Как помочь ребёнку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Как помочь ребёнку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 456.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: Обучающие: Раскрыть актуальность технологии как одной разновидности мнемотехники , познакомить с особенностями этой технологии Дать рекомендации педагогам по использованию пособия “ Волшебные колечки” при заучивании стихотворений . Развивающие : Популяризация инновационных идей , технологий , находок педагога ; Повышение эффективности образовательного процесса , путём использования инновационных методов работы . Воспитательные : Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии . Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире, сотрудничать с ним, оказывать максимально эффективную логопедическую помощь вполне посильная задача. Часто ли нам встречаются дети, способные усидеть спокойно на месте, не задавая тысячи вопросов и, не откручивая параллельно очередную деталь от машинки. Непоседливость, любознательность, подвижность - нормальная черта поведения ребенка, особенно младшего возраста. В последние годы отмечается значительный рост количества детей, чьи трудности в воспитании и обучении, речевом развитии связаны с такими психологическими особенностями, как гипервозбудимость , двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность - признаками, по определению Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), характеризующими Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Все основные характеристики внимания : концентрация , переключение , устойчивость , распределение , объём - у таких детей развиты ниже условно возрастной нормы . Также у детей с синдромом гиперактивности , отмечают нарушения восприятия и памяти . Речевое развитие гиперактивных детей зачастую не соответствует возрасту . Могут быть различные нарушения звукопроизношения , недоразвитие фонематических процессов , общее недоразвитие речи , тахилалия , заикание . Дети с нарушениями речи , отягощенными диагнозом СДВГ, требуют к себе особого внимания . Логопед работает над звуковой стороной , общим развитием речи , обязательно учитывая также нарушение координации движений , недостаточное развитие мелкой моторики рук , неразвитость чувства ритма , сниженный уровень развития вербальной памяти , внимания , восприятия , чем у детей того же возраста с нарушениями в развитии речи без гипердинамичности . Речевые расстройства у детей с СДВГ требуют более тщательного подбора методов коррекционной работы . Коррекционная работа в своей основе предусматривает использование большого количества повторяющихся упражнений , требующих от ребенка сосредоточенности и усидчивости . А гиперактивные дети неохотно выполняют задания , кажущиеся им скучными , неоднократно повторяющимися , трудными , не приносящими удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями .
При работе с детьми с СДВГ, ничего , кроме вреда , не могут принести призывы к ребенку « сосредоточиться », « взять себя в руки », « не отвлекаться », бесполезной тратой времени будут и попытки уговорить или заставить такого ребенка « сидеть спокойно » и « не вертеться », когда ему что-то читают , рассказывают или иным образом занимаются с ним . Вся беда в том , что как раз сосредоточиться гипердинамический ребенок категорически не может . Усаженный на занятия , он уже через пять минут рисует в тетрадке , катает по столу машинку или просто смотрит в окно . Еще десять минут спустя ему очень захочется пить , есть и так далее . Он бесконечно вертится на месте , отвлекается и болтает . Как же помочь такому ребенку и сделать работу с ним максимально эффективной? .
Во –первых необходимо обратиться к логопеду . Логопед проводит как групповые , так и индивидуальные занятия с данной категорией детей , но все же предпочтительнее индивидуальная форма проведения занятий . Ребенку индивидуальные занятия помогают максимально раскрыться , а логопеду - подобрать наиболее эффективный способ индивидуальной коррекции . Логопед должен почувствовать ребёнка , « поймать общение на одной волне », чтобы в дальнейшей работе исходить из его потребностей и возможностей . Педагогу важно и нужно выявить интересы ребёнка : например , одному ребёнку нравятся игры соревновательного характера , другому игры с таймером , третьему настольные игры и, исходя из выявленных интересов , планировать занятия , тем самым , вызывая у ребёнка позитивную мотивацию в занятиях . Это самый главный , основополагающий принцип , который должен использоваться при проведении логопедических занятий с дошкольниками с СДВГ. Положительная мотивация к занятиям достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств ) в отношении к процессу деятельности , к педагогу , с которым ребенок имеет дело . Это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к их совместной деятельности , выражения веры в силы и возможности ребенка , одобрения , помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности .
Не менее важный аспект - сформировать ритуал занятия . Этапы занятия должны быть чётко обозначены, понятны, интересны для ребенка, повторяться на каждом занятии. Меняются только задания. Необходимо также отработать правильную последовательность выполнения заданий. Педагоги часто рекомендуют начинать работу с самого сложного задания, а потом переходить к легким. Но для данных детей это недопустимо. Столкнувшись сразу в начале работы с трудностями, ребенок, образно говоря, «опустит руки» и полностью потеряет и без того невысокую сосредоточенность и готовность к работе . Помните : гиперактивные дети любят делать то, что у них получается. Трудности их вовсе не стимулируют и не воодушевляют!
! Поэтому начинать нужно с самого легкого задания , с того , которое у ребёнка обязательно получится . Дальше нужно переходить к более трудным , достигая максимального уровня сложности приблизительно к середине занятия . Заканчивать нужно опять же чем-нибудь легким . А под конец можно повторить что-нибудь из уже известного . При такой расстановке сил у ребенка останется ощущение успешности занятия в целом . При проведении занятий с данной категорией детей необходимо предлагать ребёнку больше игр на развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса , давать ребёнку выплеснуть свою энергию с помощью различных шуршащих , гремящих пособий . Не « ломайте » ребенка , а исходите из его особенностей !
Правила для родителей при работе с гиперактивными детьми: Не ожидайте всего и сразу . Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания , но и общепринятого поведения во время занятий . Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка : вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий . Контролируйте ребёнка с СДВГ , так как ему сложно контролировать себя , то он нуждается во внешнем контроле . Очень важно , чтобы педагог и родитель при выставлении внешних рамок из « можно » и « нельзя » был последователен . Также необходимо учитывать , что ребенок не способен долго ждать , поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя . Поощряйте ребенка сразу же , не откладывая на будущее , используя те способы , которые ему больше всего нравятся . Не требуйте аккуратности в начале работы , для того , чтобы сформировать чувство успеха . Оценивайте работу ребёнка , используя различные оценки ( солнышко , звёздочку и т. п.), так как , получив хорошую оценку , ребенок понимает : сегодня он молодец . Он доволен собой и хочет еще раз выполнить получившееся упражнение . А педагогам и родителям только этого и нужно , для закрепления результата . Используйте тактильный контакт ( элементы массажа , прикосновения , поглаживания ). Давайте короткие , четкие и конкретные инструкции . Делите работу на более короткие , но более частые периоды . Использовать физкультминутки . При работе с гиперактивными детьми, нам нужен устойчивый положительный результат! Ведь его успех - это и наш успех тоже!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Данное занятие является частью программы "Маленькие непоседы", которая разработана педагогом-психологом ДОУ....
ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих ...
Рекомендации для педагогов, обучающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Рекомендации для педагогов, обучающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью...
Индивидуальный план работы с родителями на год "Ребёнок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью"
Гиперактивный ребёнок, как никто другой, требует внимание взрослых и чуткого отношения к нему, поскольку он очень эмоционален и решителен. Главная цель педагогов дошкольного учреждения - профессиональ...
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Материал содержит понятие о СДВГ и его причинах, освещает особенности гиперактивных детей и способы эффективного взаимодействия с ними. Практическая часть знакомит со способами диагностики данного син...
Методическая разработка по теме: «Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» «Коррекция поведения ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с помощью игр из фетра»
Коррекция поведения ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с помощью игр из фетра...
Шпаргалка для родителей. Как помочь ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Помощь гиперактивному ребенку – это очень сложный процесс, и много подводных камней встретится на пути к полному выздоровлению.Рекомендации помогут родителям построить взаимоотношения с ребенком...