальная подготовка (развитие памяти, внимания, логического мышления, но и умение общаться, слушать, уступать, договариваться. Вот основные моменты, по которым вы, родители приблизительно сможете понять, готов ли ребѐнок к школе и есть ли необходимость обратить на что-то внимание.

Готовность ребѐнка к школе определяется по следующим критериям, которые должны сочетаться между собой: психологическая готовность, физическая готовность и познавательная готовность.

Физическая готовность

Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, выполнять каждый день домашние задания – задача для дошкольника непривычная. Поэтому ребенок должен быть готов к школе физически:

  • высокий уровень закаленности и устойчивость организма к инфекциям;
  • соответствие показателей физического развития ребенка (рост, вес, мышечная масса) общепринятым нормам;
  • развитие мелкой моторики (движения кистей рук). Чем выше развита мелкая моторика, тем выше развитие речи и мышления ребенка. Поэтому очень важно еще до школы начать готовить руку к письму (именно подготовка руки, а не обучение письму). Родители должны наблюдать за тем, как ребенок рисует, при этом насторожить должны следующие моменты:
  • если ребенок для того, чтобы закрасить фигуру, поворачивает лист. Значит, он не может менять направление линии с помощью движений пальцев;
  • если на рисунке все предметы изображены очень мелко. Значит, кисть руки сильно зажата и находится в постоянном напряжении.

Родителям нужно помочь ребѐнку подготовить мышцы руки для будущего почерка, это можно сделать, например следующими простыми способами:

  • Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
  • Завязывать узлы на толстой и тонкой верѐвках, шнурках и др.

Конечно, существуют и специальные игры для развития тонкой моторики руки. Например, игра в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка.

  • развитие зрительно-двигательной координации. У ребенка к 6-ти годам должно быть сформировано умение выделять из рассматриваемой картинки или предмета отдельные части, что поможет ему одновременно смотреть на предмет и рисовать его.

В школе это умение необходимо, так как многие задания построены следующим образом: учитель пишет на доске, а ученики должны переписать задание в тетрадь без ошибок.

Особую роль в развитии зрительно-двигательной координации играет рисование, так как техника рисования напоминает технику письма. Таким образом, от родителей требуется научить ребенка правильно держать в руках кисточку и карандаш. Сидеть при этом он должен прямо, не наклоняясь над листом бумаги. Правильная посадка чрезвычайно важна для формирования правильной осанки, сохранения зрения, здоровья внутренних органов.

Интеллектуальная готовность (познавательная сфера)

Имеется в виду общая осведомленность ребенка о предметах и явлениях окружающего мира, набор знаний, который пригодится для обучения в школе.

Родителям следует обратить внимание, что ребенок в 6-7 лет должен уметь:

  • Внимание. Внимание ребенка должно быть устойчивое, произвольное.
  • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
  • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
  • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
  • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.
  • Память. Ребенок должен владеть приемами осмысленного запоминания и воспроизведения.
  • Запоминание 10-12 картинок.
  • Рассказывание по памяти стихов, скороговорок, пословиц, сказок и т. п.
  • Пересказывание текста из 4-5 предложений.

Родители могут развивать внимание и память ребенка с помощью специальных игр. Например, игра «Чего не стало»

Чего не стало

На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек). Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам пришел?», когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов.

  • Мышление. Ребенок должен уметь рассуждать, делать выводы, находить причины явлений, владеть логическими операциями:
  • Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
  • Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
  • Определять последовательность событий, что было сначала, а что – потом.
  • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

Развитию образного мышления способствуют такие виды деятельности, как рисование, лепка, слушание сказок, конструирование. Так же развивать мышление ребенка можно с помощью специальных игр. Например, игра «Назови разными словами».

Назови разными словами.

Ребенку показывают игрушечного медведя и спрашивают: Какими словами можно назвать медведя, чтобы все догадались, что он маленький? (Мишка, мишутка, мишенька). Взрослый поощряет ребенка словами: Молодец! Вот какими словами ты сказал о мишке!

  • Речь и речевой слух.
  • Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
  • Узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение.
  • Составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок.
  • Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации.
  • Различать в словах звуки.
  • качестве игр по развитию речи можно предложить, например, игру «Как сказать по-другому».

Как сказать по-другому.

Учим детей подбирать синонимы к заданным словам: Сильный человек (силач, трусливый человек (трус), сильный дождь (ливень).

  • Математика
  • Счет. Прямой счет от 1 до 10 и обратный счѐт от 10 до 1.
  • Состав числа. Составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц, объяснять, что, например, 5 - это 1, 1, 1, 1 и еще 1, или 1 0 состоит из 10 единиц.
  • Сравнение чисел. Арифметические знаки «>», «<», «=».
  • Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
  • Ориентирование в пространстве и листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. д.
  • Ориентирование во времени. Ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь, их последовательности, а также в таких понятиях, как вчера, сегодня, завтра, понимать значение этих слов. Он должен знать последовательность дней недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, объединять эти понятия в одно - это все дни недели.
  • Окружающий мир.
  • Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
  • Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Психологическая готовность

Психологическая готовность включает в себя две составляющие: личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Личностная и социальная готовность предполагает:

  • ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать
  • признавать авторитет взрослых;
  • толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
  • нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
  • ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

  • понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
  • наличие интереса к учению и получению новых знаний;
  • желании учиться большую роль играют слова и поступки взрослых. Создавайте только положительную картинку предстоящей школьной жизни.

Что ещё могут сделать родители для подготовки ребёнка к школе:

  • Разговаривайте с ребенком на отвлеченные темы. Темы могут быть самыми различными: о временах года, окружающей природе, своем городе, своей работе и т.д.
  • Разговаривая с ребенком, побуждайте его говорить, вступать с вами в диалог;
  • Расширяйте кругозор ребенка, его представления об окружающем мире. Ходите в театры, музеи, посещайте экскурсии и т.п. После посещения какого-либо мероприятия

обязательно поинтересуйтесь у ребенка, что ему запомнилось, понравилось.

  • Читайте ребѐнку книги, беседуйте о прочитанном;
  • Отвечайте на вопросы ребѐнка и задавайте их сами;
  • Составьте и соблюдайте режим дня (не забудьте про зарядку);
  • Готовьтесь к школе вместе: выбирайте ручки, тетрадки, ранец, школьную форму;
  • Подготовьте дома рабочее место школьника.

Чего делать не стоит:

  • Превращать ребѐнка раньше времени в ученика (большое количество занятий истощают его, лишая возможности играть и общаться со сверстниками);
  • Формировать отрицательное отношение к школе;
  • Заставлять переписывать несколько раз выполненную работу.

Главное, что могут и должны родители – это верить в своего ребѐнка. Обязательно отмечайте даже самые незначительные ( на ваш взгляд) реальные достижения ребенка, хвалите в случае даже маленьких успехов и поддерживайте и помогайте в случае неудач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для родителей "Как подготовить ребенка к школе. Психологическая готовность родителей".

Семья играет важную роль в психическом, физическом и педагогическом развитии дошкольника, и от правильного семейного воспитания зависит его готовность к учебе в школе. Однако, как показывает практика,...

Рекомендации родителям "Как подготовить ребёнка к школе"

В материале содержатся советы родителям, дети которых идут в 1 класс....

Рекомендации родителям: "Как подготовить ребенка к школе"

⁠ УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ!     Понаблюдайте, приучен ли Ваш будущий дошкольник делать то, что требуется, а не то, что ему захочется?    Вырабатывайте у него на...

Рекомендации родителям. Как подготовить ребенка к школе.

Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе — это умение читать, считать и писать. Однако это — лишь верхушка айсберга. На самом деле готовность к школе &mdash...

Рекомендации родителям "Как подготовить ребенка к школе"

Даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школ...