Использование ИКТ в работе с родителями по музыкальному воспитанию
методическая разработка

Руфкина Ирина Сергеевна

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_rabote_s_roditelyami.docx35.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в работе с родителями по музыкальному воспитанию

Воспитатель:  Руфкина И.С.  

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3

  1.  ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ…... 4
  2.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ…………………………………......... 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 11

ВВЕДЕНИЕ

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития — ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, нашу жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ: детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей. Использование различных аудиовизуальных средств (музыка, графика, анимация) обогащает обучающий материал. Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок), следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.

Создание единой современной образовательной среды в области музыкального дошкольного воспитания требует гармоничного проникновения современных информационных и компьютерных технологий в традиционную педагогическую систему.

Если совсем недавно компьютер использовали только для поиска и демонстрации иллюстраций к занятиям, то сейчас ИКТ становится неотъемлемой частью работы с родителями. Информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.

1.ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Итак давайте разберемся, что же такое ИКТ?

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей.

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа, кино, видео, аудио) для достижения педагогических целей. 

ИКТ - это технологии обмена информацией, коммуникации. Под использованием ИКТ подразумевается использование:

- информации в электронном формате: текст, видео, аудио, анимация, изображение;

- информационных носителей: DVD, CD, флэш - память, цифровая фоторамка;

- мультимедиа: игровые компьютерные программы, презентации и другие;

- аудиовизуального оборудования: компьютер, ноутбук, ЖК- телевизор, проектор, интерактивная  доска.

Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повышают качество работы с родителями воспитанников,  помогают педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

Преимущества  использования ИКТ технологий  во взаимодействии с семьями дошкольников заключаются в следующем:

  • минимизируется  время  доступа родителей к информации;
  • родители лучше воспринимают цель коррекционно-развивающего обучения за счет того, что использование компьютерных технологий несет в себе образный тип информации, понятный всем участникам образовательного процесса;
  • у родителей повышается мотивация к работе с ребенком в домашних условиях, за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;
  • реализация принципа обратной связи – важнейшее условие в построении взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников;
  • пропаганда педагогических знаний – обучение родителей –индивидуальная работа родителей с ребенком;
  •  неограниченный объем распространения информационного и учебного материала как в печатном виде, так и на информационных носителях (диск, флэш-карта) ;
  •  эстетика в подаче материала.
  • обеспечивается оперативная осведомленность в вопросах специфики организации   образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребёнка;
  • реализуется возможность продемонстрировать фотоматериалы, связанные с деятельностью ребёнка в детском саду;
  • обеспечивается  индивидуальный  подход к родителям воспитанников;
  •  виртуальный  диалог воспитателя и родителей группы;
  • у родителей  повышается  мотивации взаимодействия с воспитателем детского сада.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

В ДОУ при работе с родителями по музыкальному воспитанию детей  используются следующие  способы и формы  использования ИКТ.

  1. Оформление наглядной информации, консультаций для родителей

С помощью ИКТ может осуществляться подбор иллюстративного материала по музыкальному воспитанию детей  для оформления родительского уголка, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, буклетов, фотовыставок, «шпаргалок», памяток, фотогазет. Красочный  продуманный дизайн подобранного материала привлекает внимание родителей, помогает облегчить восприятие нужной информации и вызывает их на общение.

  1. Электронное сопровождение  (сведения,    протоколы собраний, документация, консультации для родителей и т.д.).  

Достаточно набрать один раз схему, таблицу в документации группы и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. При необходимости файлы можно распечатать или отправить родителям.

  1. Родительские собрания с использованием презентаций, видеофильмов,  слайд-шоу

На собраниях родители знакомятся с возрастными особенностями, уровнем развития и задачами воспитания на данном этапе, с тем, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей. Ненавязчиво даются советы, как лучше устроить уголок, создать домашнюю фонотеку, какие покупать музыкальные игрушки, инструменты и как преподнести их ребенку. Воспитатель рассказывает, какое влияние оказывает музыка на моральные качества и принципы поведения человека, что воздействие музыки подчас бывает более сильным, чем другие средства воспитания. Для более  эффективного взаимодействия ДОУ с родителями является проведение таких тематических родительских собраний с использованием презентаций. Тематика собраний разнообразна: «Воспитание нравственных качеств с помощью музыки»,  «Формы организации музыкальной деятельности вне детского сада», «Развитие музыкальных способностей» и др. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний с использованием ИКТ повышает интерес родителей к вопросам музыкального воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем.

Презентация становится  своеобразным планом собрания, его логической структурой,  используется  на различных  его этапах. Благодаря презентациям   представляется    теоретический материал.

С помощью видеофильмов и  слайд-шоу («Как мы в садике поем», «Музыкально-дидактические игры» и др.) родителям предоставляется  возможность проследить ключевые события из жизни  своих детей в группе и детском саду.

  1. Организация совместного досуга  детей и родителей

Например, в совместном досуге детей и родителей, посвященном Дню матери, присутствующим предлагается посмотреть музыкальный  фотофильм «Моя мама лучше всех». Или поиграть в игру «Знаю ли я своего ребенка?», в которой мамы стараются узнать на видео своего ребенка по  танцевальным движениям, которые он выполняет (ребенок в маске или костюме).

На фестивале военной песни «Героям войны посвящается» выступление родителей и детей сопровождается музыкой военного времени, и кадрами военной хроники, что способствует созданию более проникновенной атмосферы.

  1. Организация онлайн-взаимодействия        
  • Использование электронной почты

Преимущества использования электронной почты заключаются в том, что до родителей можно доносить большой объём информации: консультации и статьи по музыкальному воспитанию дошкольников, сведения о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях, фотоотчеты с мероприятий, осуществлять индивидуальное взаимодействие с семьёй, отправлять  полезные советы и рекомендации по обучению и воспитанию у дошкольников музыкальной культуры и многое другое полезное и интересное.

  • Сотовая  телефонная связь

У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя. Родители детей знают, что они могут позвонить воспитателю, отправить СМС-сообщение, задав волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. Также в группе имеется список всех телефонов родителей. Имеется возможность проинформировать родителей индивидуально об успехах или трудностях ребёнка, дать короткие рекомендации. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.

  • Сайт ДОУ и страничка группы в социальной сети

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативно получить официальную информацию о жизнедеятельности ДОУ, познакомиться с  нормативно-правовыми документами. На данном сайте родители получают:
полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников,
информацию о расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях и многое другое полезное и интересное.
Таким образом, родитель может как можно больше узнать о том месте и о тех людях, которые проводят с его ребенком большую часть дня.

Для эффективного  партнёрского взаимодействия родителей между собой и  педагогами в  неформальной  обстановке может быть создана  страница в социальной сети.  Её наличие несет в себе  информационно-познавательную функцию. Родители сами проявляют инициативу по созданию страницы, активно используют её для обмена фото- и видео - материалами с утренников и других мероприятий детского сада. В свою очередь, совместно с педагогами ДОУ  на странице группы размещаются  групповые консультации по различным темам (музыке, физкультуре, изобразительной деятельности и др.), а также музыкальные файлы (песни, музыкальные композиции). Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности.

  1. Участие в интернет-конкурсах

Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся, оказывает благотворное влияние на развитие музыкально-эстетических вкусов, способствует развитию гармоничной личности. Приоритетное направление конкурсной деятельности – развитие музыкальной культуры, укрепление традиций, поиск новых возможностей в исполнительском искусстве. Современное образовательное пространство сети  Интернет предоставляет возможность участия в  конкурсах различного уровня.

Участие в качественных профессиональных интернет-олимпиадах, викторинах, проектах и т.д. – это эффективный метод интеллектуального развития ребенка. Трудясь над заданиями по конкретному предмету или области знаний, выполняя работы, ребенок систематизирует имеющуюся у него информацию, приобретает новые знания, расширяет свой кругозор. Однако интеллектуальное развитие ребенка – это не единственное направление позитивного воздействия интернет-конкурсов. Участие в дистанционных конкурсных мероприятиях – это еще инструмент конструктивного личностного, социального, творческого развития ребенка. 

Очень важно вовлечение в этот процесс родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс. Детские музыкальные конкурсы, олимпиады, викторины, дистанционно или в режиме онлайн – мероприятия, которые объединяют воспитанников,  родителей и воспитателей, побуждают  к взаимодействию.

.

Важно отметить, что использование ИКТ в работе с родительским коллективом необходимо  продуктивно сочетать и с традиционными способами взаимодействия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя в наше время современных технологий, инноваций. Современные родители - грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретают такие формы взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. А это возможно, если педагоги и родители осведомлены относительно планов и намерений друг друга. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.

           Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе является сегодня одним из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

НО, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения с педагогами, педагога с ребёнком они НЕ МОГУТ И НЕ ДОЛЖНЫ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Белая, К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности // Современное дошкольное образование. – 2011. – № 4. – С. 14 – 16.
  2. Гурьев, С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. – Екатеринбург, 2008.
  3. Комарова Т.С., Комарова И.И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М., 2011.
  4. Пащенко, О.И. Информационные технологии в образовании: Учебное методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 227 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт.
  6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ « Об образовании в Российской Федерации

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы с родителями по музыкальному воспитанию детей

циклограмма работы с родителями по музыкальному воспитанию детей на 2011-2012 учебный год...

План работы с родителями по музыкальному воспитанию в первой младшей группе.

Как организовать работу с родителями по музыкальному развитию детей в первой младшей группе? План работы на учебный год....

План работы с родителями по музыкальному воспитанию

План работы с родителями по музыкальному воспитанию...

«Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию»

Консультация для педагогов  о формах  работы взаимодействия с семьёй....

Консультация для музыкальных руководителей. Формы работы с родителями по музыкальному воспитанию детей.

Консультация для музыкальных руководителей. Формыработы с родителями по музыкальному воспитанию детей....