КОНСУЛЬТАЦИЯ-шпаргалка для родителей на тему: «Сказка в жизни ребенка»
консультация (подготовительная группа)

Сказка - явление культуры, в которой сплетено бывает высокое и низкое, образцовое и безобразное, нравственное и безнравственное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ-шпаргалка

для родителей

на тему: «Сказка в жизни ребенка»

«Все ли сказки хороши?»

Сказка сказке - рознь...

До чего удивительно составлены порой сборники сказок! Так и кажется, что адресовывали их составители не ребенку, а опытному взрослому -путешественнику по сказочному миру, в котором не всегда все безупречно.

Рядом с одной из самых глубоких и мудрых сказок о силе материнской любви - которая долго терпит и милосердствует, не ищет своего и все переносит, которая никогда не кончается (сказка «Безручка») - соседствуют «Семь Симеонов», откуда мы узнаем, что самым полезным человеком в государстве может оказаться вор - ему и милости царские в благодарность за пригодившееся «ремесло». Понятно недоумение вдумчивого читателя, ищущего в сказке заповеди нравственного закона.

Наличие в ряде русских сказок мотивов любования плутовством и даже кощунством не удивительно. Ведь сказка - явление культуры, в которой сплетено бывает высокое и низкое, образцовое и безобразное, нравственное и безнравственное. Взрослому человеку свойственно, сталкиваясь с теми или иными проявлениями, принимать их или отвергать - в соответствии с теми ценностями, которые были заложены в детстве, с жизненной позицией. В отношении же ребенка, у которого система ценностей только формируется, родителям необходим осмысленный и избирательный подход к выбору занятий, игрушек и чтения, которые предлагаются малышу.

Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей, князь Евгений Николаевич Трубецкой, выделял три уровня жизне-чувствия, отраженные в сказке, — как бы три ее этажа: нижний, средний и высший.

Героям «нижнего этажа сказки» свойственны вульгарные жизненные идеалы. Самым элементарным их проявлением Е. Н. Трубецкой называет мечту о «легком хлебе» - стремлении жирно есть, сладко пить и мягко спать. Воровство и плутовство здесь представляется одним из простых способов обретения искомого жизненного идеала. Современно, не правда ли?..

Героям же «среднего» и «высшего этажа» сказки свойственны особое вдохновение, вне житейская мудрость. Приземистый идеал житейского благополучия не для них.

Их влечет «иное царство», таинственный предел, где встречается обыденное и чудесное, где обитает Краса Ненаглядная, по которой извечно томится душа человеческая. Здесь, на этих «этажах», и обитает «подлинная душа сказки». (Е.Н. Трубецкой Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской сказке. - М.: Лепта, 2000).

Итак, при выборе сказок для домашнего чтения будем остерегаться таких сюжетов, в которых запечатлелась романтизация воровства, хитрости, продажности (например, при сделках с чертом или колдуном) и прочих способов добычи «легкого хлеба», а также тех сказок, в которых звучит кощунственный и смех над порядочностью, простодушием и святыней.

Смех такого рода можно встретить в тех сказках, где торжествуют ловкачи - обманщики (хи-хи! Битый небитого везет!), а также в целом ряде сюжетов, где действуют черти и дьяволята, где мы встречаемся со священнослужителями и церковною службой.

Как при выборе сказки для чтения детям не попасться «на удочку» захватывающего сюжета и не оказаться заодно с героями подобного толка? Для этого нужно, поразмыслив над сказкой, понять для себя: на чьей стороне «сказитель»- тот, с чьих слов сложена сказка? кому он сочувствует? над кем посмеивается? Совпадает ли его жизненная позиция с нашей?

Многие народные сказки предупреждают об опасности стремления к лёгкому хлебу, обогащению любым путём, духовной неразборчивости, неправедному сговору. Так, с молчаливого согласия одного горшечника (сказка «Горшечник»), наладил в его мастерской производство сам нечистый с чертенятами. И выгодное дело оказалось: всего за три ночи сорок тысяч новеньких горшочков готовыми стояли. И продал их горшечник весьма прибыльно — полный мешок денег домой привез. Да только после того жизнь его вся наперекосяк пошла: горшки люди покупать перестали («Знаем мы твои горшки, старый хрен! С виду казисты, а нальешь воды - сейчас и развалятся!»), а сам горшечник стал «по кабакам валяться».

«Объяснять ли детям сказку?»

Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы.

В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию.

Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие.

Это очень важно для определения симпатий ребенка,

для разграничения добра и зла, для упорядочения его сложных

 и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя

с положительным героем.

Л.Ф. Обухова

Возникает естественный вопрос: нужно ли объяснять ребенку сказку, её «уроки», анализировать содержание? Попробуем разобраться.

От соприкосновения со сказкой у ребенка рождается собственное впечатление. Чем младше ребенок, тем сильнее оно отличается от видения взрослого. Логически мыслить ребенок еще не умеет, а сказка не учит его напрямую. Сказочные образы, стиль, язык сообщают малышу жизненно важную информацию исподволь. Лучший способ разрушить её усвоение - пуститься в бесконечные взрослые объяснения и разъяснения.

Марина Цветаева, вспоминая свои ранние детские впечатления от прочитанных стихов, пишет: «Когда мать не спрашивала - я отлично понимала, то есть понимать и не думала, а просто видела. Но, к счастью, мать не всегда спрашивала, и некоторые стихи остались понятыми».

Датский психолог и психиатр Б. Бетельхейм отмечает парадоксальную вещь: реалистические рассказы информируют ребенка, но не обогащают его так, как сказка; чем больше в них причинно-следственных объяснений, тем более не понятны, психологически не правдоподобны они для малыша.

Конечно, «понимание» ребенка сильно отлично от взрослого. Но его впечатления ярче и образнее видения взрослых. Лишь со временем происходит осмысленное постижение глубины сказочного повествования. Попытки совместного с ребенком его анализа - дело школьного возраста. До того опытные бабушки могли вспоминать сказочные коллизии что называется «к слову»: куда это ты, точно колобок, покатился? смотри, как бы не нашлась на тебя «лиса» ... и т.п.

Отвечать же нужно на те вопросы, которые по ходу «сказывания» сказки ребенок задаст вам сам.

Добрый разум наживают не разом...

«Как разобраться в том, чему учит конкретная сказка?»

Запоминается и передается из поколения в поколение

только то, что так или иначе дорого человечеству.

Самая устойчивость сказочного предания доказывает,

что сказка заключает в себе что-то для всех народов

и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое.

Е.Н. Трубецкой

С детства нам хорошо памятны пушкинские слова о том, что сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок. Да вот незадача - немногие взрослые могут похвастаться сегодня ясным пониманием того, на что намекает та или иная сказка. Как не ошибиться?

О том, что, прочитав сказку, мы восприняли ее «намеки» правильно, может свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы обязательно найдем их отголоски в песнях, пестушках, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках.

Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить итог такого размышления русской пословицей. Для этого обратимся к любому сборнику, в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские пословицы помогут нам яснее «высветить» намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Итак, попробуем вместе:

«Колобок»:
«Чем хвалимся, на том и провалимся», «На языке медок, да на сердце - ледок»

«Теремок»:
«Не бравши топор, жилья не срубишь», «Легко взято, легко и потеряно»

«Репка»:
«Из многих малых одно большое выходит», «Капля по капле и камень долбит»

«Лиса и журавль»:
«Как аукнется, так и откликнется», «Каков привет, таков и ответ»

«Курочка, мышка и тетерев»:
«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи»

«Лисичка со скалочкой»:
«Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить»

«Лёгкий хлеб»:
«Хлеб горбом достают», «Без труда не выловить и рыбки из пруда»

«Крошечка-Хаврошечка»:
«Кто правдой живёт, тот добро наживёт», «Кто добро творит, того Бог благословит»

«Царевна Несмеяна»:
«Не всё то золото, что блестит», «Телу - простор, душе - теснота»

«Морозко»:
«Работай - сыт будешь, молись - спасешься, терпи - взмилуются», «Без смиренья нет спасенья»

«Маша и медведь»:
«Горе горюй, да руками воюй»

«Зимовье зверей»:
«Согласного стада волк не берет»

«Заюшкина избушка»:
«На чужой каравай рот не разевай; пораньше вставай да свой затевай», «И на силу найдётся пересилок» Попробуйте теперь самостоятельно продолжить этот список...

Будем помнить о том, что предварительные размышления взрослого над текстом сказки помогут впоследствии верно расставить смысловые акценты в речи «сказителя». Тогда слово сказки действительно станет благодатным и понесет слушателю уроки народной мудрости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему : «Сказка в жизни ребенка»

В современном мире далеко не все родители верят в полезность сказок. Они считают, что сказки могут испугать малышей, что сюжеты в них чрезмерно нереальные и устаревшие. Предлагаем пристально взглянуть...

Статья по теме "Сказка в жизни ребенка"

В этой статье говорится о важности сказки в жизни ребенка и ее вляинии на развитие речи, нравственности и фантазии....

доклад на тему Сказка в жизни ребенка

доклад на тему: "Сказка в жизни ребенка"...

Консультация для педагогов на тему: «Сказка в жизни ребенка»

Консультация для воспитателей о значении сказок...

Консультация для родителей на тему: "Сказка в жизни ребенка"

Консультация для родителей дошкольников на тему "Сказка в жизни ребенка"Сказки - древний и вечный источник мудрости, передаваемой из поколения в поколение. В них перед ребенком ставятся миро...

Консультация для родителей дошкольников на тему "Сказка в жизни ребенка"

Консультация для родителей дошкольников на тему "Сказка в жизни ребенка"...