Круглый стол для родителей. Тема: «Виды работ по развитию связной речи у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи».
методическая разработка (подготовительная группа)
Формирование связной речи у детей даже при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место тяжёлое нарушение речи. Дошкольников с недоразвитием речи отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога. Основная задача логопедического обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности — научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogrebnova_e.v._kruglyy_stol.docx | 105.84 КБ |
Предварительный просмотр:
КРУГЛЫЙ СТОЛ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Тема: «Виды работ по развитию связной речи у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи»
Подготовил: Погребнова Е.В.
учитель-логопед
МБДОУ «Ягодка»
Вступление.
Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Формирование связной речи у детей даже при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место тяжёлое нарушение речи. Дошкольников с недоразвитием речи отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
Основная задача логопедического обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности — научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Всю связную речь можно разделить на 2 типа - диалог и монолог. И если дети младшего дошкольного возраста пользуются связной речью на уровне реплик, то дети среднего и старшего возраста больше внимания уделяют монологу, как высшей форме связной речи. Но для того чтобы овладеть связной речью, следует иметь достаточный словарный запас. Поэтому вся работа строится по схеме: СЛОВАРЬ - ФРАЗА - СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. Словарь нарабатывается по лексическим темам и периодам обучения, что очень организует процесс работы.
При развитии связной речи работа начинается по отработке структуры фразы со следующих этапов:
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ ФРАЗЫ:
- П+С (Мишка кушает. Папа читает.)
- П+С+Д (Мишка кушает кашу.)
- П+П+С+Д (Толя и Мишка кушают малину.)
- П+С+С+Д (Мишка сидит и кушает малину.)
- П+С+Д+Д ( Толя кушает кашу и малину.)
- П+С+О+Д (Оля ест вкусную кашу.)
- О+П+С+Д (Заботливый Толя кормит мишку.)
- О+П+С+О+Д+Д (Плюшевый мишка ест вкусную кашу и малину.)
- П+С+Д+Обст. (Мишка ест малину с аппетитом.)
- П+С+Д+О+Обст. (Мишка ест кашу с большим аппетитом.)
Формирование контекстной речи идет с усложнением в зависимости от года обучения и его периода. Если основной задачей развития связной речи детей первого года обучения является последовательное закрепление лексики, то есть наработка словаря, то задачей второго года обучения является формирование развернутой грамматически-оформленной фразы.
На первом году обучения при составлении простых предложений по вопросам логопеда, представляющих собой сначала краткий, затем более распространенный ответ, детей постепенно подводят к овладению диалогом в определенной последовательности:
- Логопед ограничивается ответами детей, состоящими из одного слова (что ты принес? — мяч).
- Логопед требует полного утвердительного или отрицательного ответа (ты принёс мяч? — Нет, я принес кубики).
Овладение диалогом идет при демонстрации действий, рассматривании картины, составлении короткого рассказа, составлении рассказа с помощью наводящих вопросов. Дети учатся заканчивать предложение нужным словом, словосочетанием, заученным стихотворением.
Дети составляют простые рассказы-описания игрушек, предметов, часто с наглядной опорой. Важную роль при обучении детей диалогу играет образец речи логопеда, так как часто дети на подсознательном уровне усваивают модель фразы.
Формирование контекстной речи на втором году обучения идет с большим усложнением:
- Закрепление навыков пересказывания (по вопросам и без вопросов логопеда).
- Закрепление навыков составления рассказов — описаний (животных, предметов по темам); загадок — описаний с объяснением их содержания (по вопросам).
З. Составление рассказа по сюжетной картинке с помощью вопросов логопеда.
- Рассказывание по плану, данному логопедом.
- 3акрепление навыка пересказа (по цепочке).
- Пересказ в лицах с обязательной характерной интонацией действующих лиц.
- Последовательное и логичное описание по сюжетным картинкам: а) действий, совершаемых лицами, изображенными на картинке;
б) причинно—следственных связей между ними;
в) расставить картинки в нужной последовательности по содержанию с помощью вопросов и без вопросов логопеда;
г) составить рассказ по картине.
- Учить детей выразительно рассказывать стихотворения, потешки, скороговорки, загадки, соблюдая чувство ритма и смысловую выразительность.
Поскольку в процессе работы будут совершенствоваться речевые умения и навыки, логопед должен как можно больше предусматривать в своей работе развитие творческих речевых умений детей. Особенно важно на это обратить внимание при работе над диалогами, пересказом, составлением рассказов. Задавая образец, следует побуждать детей к поискам разных способов передачи сообщения на одну и ту же тему, шире практиковать задания типа: продолжи рассказ, составь рассказ по началу, сделай более полным рассказ, составь рассказ по началу и концу.
3.Виды работ по развитию связной речи:
- заучивание;
- обучение пересказу;
З. обучение составлению рассказа.
Методы и приемы при заучивании текстов и обучении пересказу:
- пересказ текста по цепочке (Задание: Прослушать рассказ «Кто как зиму проводит». Пересказать по опорным картинкам. (Картинки даны вперемешку.)
«Летучая мышь спит в дупле. Еж залез в норку. Сыч и стриж улетели на юг. Медведь лежит в берлоге. Один волк бродит всю ночь в лесу».);
- составление фраз с дополнением недостающих слов;
З. составление предложений по их началу или концу (с опорой на картинку или без неё). Закончить предложения по опорным картинкам и без картинок.
Полил Загремел гром. Сверкнула 1
Восстановить весь текст по опорным картинкам.);
- составление предложений из слов, данных в разбивку (по опорным словам, от имени Незнайки);
- упражнения: перестрой предложение («Поможем Незнайке составить рассказ»);
- инсценировки сказок с дополнениями;
- пересказ от другого лица;
- пересказ из нескольких текстов.
Так как основной задачей связной речи является полное последовательное систематическое изложение мыслей, то в работе над монологической речью надо учитывать следующее: в начале детей нужно научить подробному, а затем выборочному и творческому пересказу. Подробный пересказ воспитывает навык последовательного и полного изложения мыслей. Выборочный пересказ формирует умение отделить более узкую тему от текста.
Творческий пересказ воспитывает воображение, учит использовать впечатления из собственного опыта и определять отношение к теме.
Любому виду пересказа должен предшествовать анализ текста с точки зрения смысловой и выразительной. Это помогает детям овладеть причинно-следственными отношениями, без чего правильный пересказ невозможен. Упражнения в творческом пересказе граничат с составлением устных сочинений, а сочинения - это верхняя ступень развития связной речи детей. Здесь концентрируется наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость, умение увидеть общее в частном. Наиболее легкой формой являются сочинения по серии сюжетных картинок. Завершается работа над СВЯЗНОЙ речью воспитанием у детей навыка рассказа на основании собственного опыта.
Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста и в известной степени базируется на овладении навыками пересказа.
По характеру литературного жанра рассказа бывают описательные, повествовательные.
По ведущему виду познавательной деятельности, преобладающему психическому процессу в работе по составлению рассказа различают рассказы трёх видов:
- рассказы по восприятию,
- по представлению,
- по воображению.
Рассказы по восприятию
Данный вид рассказов, в качестве обучающих, имеет большое преимущество по сравнению с рассказами по представлению и воображению, так как рассказы по восприятию значительно легче благодаря непосредственному зрительному восприятию опоры.
По степени сложности наглядной опоры рассказы по восприятию подразделяются следующим образом:
- повествовательные рассказы по серии сюжетных картинок (составление рассказов по серии сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений, обязательно включает и логические упражнения, манипуляции с картинками:
а) расстановку их в логической, временной последовательности,
б) восстановление специально пропущенного звена;
в) придумывание дополнительной картинки в начале или в конце серии и т.д.);
- повествовательные рассказы по сюжетной картинке (лексико-грамматические упражнения по сюжетной картинке также сочетаются с логическими упражнениями, придумыванием предшествующей или завершающей картинки, дополнением рассматриваемой сюжетной картинки предметными картинками или символами);
- описательные рассказы по предметным картинкам или предметам опираются на наглядность: большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения, материала, цвета и т.д. Описание фруктов по опорной схеме.
- описательные рассказы по несложным пейзажным картинам возможны на завершающем этапе формирования монологической речи.
Рассказы по представлению.
В основе этих рассказов лежит личный опыт детей, другими словами, предшествующие, прошлые восприятия.
Эти рассказы носят более произвольный характер, они менее четкие и стройные композиционно и очень зависят от уровня и объема знаний ребенка об окружающей жизни, состояния и уровня развития памяти и мышления, наблюдательности и других особенностей познавательной деятельности и личности ребенка.
Наиболее эффективным оказалось на практике их использование в индивидуальной работе с детьми или в занятиях с небольшими подгруппами (2—З человека).
Объем рассказов по представлению небольшой: в основном это коротенькие рассказы- миниатюры.
Рассказы по воображению (творческие рассказы)
Это придуманные рассказы, представляющие собой некий результат детской фантазии, требующие от ребенка развитого воображения, образного мышления, самостоятельного и в известной степени своеобразного моделирования сюжета и композиционного построения текста, придумывания интересных, захватывающих деталей, опирающихся не на конкретное восприятие сейчас или в прошлом, а на творчески переработанный предшествующий опыт и знания в целом, на способность к созданию своеобразных, порой причудливых комбинаций и сочетаний событий, явлений, обстоятельств, даже в какой-то степени на ростки творческого личного литературного дарования ребенка (и развивающие это дарование).
Творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности. Это может быть
- придумывание конца рассказа или сказки,
- составление рассказа (сказки) по аналогии,
- по предложенному (готовому) сюжету,
- по заданной теме.
Наиболее сложным в этом перечне является придумывание сказки или рассказа. Умение придумать сказку или рассказ по определенной теме или сюжету опирается на достаточно высокий уровень интеллектуальный и речевой зрелости, а также в значительной степени зависит от природной лингвистической одаренности ребенка, его способности к «сочинительству».
Поэтому в практике коррекционной логопедической работы с дошкольниками с ОНР наиболее приемлемым является придумывание конца готового, данного текста сказки или рассказа, а также составление сказок и рассказов по аналогии с небольшим литературным произведением или народной сказкой.
Особенно благодатным материалом для придумывания своего веселого, счастливого, справедливого и доброго конца являются русские народные сказки (например: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Как петушок лису перехитрил» и др.), замечательные сказки, рассказы, басни русских писателей (например: «Серая шейка» ДМ. Мамина-Сибиряка, «Воробей» И.С. Тургенева, «Старик и яблоки» Л.Н. Толстого, «Лекарство» и «Сила и право» Кд. Ушинского и др.).
4. Известно, что игра — эффективное средство работы с детьми. Эффективность работы над речью определяется тем, как сам, ребёнок участвует в речевом процессе, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативы. Инициатива сначала принадлежит логопеду, детям отводится роль слушателей (схема: Логопед — Дети). Потом инициатива переходит к детям, а логопед выступает в роли посредника (схема: Ребенок – Логопед - Дети). В дальнейшем занятия могут строиться по схеме: Ребёнок - Дети, а логопед выступает в роли ненавязчивого режиссёра. Можно строить занятия с опорой на одну из схем в соответствии с целью и возможностями детей.
Особого внимания заслуживает чёткое предварительное планирование занятий по раз - витию связной речи у детей, предшествующей подготовительной работы и последующего за - крепления.
Литература.
- А.М. Бородич. Методика развития речи детей - М. Просвещение, 1981г.
- Г.Ванюхина. Речецветик – Смоленск, Издательство «Русич» 1996г.
- Л.Н. Ефименкова. Формирование речи у дошкольников - М. Просвещение, 1985г.
- Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников - М. Просвещение, 1990г.
- Г.А. Каше. Подготовка к школе детей с недостатками речи - М. Просвещение, 1985г.
- Э.П. Короткова. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию - М. Просвещение, 1982г.
- Развитие речи детей дошкольного возраста/ под редакцией Ф.А.Сохина, М., 1976г.
- Т.Б. Филичева, Т.В. Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада – М. Издательство «Альфа», 1993г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Моделирование связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи приёмами мнемотехники"
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системекоррекционной рабты с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....
Обобщение опыта работы по развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями через драматизацию
В работе представлена методика по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР через обучение драматизации...
Особенности, значение, виды работ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Консультация по развитию связной речи у детей дошкольного возрвста с ОВЗ...
ОПЫТ РАБОТЫ : «Моделирование - как инструмент развития связной речи в работе с детьми нарушениями речи.»
Мнемотехника – это система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.Мнемотехника («мнезис» в пере...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»
конспект содержит различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи....
Упражнения и игры для развития речевого дыхания у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи.
Многие дети, занимающиеся в группе компенсирующей направленности, плохо говорят, нарушено звукопроизношение. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обесп...
Презентация инновационных техник в коррекционной работе учителя-логопеда по развитию связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Использование логопедических технологии в коррекции речевых дефектов...