Статья на тему: "Как помочь ребенку с синдромом дефицита внимания?"
статья

Орлова Любовь Андреевна

Синдром дефицита внимания или СДВ — это неврологическое и поведенческое расстройство, которое встречается у 5-20% людей в разных странах мира: как детей, так и взрослых. Статистика в этом случае необъективна, поскольку в ряде стран ученые попросту не считают СДВ достойным лечения или академического изучения. Считается, что 30% детей с таким диагнозом перерастают, либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни.

Синдром дефицита внимания больше распространен среди мальчиков и чаще всего сопровождается гиперактивностью. А вот у девочек его диагностировать сложнее, поскольку они, как правило, спокойнее и уравновешеннее..

 От выбора стратегии воспитания зависит, перерастет ребенок это заболевание или нет.

  Не стоит бояться диагноза «синдром дефицита внимания», он вовсе не говорит о том, что ваш ребенок отстает в развитии. Просто ему необходим особый подход, чтобы преодолеть те симптомы, которые мешают ему адаптироваться к жизни и обществу. Если уделить этому заболеванию должное внимание в детстве, у вашего ребенка есть большой шанс его перерасти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Синдром дефицита внимания или СДВ — это неврологическое и поведенческое расстройство, которое встречается у 5-20% людей в разных странах мира: как детей, так и взрослых. Статистика в этом случае необъективна, поскольку в ряде стран ученые попросту не считают СДВ достойным лечения или академического изучения.

Считается, что 30% детей с таким диагнозом перерастают, либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни. Синдром дефицита внимания больше распространен среди мальчиков и чаще всего сопровождается гиперактивностью. А вот у девочек его диагностировать сложнее, поскольку они, как правило, спокойнее и уравновешеннее.

Вопреки расхожему мнению дети с СДВ не отличаются низким интеллектом, однако, им намного сложнее реализовать свой потенциал без использования надлежащих методов коррекции.

Действительно, на первый взгляд синдром дефицита внимания не кажется серьезной проблемой, однако, уже в старшем дошкольном возрасте у ребенка начинаются проблемы с социальной адаптацией в детском саду. Он неусидчив и рассеян, не может сконцентрироваться на одном виде деятельности дольше 3-5 минут, в то время как сверстники способны заниматься все 10-15.

В школе проблема усугубляется — ребенку сложно высидеть урок, он с трудом воспринимает новую информацию и не может поспеть за темпом обучения других ребят. Если ему не удалось попасть в «позитивную» статистику и перерасти симптомы СДВ, в будущем он может быть подвержен:

  • трудностям с усвоением информации;
  • снижению мотивации в учебе, полному игнорированию тех предметов, что даются ему сложнее всего;
  • низкой самооценке, неуверенности в себе, так как будет реально отставать в учебе от одноклассников;
  • повышенной тревожности, которая придет на смену избыточной двигательной активности;
  • возникновению тиков — повторяющихся мышечных подергиваний;
  • депрессии, которая может проявляться в расстройстве сна, меланхолии и безразличию к традиционным детским развлечениям.

Во взрослой жизни синдром дефицита внимания проявляется несколько сдержаннее, ведь человек во многом приспособился к особенностям своей психики. Люди с СДВ часто отмечают у себя следующие симптомы:

  • неустойчивость внимания — им сложно выполнять повседневные дела (вовремя оплачивать счета, принимать лекарства, делать уборку и т.д.), в то же время они хорошо концентрируются на интересующей их новой информации (технике, видеоиграх, острых социальных проблемах);
  • отсутствие самоконтроля — им свойственно сначала говорить, а затем думать, они импульсивны, что нередко становится причиной конфликтов с окружающими людьми;
  • неорганизованность, неспособность к долгосрочному планированию;
  • рассеянность, неумение абстрагироваться от раздражающих факторов во время выполнения конкретной работы.

Как видите, синдром дефицита внимания гораздо серьезнее классических возрастных кризисов. В первую очередь он требует диагностики у специалиста и определения соответствующих методов коррекции: педагогического и медикаментозного.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — самый распространенный тип СДВ. Таких детей невозможно усадить за парту, им нужно прыгать и бегать до седьмого пота, но этим клиническая картина не ограничивается.

Детям с СДВГ характерны:

  • быстрая и громкая речь — ребенок не дослушивает вопрос, сразу давая на него ответ;
  • неграмотная речь — он так торопится говорить, что теряет окончания слов и пропускает целые слова в предложении;
  • поспешная речевая реакция — сначала говорит, а потом думает над сказанным;
  • бесцельность физической активности — потребность в движении очень высока, но лишена какой-либо цели, то есть ребенок не забивает мяч в корзину или в условные ворота, а просто бегает кругами;
  • бег вместо ходьбы — даже прогуливаясь по магазину ребенок делает это вприпрыжку;
  • выразительная мимика, частая смена эмоций на лице без видимой на то причины (гнев-удивление-радость-страх и т. д.);
  • отсутствие инстинкта самосохранения — не задумываясь выбегает на дорогу, лед, взбирается на опасную высоту.

Как помочь ребенку с синдромом дефицита внимания?

 Говоря о лечении синдрома дефицита внимания имеют в виду методы его коррекции, в том числе медикаментозные, которые в значительной степени снижают проявление ключевых симптомов и позволяют приблизить развитие ребенка к возрастной норме.

Немедикаментозные способы лечения СДВ

В зависимости от клинической картины пациента с синдромом дефицита внимания и его возраста специалисты назначают немедикаментозные способы лечения или коррекции.

Физиотерапия и массаж воротниковой зоны — назначается детям с родовыми травмами головы и шейного отдела позвоночника. Массаж, гимнастика позвоночника и физиопроцедуры (инфракрасное прогревание) назначаются после обследования, в том числе рентгенологического. Результат — восстановление кровообращения в шейном отделе, нормализация внутричерепного давления.

БОС-терапия (метод биологической обратной связи) — нормализует биоэлектрическую активность мозга, то есть способность его отделов посылать нервные импульсы к нейронам всех систем организма. Такая терапия устраняет саму причину СДВ.

На теле ребенка закрепляются специальные датчики, отражающие его биоритмы. Умственная и физическая активность вызывает их колебания. Ребенку предлагаются задания, за правильное выполнению которых запускается звуковое или зрительное подкрепление (сигнал или картинка). Процедура пользуется успехом у детей, в то же время оказывая мощный терапевтический эффект.

Психотерапия — призвана помочь ребенку с синдромом дефицита внимания принять свои особенности и адаптироваться к окружающему миру и социуму. Специалист через игру показывает пациенту, какое поведение стоит выбирать в разных ситуациях: в магазине, в школе, на детской площадке или дома с родителями. Дополнительно отрабатываются упражнения на повышение концентрации внимания, усидчивости, развития памяти, снижения импульсивности и т. д.

Психотерапия — один из наиболее эффективных способов коррекции СДВ, однако, положительный эффект достигается на протяжение длительного периода — от 2 месяцев и более.

Семейная терапия — в ходе беседы с родителями специалист объясняет особенности развития и поведения ребенка с синдромом дефицита внимания, рассказывает, как можно и как нельзя воздействовать на него, дает советы по организации занятий и досуга, подбирает игры и учебные пособия.

Арт-терапия: лепка, песок, рисование, игра на музыкальных инструментах, дыхательные и медитативные практики — все это призвано снизить тревожность, развить усидчивость и самоконтроль, раскрыть таланты и повысить самооценку ребенка.

Советы родителям детей с СДВ

Важность участия квалифицированного специалиста в диагностике и коррекции синдрома дефицита внимания высока, однако, основная работа ложится на плечи родителей. От выбора стратегии воспитания зависит, перерастет ребенок это заболевание или нет. Рекомендации, которые стоит соблюдать:

  • позаботьтесь о сбалансированном питании — включите в рацион продукты, богатые белком, а также йодом, цинком и магнием, сведите к минимуму употребление быстрых углеводов, вы заметите, как снизится уровень гиперактивности вашего ребенка;
  • давайте ребенку «выпустить пар» — он будет более усидчив во время уроков;
  • учитывайте цикличность работы мозга детей с СДВ — они не способны воспринимать информацию дольше 7-10 минут (а иногда и меньше), поэтому «выжимайте» из своего ученика по максимуму в начале занятия, а не в конце, чаще устраивайте перерывы для физической активности;
  • во время занятий исключайте все раздражающие факторы, чтобы ему было легче сконцентрироваться на основном;
  • не ставьте непосильных задач — давайте четкие короткие задания, постепенно увеличивая уровень сложности;
  • не забывайте хвалить ребенка даже за самые незначительные достижения, самооценка — его слабое место;
  • чаще говорите ему слова любви и поддержки, старайтесь больше времени проводить вместе;
  • установите строгий распорядок дня, с малых лет приучайте к порядку в доме — детям с СДВ очень важно быть организованными, это упростит их адаптацию в обществе;
  • учите планированию — этот процесс дается им с большим трудом;
  • не перегружайте ребенка занятиями, отдых и здоровый сон – важные элементы в процессе восстановления нервной системы;
  • не забывайте отдыхать и сами — отдых снизит стресс и обеспечит вам прилив сил, бодрости и позитива;

Не стоит бояться диагноза «синдром дефицита внимания», он вовсе не говорит о том, что ваш ребенок отстает в развитии. Просто ему необходим особый подход, чтобы преодолеть те симптомы, которые мешают ему адаптироваться к жизни и обществу. Если уделить этому заболеванию должное внимание в детстве, у вашего ребенка есть большой шанс его перерасти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе «Б» группе. Тема: «Как помочь ребенку стать учеником.»

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе «Б» группе.Тема: «Как помочь ребенку стать учеником.»...

консультация для воспитателей: "Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"

Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ) проявляется у де­тей не свойственной для нормального развития им­пульсивностью, двигательной расторможенностью,...

консультация для воспитателей: "Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"

Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ) проявляется у де­тей не свойственной для нормального развития им­пульсивностью, двигательной расторможенностью,...

Шпаргалка для родителей. Как помочь ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Помощь гиперактивному ребенку – это очень сложный процесс, и много подводных камней встретится на пути к полному выздоровлению.Рекомендации помогут родителям построить взаимоотношения с ребенком...

Как помочь ребёнку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Как помочь ребёнку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности...