«Чтобы лето даром не прошло».
консультация (старшая, подготовительная группа)

Архипова Елена Анатольевна

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха.

Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Поэтому, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.  Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtoby_leto_darom_ne_proshlo.docx701.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Чтобы лето даром не прошло».

Рекомендации логопеда на летний период.

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха.

Важно помнить, что сформированные в течение

года навыки (выработанные артикуляционные

уклады, поставленные звуки, выученные стихи,

пальчиковые игры) за летний период могут, как

укрепиться и войти в привычный стереотип, так

 и «потеряться». Поэтому, чтобы наша с Вами

совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

Упражнения для автоматизации звуков

1.     Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.

2.     Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова: "баРеЛина" вместо "балерина", "аквария" вместо "аквариум", "велик" вместо велосипед. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно,  не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития речевого дыхания

  1. Выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчики;
  2. Надувать шарики, надувные игрушки;
  3. Дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;
  4. Сдувать ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе;
  5. Играть на духовых музыкальных игрушечных инструментах (дудочки, свистульки, гармошки).

Упражнения для развития общей и мелкой моторики рук

  1. Делать гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять и прыгать на одной,  двух    ногах;
  2. Выполнять массаж пальчиков, упражнения для пальчиков;
  1. Лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;
  2. Вырезать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации;
  3. Расстегивать, застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.

Упражнения для развития фонематического слуха и слоговой структуры слова

  1. «Поймать» заданный звук среди других звуков.
  2. Назвать слово на заданный звук.
  3. Назвать первый (последний) звук в заданном слове.
  4. Определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце).
  5. Назвать в заданном слове только гласные, согласные звуки.
  6. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»?Какой 1, 2, 3, 4?)
  7. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  8. Определить количество слогов в слове и их последовательность.(Сколько слогов в слове «молоток»?Какой 1? 2? 3?)
  9. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: со-ба-ка).
  10. Выделять гласные звуки. (Сколько в слове  гласных, столько и слогов).

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
  2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
  3. Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,
  4. Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
  5. Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
  6. Если кораблик из бумаги, значит он (какой?) бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
  7. У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
  1. Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
  2. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
  3. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.

  1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  2. Сочиняйте стихи, рифмы.
  3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  4. Игра в слова:  «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
  5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составляйте предложений по заданным словам и т.д.
  7. Читайте книги, журналы;  учите стихи, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.

Желаю приятного отдыха и успехов!

Рекомендации учителя-логопеда для родителей на лето.

Лето - самое благоприятное время для совместного отдыха родителей с детьми. Не забывайте, что ребёнок целый год трудился.  Также, как и взрослые, он ждёт своего отпуска. Это время, когда спадает эмоциональное напряжения и можно расслабиться. Но это не означает, что развитие ребёнка останавливается. Летом он получает много ярких впечатлений, больше находится на воздухе, двигательная активность возрастает. Этот период можно использовать для закрепления пройденного материала. И не надо это делать в форме занятия. Игра, только игра! Отдыхая вместе у вас образуется больше время для общения. Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

В логопедической практике много случаев, когда Летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За

время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

Уважаемые родители!

Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей!

Для своих летних занятий можно использовать следующую литературу:

  • Коноваленко, С.В. КоноваленкоВ.В. Домашние тетради для закрепления звуков (Л, ЛЬ, С, З, Ц, Ч, Щ, Ш, Ж, Р, РЬ, СЬ, ЗЬ);
  • Ю.Б. Жихарева-Норкина. Домашние тетради для логопедических занятий с детьми (закрепление звуков Л. ЛЬ, Р, РЬ, С-СЬ, З-ЗЬ-Ц, Ш-Ж, Ч-Щ );
  • Т.А. Ткаченко Фонетические рассказы с картинками ( Звуки Л, ЛЬ, Ш-Ж, Р-РЬ, С-СЬ, З-ЗЬ,);
  • Л.Н. Смирнова Мы учим звуки Ш, С. Мы учим звуки Р, Л.;
  • "Автоматизация звуков у детей" Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
  • Л.А. Комарова. Автоматизация звука Р, Рь в игровых упражнениях.
  • Л.А. Комарова.Автоматизация звука Л, Ль в игровых упражнениях.
  • Л.А. Комарова.Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях.
  • Л.А. Комарова.Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях.
  • Л.А. Комарова.Автоматизация звука Ч, Щ в игровых упражнениях.
  • Л.А. Комарова.Автоматизация звука С в игровых упражнениях.
  • Л.А. Комарова.Автоматизация звука З в игровых упражнениях.
  • Л.А. Комарова.Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях.
  • Т. А. Ткаченко. Букварь
  • М. Л. Зубарева. Уроки домашнего логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-логопеда родителям, чтобы лето не прошло даром.

Консультация для родителей детей, посещавших группу компенсирующей направленности. Для родителей подобран материал для занятий с детьми в летний период....

Рекомендации учителя - логопеда родителям, чтобы лето не прошло даром.

материал предназначен для родителей дошкольников с ОНР и ФФН. В данном метериале логопед дает свои рекомендации по автоматизации  поставленных звуков в летнее время года, когда логопедическое воз...

консультация для родителей "Чтобы лето не прошло даром"

консультация для родителей на стэнд логопеда...

Рекомендации учителя-логопеда родителям «Чтобы лето не прошло даром»

Рекомендации учителя-логопеда родителям «Чтобы лето не прошло даром» Учебный годзаканчивается. И теперь самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли. Летние каникулы с...

Консультация учителя-логопеда для родителей "Чтобы лето не прошло даром"

Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Летом ребенок получает много ярких впечатлений, больше находится на воздухе, двига...

консультация для родителей "Чтобы лето не прошло даром"

Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, которые занимались с логопедом, и летом нельзя забывать о занятиях. Важно помнить, что сформированные в течение учебного г...