Картотека игр на развитие памяти
картотека (подготовительная группа)

Касян Елена Викторовна

Материал предназначен родителям для использования в играх с детьми дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_razvitie_pamyati.docx226.39 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр, направленных на развитие памяти

у детей дошкольного возрастаC:\Users\Иван\Desktop\hello_html_4805f951_612810a3cab60.jpg

Касян Елена Викторовна,

воспитатель

Память  –  это  процесс,  выполняющий  функции  запоминания,  сохранения  и  воспроизведения  прошлого опыта. Память  не  дана  ребенку  в  готовом  виде.  Она складывается  и  изменяется  по  мере  развития,  под  влиянием  условий  жизни,  воспитания  и обучения. В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой.  Ребенок  принимает  цель  запомнить,  осознает  ее,  начинает самостоятельно  выделять.  Осознание  этой  цели  происходит  в  игре.  Следует  отметить  еще  одно достижение  в  развитии  памяти  дошкольников  это  поиск  приемов,  с  помощью  которых  можно повысить  эффективность  запоминания.  Память  является  условием  успешного  обучения, приобретения знаний и умений.

«Каскад слов»

Задание: послушать и затем воспроизвести ряд слов.

1) доска;

2) окно, дым;

3) урна, кувшин, карандаш;

4) мотоцикл, ванна, салат, ведро;

5) яблоко, мышь, печенье, ложка, пол;

6) автобус, утка, муха, буква, овощи, чулки;

7) стена, салфетка, мальчик, сорока, стрелка, дождь, тряпка;

8) трамвай, сестра, компот, земля, луна, пила, стрекоза, перчатка;

9) сад, труба, пылесос, паровоз, корзина, концерт, лыжи, скакалка, почта;

10) дорога, комбайн, вертолет, дыня, кухня, тесто, холодильник, пуговица, ковер, антенна.

1) огонь;

2) дом, молоко;

3) конь, гриб, игла;

4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;

5) крыша, пень, вода, свеча, школа;

6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

7) орел, игра, дуб, телефону стакан, пальто, сын;

8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;

9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;

10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.

«Запомни картинки»

Дидактический  материал: пять  картинок  с  изображениями  знакомых  предметов:  стола, груши, стакана, платья, шапки.

Дети рассматривают пять картинок и запоминают, что на них нарисовано в течение 10 с. Затем картинки переворачивают. Педагог показывает на перевернутую картинку, а дети должны вспомнить и назвать предмет, изображенный на картинке.

«Слушай, все запоминай, на вопросы отвечай»

Детям предлагается внимательно послушать текст и ответить на вопросы.

У ребят сегодня Рая отобрала самолет,

Медвежонка, попугая, паровоз и пароход...

А ребята говорят: «Забирай хоть все подряд,

Обойдемся мы без мишки, нам не нужен пароход.

Поиграем в кошки — мышки: чур я — мышка, чур я — кот...»

Все так весело играют и хохочут, и шумят,

А в углу у бедной Раи не идет игра на лад...

Не сдержала Рая слез, Рая нос повесила,

У нее игрушек — воз, а играть невесело!

(Е. Серов)

Вопросы:

Какие игрушки Рая отобрала у ребят?

Почему Рая плачет, ведь у неё много игрушек?

Почему другим ребятам весело?

В какую игру стали играть дети?

В какие игры можно играть вместе?

«Снежный ком»

Первый участник игры называет какой-нибудь предмет. Следующий участник повторяет названный  предмет  и добавляет  к нему  название  нового  предмета.  И так  все  по очереди,  друг за другом, повторяют и добавляют названия предметов.

«Запомни и нарисуй»

Вариант 1

Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной картинки – 3 секунды. Дети по очереди  воспроизводят  их  в  тетради.  Правильность  выполнения  задания  можно  проверить, выполняя рисунки на доске.

Вариант 2

Детям зачитываются 6-10 слов. Задача детей запомнить слова, а затем зарисовать.

Вариант 3

Детям  читают  рассказ  и  предлагают   нарисовать  рисунок,  точно  отражающий  его содержание.

В воскресенье  слепил я трёх замечательных  снеговиков. Слепил их  из комков снега.  Один получился большой, другой – поменьше, а третий – совсем крохотный. Руки первого и второго –снежные  комки,  а  у  третьего –  из  сучков.  Вместо  носа  вставлены  морковки.  Глаза  из треугольников.

Упражнение «Весёлые таблицы»

Детям  предъявляется  таблица  из  4  клеток  с  изображением  в  них  различных  предметов  и предлагается  запомнить  эти  предметы.  Затем  таблица  убирается  и  предъявляется  таблица  из  9 клеток  также  с  изображением  различных  предметов,  среди  которых  есть  предыдущие

изображения. Задача детей назвать эти изображения. Затем предлагается рассмотреть и запомнить 9 изображений. Далее таблица убирается, а вместо неё предлагается таблица из 16 клеток. Задача детей назвать 9 изображений.

«Послушай внимательно и повтори »

Педагог произносит предложение. Дети должны его повторить.

Начинать нужно с предложения из 3-4 слов и постепенно увеличивать.

Перед началом игры необходимо дать установку:  «Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить».

«Посмотри на картинку, а запомни слово»

Инструкция: "Сейчас я буду зачитывать слова, а чтобы вам было легче запомнить, буду показывать карточку с рисунком, которая поможет запомнить названное мною слово".

ТАРЕЛКА – СУП

ПОЧТА – ПИСЬМО

ЗИМА – СНЕГ

МУКА – БУЛКА

КАРАНДАШ – БУМАГА

ДОРОГА – МАШИНА

МУЛЬТФИЛЬМ – ТЕЛЕВИЗОР

БУКВЫ – КНИГА

САПОГ – НОГА

РЫБА – ВОДА

Затем детям предъявляются картинки, а они вспоминают слово.

«Пересказ»

Детям читают рассказ.

Жили-были  детки.  Подарила  им  мама  деревянную  лошадку.  Стали  детки  на  лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у неё ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

Затем предлагают ответить на вопросы.

Вопросы к рассказу:

1. Что подарила мама детям?

2. Как играли детям?

3. Почему они перестали играть?

4. Кого позвали дети и зачем?

Рассказ читается ещё раз. Далее предлагают пересказать прослушанное как можно ближе к тексту.  Слушая  пересказ  ребёнка,  обязательно  обратите  внимание  на  точность  воспроизведения, последовательность событий.

«Опосредованная память»

Нужно  подобрать  6-10  слов,  которые  будут предложены  для  запоминания  детям,  а  также набор  карточек  с  картинками  (15-  20).  Картинки  не  должны  быть  прямой  иллюстрацией  к запоминаемым словам.

Инструкция: "Сейчас  я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше  запомнить,  выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово".

Затем детям предлагают назвать предложенные для запоминания слова .

«Выполни движение»

Детям предъявляется трёхступенчатая инструкция и предлагается её выполнить.

1. поставь руки на пояс

2. сделай два наклона вперёд

3. выпрямись, опустив руки вниз

«Запомни парочки»

Детям зачитываются пары слов, связанных по смыслу и предлагается их запомнить. Затем читается первое слово из пары, а дети называют второе слово.C:\Users\Иван\Desktop\scale_1200.png

праздник – подарок;  дом – окно;

лимонад – прохлада;  будка – собака; 

стол – пирог;  блины – сковородка;

шапка – шарф;  печь – дрова;

ваза – цветок;  пылесос – уборка;

пчела – мед;  город – улица.

Упражнение «Пиктограммы»

Инструкция детям:

« Сегодня мы будем  учиться рисовать пиктограммы к словам, которые нужно запомнить.

Рисунок должен быть простой, схематичный и помогающий вам запомнить слово».

Слова для запоминания: зима, дом, река, смех, школа, мама.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития памяти .

                            Для развития слуховой пам...

Картотека игр на развитие памяти для детей 3-5 лет

Картотека игр для детей 3-5 лет на развитие зрительной, слуховой и двигательной памяти. Каждая игра имеет описание ее цели, необходимого оборудования и хода ее выполнения....

Картотека картинок для развития памяти.

Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупност...

Картотека игр для развития памяти

Материал для родителей...

КАРТОТЕКА ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Память-это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием ус...

Картотека игр на развитие памяти у детей с задержкой психического развития. Памятка для родителей.

Для формирования произвольной регуляции памяти, необходимо особое внимание уделить развитию внимания и, запоминания, так как они являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение де...

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...