Эмоциональное благополучие ребенка в семье
статья

Антонова Татьяна Константиновна

О значении эмоционального благополучия ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эмоциональное благополучие21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное благополучие ребенка в семье

Каждому человеку, независимо от возраста, очень хочется чувствовать себя комфортно в семье.  Ведь семья – это то место, где тебя любят таким, какой ты есть и просто за то, что ты есть. Семья играет важную роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка.  Эмоциональная сфера ребенка - это его переживания, его отношение к предметам,  людям, явлениям и событиям. И все это напрямую зависит от нас взрослых и наших действий. С каждым годом многие родители больше внимания уделяют развитию интеллекта у детей с самого раннего возраста, а вот эмоциональная сфера, к сожалению,  остается без внимания. 

Современный темп жизни настолько велик, что взрослые перестали обращать внимание на многие «мелочи», без которых невозможно представить эмоциональное благополучие в семье. 

Родители - это значимые взрослые для ребёнка, они играют огромную роль в его жизни. Поведение родителей – это пример для подражания. Как ведёт себя родитель, так будет вести себя в будущем и ребёнок [1, 9]. Полученный в детстве опыт эмоционального отношения к миру является достаточно прочным и зачастую принимает форму установки.

Родительская любовь - жизненно необходимая потребность для любого малыша. Любовь же каждого ребёнка к родителям - беспредельна, безусловна, безгранична. Она выполняет функцию поддержания внутреннего, эмоционального и психологического комфорта взрослеющего человека. Важной составляющей в развитии ребенка выступает психологический микроклимат семьи, который определяется в большей степени характером взаимоотношений между членами семьи, в первую очередь, родителей. Именно поэтому очень важно обеспечить комфорт и эмоциональное благополучие ребёнка в семье.

Эмоциональное благополучие отражается в чертах поведения и чувствах ребёнка. И по нему можно судить о наличии у него сформированного базового доверия к миру [2, 36]. Ребенок открыт, его мир безопасен. Формируется способность к эмпатии. Присутствуют положительные эмоции и чувство юмора. Эмоционально благополучный ребёнок, как правило, улыбчив, непосредственен, разговорчив, не криклив, не обижает других, слушает старших, доброжелателен.

В дошкольном возрасте ребенок знакомится с эмоциями, как способом реагирования на какие-то события, с названиями эмоций, учится определять их у себя, у родителей и других людей, узнает способы преодоления гнева и агрессии.  Самое главное в этом возрасте – научиться полноценно проживать весь спектр чувств, ведь эмоции не делятся на хорошие и плохие, как, к сожалению, ошибочно считают многие взрослые. Всем эмоциям есть место в душе человека. Как часто можно услышать от взрослых: «Не плачь!», «Чего ты плачешь, ты же мальчик!», «Расстроилась из-за какой-то ерунды!», «Не дерись, ты же девочка!». И таких высказываний достаточно много. Это и есть подавление эмоций ребенка, их обесценивание, то есть это то, что заставляет ребенка стыдиться себя и собственных эмоций. Чтобы этого избежать родителям было предложено следующее: проговаривать ребенку  вслух те эмоции, которые он испытывает в разные моменты. Ведь когда малыш радуется, обижается,  злится или боится, он еще не знает, что каждое его состояние имеет определенное название. Раз за разом определяя их, ребенок понимает, что чувства бывают разные и он имеет право на каждое из них.  Каждую эмоцию родители описывают через Я-сообщения: «Мне кажется, что, тебе сейчас не очень весело»; «Я заметил (а), что ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик»; «Я вижу, ты очень растерян»; «Мне кажется, ты сейчас сердит, как тигр»; «Я так горжусь твоими увлечениями»; «Я радуюсь, когда ты радуешься»; «Сейчас я очень сержусь из-за разрисованных обоев»; «Я злюсь, когда меня не слышат».

Сравнивая чувства ребенка со сказочными персонажами, героями мультфильмов или супергероями, животными, явлениями природы, взрослые тем самым помогают ему понять самого себя [3, 41]. Также можно использовать пластилин, чтобы вылепить эмоцию; краски, чтобы отобразить на рисунке; песок, как обычный, так и кинетический, для проигрывания эмоций.

С помощью следующих вопросов можно побудить ребенка анализировать свое состояние: Тебе весело или грустно? Интересно или скучно? Ты обижен? Что ты чувствуешь по этому поводу? Что можно сделать, чтобы не было так обидно? грустно? скучно?

Можно научить ребенка распознавать проживаемые чувства и эмоции, предлагая сравнение: полярных чувств (радость – печаль, гнев – ликование, зависть – восторг, ненависть – любовь и т.д.); близких по значению чувств (скука – грусть, обида – злость, любовь – нежность, радость – восторг, злость – раздражение и т.д.).

Как для родителей, так и для психолога в детском саду,  важной задачей выступает умение ребенка самостоятельно выражать свои чувства и эмоции, чему малыша и должны научить взрослые.

Чтобы создать благоприятную атмосферу в семье, родителям нужно следовать нескольким несложным правилам:

1. От того, как вы разбудите ребёнка, зависит его настрой на весь день.

2. У малыша обязательно должен быть режим.

3. Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Рассматривайте деревья, цветы, облака. Обсуждайте, на что это может быть похоже, придумывайте интересные истории об увиденном.

4. Встречая ребенка из детского сада, не спрашивайте у него что он сегодня ел, а спросите: «Как прошел твой день?», «Что интересного сегодня произошло?», «Чем вы занимались на прогулке, в группе?» и т.п.

5. Всегда радуйтесь успехам ребёнка. Поддержите его в момент временных неудач. Ведь поддержка так важна для формирования уверенной в себе личности. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни.

6. Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Даже, если он что-то натворил, то он должен знать, что родители меньше за это его любить не будут.

Одной из задач, способствующих реализации национальных проектов, выступает вовлечение родителей в образовательный процесс с целью обучения, воспитания и развития самих детей в рамках национального проекта «Образование».  На консультациях в нашем детском саду мы обучаем родителей создавать в семье атмосферу радости, любви и уважения, чтобы дети чувствовали со стороны родителей понимание и поддержку, чтобы они выросли достойными, хорошими, добрыми и эмоционально благополучными людьми. А ведь самое большое родительское счастье - это видеть счастливыми своих детей.

Литература

1. Алешина, А. «Эмоциональный интеллект у ребенка простыми словами»: //www.Equator trainings. (Дата обращения 01.04.2021).

2. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 2003.

3. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье"

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в семьеДошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимост...

Консультация для родителей. «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье»

Неврозы детей дошкольного возраста.Причины их возникновения.Типы неправильного воспитания.Как предотвратить невроз....

Презентация Эмоциональное благополучие ребенка в семье

Цель: Формирование убеждения у  родителей в необходимости поддержания психологического комфорта в семье для правильного развития ребенка, становления его личности и дать рекомендации по созданию ...

Памятка для родителей по созданию эмоционального благополучия ребенка в семье.

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и ре...

Эмоциональное благополучие ребенка в семье (размышления над опытом работы с детьми)

Как мы называем свое чадо? Как будим его по утрам? Как общаемся дома? О чем говорим и о чем молчим? Все это оставляет след душе ребенка....

Родительское собрание на тему «Сохранение эмоционального благополучия ребенка в семье»

ЗАДАЧИ: Создать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Помочь родителям понять своих детей,...