Консультация в рамках работы клуба "Молодая семья" "Учусь разговаривать"
консультация (младшая, средняя группа)

Кострюкова Инна Алексеевна

Консультация в рамках работы клуба "Молодая семья" "Учусь разговаривать"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchus_razgovarivat.docx91.78 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 78 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Тема: Учусь разговаривать

(консультация в рамках работы клуба «Молодая семья»)

Пальчиковый театр                                                                     

                                                                                      Подготовила:

                                                                      Кострюкова И. А.,

                                                                    учитель-логопед

Саранск, 2021г.

Как научить ребёнка говорить?  

Развитие речи проходит следующие этапы:

  • С рождения дети кричат, выражая тем самым свои эмоции и привлекая внимание взрослых.
  • У 2-3 месячного ребенка появляется «гуление» (произнесение гласных звуков «а», «у», «ы»).
  • В 7-9 месяцев малыши начинают «лепетать» – произносят «ма-ма-ма», «па-па-па», «дя-дя-дя». Родителям может даже показаться, что это и есть первые слова. Но нет, пока это только повторяющиеся слоги.
  • Еще до года, в 10-11 месяцев ребенок начинает подражать речи взрослых, повторяя отдельные звуки.
  • У годовалого малыша появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («мама», «папа», «баба»).
  • В полтора года ребенок может говорить 20-30 слов.
  • В 2 года словарный запас расширяется до 200 слов. Ребенок способен строить фразы из 2-4 слов.
  • Уже в 3 года ребенок знает до 800-1000 слов. В детской речи появляются предлоги для построения коротких фраз.

Если у малыша по мнению врачей все в порядке, но он пока почему-то не разговорился, родители могут помочь стимулировать развитие речи. 

Учимся разговаривать от 0 до 1 года

1. Разговаривайте с малышом лицом к лицу.

Когда разговариваете с ребенком, будет лучше, если ваши лица будут находиться на одном уровне. Так вы сможете наблюдать реакцию на ваши слова и действия. В то же время малыш, видя вашу артикуляцию, сможет понять, как вы произносите различные звуки и слова.  

2. Пойте колыбельные и детские песни, рассказывайте стихи и потешки.

Ритмичное произношение слов будет способствовать гармоничному развитию речи. Уже в год ребенок будет пытаться повторять звуки за вами.

3. Комментируйте все.

Называйте предметы, которые попадают в поле зрения ребенка, озвучивайте свои действия. Таким образом вы расширите пассивный словарный запас малыша, и он постепенно заговорит предложениями.

4. Говорите тонким мелодичным голосом.

Согласно исследованиям, именно такой стиль привлекает грудничков, помогает им изучать язык и развивать социальные навыки.

5.  Не пытайтесь упрощать слова.

Называя машину «бибикой», а лошадку «иго-го», вы только усложняете и замедляете развитие речи. Ребенку будет труднее соотнести предмет и слово, а позднее ему придется переучиваться с «сюсюкающего» языка на «человеческий». Разговаривая с ребенком, произносите слова правильно и четко.

Учим разговаривать ребенка 1-2 лет

К первому году у ребенка накапливается пассивный словарный запас. Это те слова, которые ребенок знает, понимает, но не произносит. Малыш уже может найти названный вами предмет глазами, показать на него ручкой,  выполнить какое-то озвученное вами действие. Значит, пассивный словарь есть, нужно его пополнять, расширять и постепенно переводить в активный. Как помочь ребенку запомнить новые слова?

1. Читайте книги.

Один из самых эффективных методов увеличения пассивного словаря – чтение детских книг. Конечно, нужно еще постараться заставить непоседу вас слушать. Поэтому выбирайте время спокойного досуга, перед сном или по желанию ребенка. Книги с яркими картинками обязательно заинтересуют малыша.  

2. Проговаривайте потешки.

Сопровождайте ежедневные режимные процедуры проговариванием потешек и коротких стишков. Простые ритмичные тексты, под которые вы будете умываться, одеваться, кушать и прочее, сделают процесс более организованным и закрепятся в памяти ребенка.

3. Используйте иллюстрации.

Для знакомства со словами, которые редко используете в повседневной жизни (названия животных, растений), используйте книжные иллюстрации и карточки-лото. Вам будет проще объяснять, а ребенку воспринимать не только на слух, но и визуально.

4. Используйте все части речи.

Рассматривая картинки, не забывайте проговаривать глаголы и прилагательные. Часто родители делают акцент исключительно на существительных (солнышко, собачка, кошечка). Но для построения грамотной понятной речи ими не обойтись. Разговаривать с ребенком нужно полными предложениями, тогда с большей вероятностью и речь малыша будет правильной.

5. Описывайте все, что видите.

Как можно подробнее описывайте предметы, пейзажи, природные явления, людей, события – все, что наблюдаете вместе с ребенком. При этом не ленитесь объяснять значение новых для ребенка слов. Учить говорить можно даже во время прогулки. Это будет не менее эффективно, чем целенаправленные занятия по развитию речи.

6. Учитесь, играя.

Предлагайте ребенку интерактивные игрушки, пальчиковый театр, это поможет вести диалог, петь песни и рассказывать сказки. Играя, ребенок будет в непринужденной атмосфере пополнять свой словарный запас новыми выражениями.

 

Учим речи детей 2-3 лет

Нередко родителям случается замечать, что ребенок отлично понимает, что ему говорят, выполняет даже сложные просьбы, но сам при этом предпочитает молчать. «Все понимает, а сказать не может», – недоумевают мамы. Как быть в такой ситуации? Как правильно и мягко стимулировать развитие речи ребенка в 2-3 года?

Прежде всего убедитесь, что обстановка, окружающая малыша, способствует общению. Есть игрушки и предметы, о которых можно рассказать, ребенок получает новые эмоции, которыми можно поделиться со старшими. Рядом находится взрослый, который готов терпеливо и заинтересованно слушать «детский лепет», а не вести монолог в режиме радио, телевизор не работает без умолку. Если эти условия выполнены, можно переходить к приемам активации речи.

1. «Договаривание».

Читая знакомое стихотворение, сказку или просто задавая малышу вопрос, выдержите паузу. Если он сам не попытался продолжить, помогите ему, назвав первый слог или несколько слогов слова.

2.  «Я тебя не понимаю».

Мамы понимают детей без слов, и малыши часто этим пользуются. Зачем говорить, если можно показать пальчиком, и мама подаст все, что нужно? Не реагируйте молниеносно на такие «молчаливые» просьбы. Сделайте вид, что не понимаете и переспросите, задав открытый вопрос («Ты хочешь яблоко или банан?»). Таким образом ребенку придется говорить, чтобы получить желаемое. Это поможет перешагнуть «языковой барьер» и будет стимулировать развитие речи.                                                                                                                                                                   

3.  «Обсуждение».

После прочтения книги спросите, что понравилось, запомнилось, как бы ребенок поступил на месте героя. Задавайте наводящие вопросы, спрашивайте мнение. Если ответ ребенка состоит всего из несколько слов, подайте пример: ярко и красочно перескажите сюжет, дайте характеристику персонажам, расскажите, чему учит книга и так далее. Так ребенок поймет, что еще можно говорить, и с каждым разом его рассказ будет становиться более полным.

4. «Сравни игрушки».

Посадите рядом две игрушки и попросите малыша сравнить их по разным характеристикам. В ходе игры вы можете научить ребенка описывать предметы, называть их цвет, размер, фактуру, что умеет делать, что любит кушать.

5.  «Раскладываем целое на части».

Рассматривайте вместе предмет и подробно описывайте, из чего он состоит. Например, у комнатного растения есть веточки, листочки, корни, цветочки, растет он в горшке. Собирая конструктор, озвучивайте каждый элемент.

Регулярно пополняя свой лексикон, ребенок научиться правильно разговаривать и ясно выражать свои мысли. Это поможет в учебе, в общении со сверстниками, и во взрослой жизни.

6. Развивайте мелкую моторику 

Помогают малышу развиваться классические пальчиковые игры.  

1. «Сорока»

2. «Пальчик-пальчик, где твой домик?»

3. «Ладушки»

Эти простые упражнения стимулируют нервные окончания на пальцах и ладошках, что положительно сказывается на речевой функции. Уделяйте занятиям 5-7 минут в день. Малышу наверняка будет интересно:

Желаем успехов!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка – дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями,  не предоставляется им столь значимым, как наприм...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка – дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями,  не предоставляется им столь значимым, как наприм...

Консультация в рамках работы по профилактике безнадзорности детей дошкольного возраста «Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в ДОУ»

Консультация в рамках работы по профилактике безнадзорности детей дошкольного возраста«Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в ДОУ»...

Консультация для родителей. В кругу семьи «Учим любить зиму».

Вот вечер тучи нагоняя, Вздохнул,завыл, И вот сама Идёт волшебница зима! Пришла, рассыпалась, Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брела с недвижною рек...

Консультация для родителей в рамках работы консультационного пункта "Учитесь у детей"

Консультация для родителей, чьи дети не посещают детский сад...

Познавательное развитие дошкольников в рамках работы с семьей

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие"....