Взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании на народных традициях
статья (старшая группа)

Ойношева Аня Ивановна

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения, оно многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать культурно-исторические ценности своей родины

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании на народных традициях.

Автор Ойношева А.И, воспитатель

Аннотация. Статья посвящена вопросам нравственного развития дошкольников в семье. Автор рассматривает воспитание детей как процесс творческий и процесс двуединый, где происходит не только формирование личности воспитанника, но и личности воспитателя (родителей).
Ключевые слова: нравственная культуранравственное воспитание, народные традиции, взаимосвязь семьи и ДОУ, развитие личности. 

Сегодня перед человечеством встала проблема нравственного оздоровления общества. Огромная сложность решения этой проблемы поставила перед дошкольными образовательными учреждениями  задачу более активного использования всех средств, форм и методов нравственного воспитания, особенно народной педагогики, поиска нового типа взаимосвязи с семьей.

Основной базой нравственного развития дошкольников является семья, где у ребенка формируется социально-ценностная способность к сопереживанию и сочувствию. Эффективность нравственного воспитания детей в семье в значительной степени зависит от педагогической грамотности родителей.

Работа по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на лучших алтайских  народных традициях мы построили по принципу взаимопроникновения двух социальных институтов - семья и ДОУ, при этом выделили две формы их взаимодействия: коллективную и индивидуальную. Одним из важнейших условий эффективности использования алтайских народных традиций в нравственном воспитании дошкольников являются педагогическое просвещение родителей и реализация программы совместной воспитательной деятельности семья и ДОУ.

Какие требования предъявляет алтайская народная педагогика родителям и старшим в семье, чтобы они могли предстать перед детьми положительным нравственным примером?

Прежде всего – создание положительного нравственного настроя в семейных взаимоотношениях родителей и старших. Как правило, он отличается обоюдным уважением и дружбой родителей.

С целью педагогического просвещения родителей, мы использовали следующие формы работы: семинары по ознакомлению с алтайскими народными традициями, обычаями, праздниками; общие и групповые родительские собрания, где изучается передовой опыт воспитания детей в семье; совместная кружковая работа с родителями по изучению народных ремесел; участие родителей и родственников детей в организации и проведении детских праздников с привлечением элементов алтайских народных традиций.

Использование таких форм работы с родителями дает возможность расширять их знания в области нравственного воспитания детей в семье и развивать их педагогические умения: правильно организовать быт и жизнедеятельность детей в семье; общаться с ними, учитывая возрастные и индивидуальные особенности; успешно использовать методы семейного воспитания в различных ситуациях.

Воспитание детей – процесс творческий и процесс двуединый: в нем происходит не только формирование личности воспитанника, но и личности воспитателя (родителей)

Взаимодействие семьи и ДОУ должно строиться на следующих основных принципах:

- единство в работе семьи и ДОУ по нравственному воспитанию детей на прогрессивных народных традициях;

- взаимодоверие в отношениях между педагогами и родителями, укрепление авторитета родителей, педагога в семье, родителей в ДОУ;

- взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников;

- изучение лучшего опыта и традиций воспитания детей в семье, его пропаганда среди широкого круга родителей, использование в работе ДОУ прогрессивных методов семейного воспитания;

- использование разнообразных форм работы семьи и ДОУ в их взаимосвязи;

- планомерное осуществление связи семьи и ДОУ в течение всего года с учетом задач и содержания воспитательно-образовательной работы с детьми.

Предполагаемый результат работы :

- разработка методических рекомендаций для педагогов по ознакомлению детей с национальной культурой

- разработка методических рекомендаций для родителей по национальному воспитанию дошкольников средствами народной педагогики

-подбор и система тестирования психолого-педагогического и иллюстративного материала по теме. Разработка конспектов, занятий, досугов, праздников.

Использование народных традиций в семейном воспитании способствует семейная подготовка родителей и детей к народным старинным праздникам, таких как в алтайском народе: « Чага байрам», « Эл-ойын», « Дылгайак», « Кумужек», « Кок бору»  и др.

Таким образом, приобщая детей к истокам народной культуры в семье, в ДОУ, поддерживая их интерес, мы развиваем личность ребенка, воспитываем патриотические чувства к своей многонациональной Родине. Эти чувства воспитываются постепенно, но остаются с ребенком на всю жизнь. 

Ссылки на источники

  1. Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года:Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов /Под.ред. Т.И.Оверчук,М.,2004.С.13-22.
  2. Е.Н.Тобоева , О.Ф.Шадрина «Реализация этнокультурной составляющей образования в дошкольных образовательных учреждениях», Горно-Алтайск,2012 г
  3. Т.Ф. Бабынина, И.З. Хабибуллина, Н.И. Харисова.   Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно- исторического опыта. − Казань, 2010.
  4. Островская Л.Ф. Поведение – результат воспитания /Дошкольное воспитание.-№5-1997.-С.23-25.

Список литературы

  1. Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года:Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов /Под.ред. Т.И.Оверчук,М.,2004.С.13-22.
    2.Педагогический  вестник Республики Алтай № 14, 2009г, «Воспитание дошкольников на народных традициях»
    3. Т.Ф. Бабынина, И.З. Хабибуллина, Н.И. Харисова. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно- исторического опыта. − Казань, 2010.
    4. Островская Л.Ф. Поведение – результат воспитания /Дошкольное воспитание.-№5-1997.-С.23-25
  1. Е.Н.Тобоева , « Суунчи» ( «Радость»),2008г, Горно-Алтайск


Предварительный просмотр:

Воспитание у дошкольников культуры семейных традиций в условиях ФГОС в ДОУ

Автор: Ойношева А.И, воспитатель вкк

Организация: СП ДОУ « Кырлыкский детский сад»

Населенный пункт: Республика Алтай,Усть-Канский район, с.Кырлык

Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передаче духовных и художественных ценностей. ДОУ и семья – первые социальные институты для детей дошкольного возраста, которые являются носителями и трансляторами традиций духовно – нравственного воспитания.

Решающая роль в формировании личности ребенка принадлежит семье, которая выполняет важные социальные функции, передавая язык, нравы, обычаи и традиции, духовные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта семьи способствуют сохранению семейных традиций и обычаев. К числу важнейших субъективных условий, оказывающих влияние семьи и домашнего общения на воспитание детей, относятся семейные традиции.

Семейные традиции – большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между всеми членами семьи. Учитывая это, родители должны развивать и возрождать семейные традиции. Ведь именно традиции выступают основой воспитания детей.

Однако, современная семья утратила многие из добрых старых традиций, выполняющих воспитательные функции. Это относится в первую очередь к городской семье, живущей достаточно изолированно даже от близких родственников, соседей, друзей. Отсутствие такого важного фактора, как постоянное общение детей друг с другом, взрослыми, родителями в играх, на праздниках, не позволяет ребенку в должной степени адаптироваться к социуму, накопить опыт социальных отношений

Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя образцам деятельности, без которой немыслимо ее развитие. Различные типы образцов воспроизводятся каждым поколением и регламентируют создание новой семьи: супружеские и родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, организацию досуга.

А поскольку семья и ее ценности представляют собой элементы культуры, то любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье.

Семейные традиции имеют свои специфические особенности. Родство и семья неразрывно взаимосвязаны. Семейно – родственные связи и отношения служат одним из важнейших каркасов построения культуры. Они функционируют в качестве механизмов передачи любви, доброты, жалости, взаимопонимания, готовности прийти на помощь близкому человеку. Именно через них многовековой опыт, традиции и обычаи передаются от старших поколений младшим.

Потенциал семьи как общезначимой социокультурной ценности безграничен. В основе традиции лежит какая – либо идея, ценность, норма, опыт семьи. В зависимости от ценностей и норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о созидательных и разрушительных, конструктивных и неконструктивных, истинных и мнимых традициях.

Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребенка идет более успешно.

Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.

На следующем этапе духовно – нравственного воспитания дошкольников на помощь семье приходит детский сад.

В ДОУ продолжается работа по приобщению детей к алтайским культурным и семейным традициям.

Основной целью в работе нашего дошкольного учреждения по данному направлению является развитие познавательного интереса у дошкольников и формирования у них представлений о жизни предков, специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей.

Ознакомление детей с семейной традиционной культурой начинается со знакомства с культурой и традициями алтайского  народа (традиция отмечать семейные праздники « Койу кочо», « Чага байрам», « Дылгайак» итд ). В ходе работы закрепляются знания детей о названии родной страны, культуре (устном народном творчестве, декоративно – прикладном искусстве), уточняются представления дошкольников о традициях, о которых им рассказывали, читали в сказках, которые они знают по опыту своих семей. Полученные знания дети закрепляют и дополняют в процессе сюжетно – ролевых игр: договариваются о ролях, совместно определяют содержание сюжета, более полно и подробно раскрывают отношения между членами семьи и родственниками.

Таким образом  у дошкольников изменились представления о семье, семейно – родственных отношениях, традициях, что способствует углублению и расширению их интереса. Содержание семейной традиционной культуры богато и разнообразно, часть его может быть адаптирована к освоению детьми дошкольного возраста и служить основой для развития их интереса к познанию окружающего.

Обогащение содержания семейной традиционной культуры способствует полноценной организации семейной жизнедеятельности, взаимопониманию членов семьи, вводит детей в мир социальных отношений, субъектом и объектом которых они являются. Все это вызывает у них эмоциональный отклик.

Усвоение исторической основы семейных традиций облегчается благодаря возможности воспринимать их на примере собственной семьи и ее родословной.

Использованная литература:

  1. Зернова Н.Г. Мы живем в России./ Москва 2008.
  2. Пастухова И.И. « Семейный клуб в детском саду». Дошкольное воспитание № 4-2008г.
  3. Ривина Е.К. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной».
  4. Яркова О.Н. «От счастья ключи в семье ищи». Дошкольное воспитание № 2-2010г
  5. Е.Н.Тобоева,» Кунеш» ,2015г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры"

Консультация о формировании духовно-нравственных чувств у детей  старшего дошкольного возраста на традициях народной культуры....

Мультимедийная презентация по духовно нравственному воспитанию дошкольников. "Народные традиции. Пасха."

Приближается самый светлый праздник Пасха. Дети очень любят его, но, возможно не до конца понимают. Как рассказать детям о Пасхе? Познакомьте малыша с историей возникновения п...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребе...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культурыДуховно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культуры...

Конспект НОД по духовно нравственному воспитанию "Русские обычаи, традиции и народное творчество".

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо духовно нравственному  воспитанию с детьми        второй младшей группы    «Русские...

Взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании на народных традициях.

Данная статья написана для учителей, воспитателей, студентов и педагогов дополнительного образования....

Взаимодействие с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через традиции народной культуры.

В статье описывается просветительская  работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через традиции народной культуры. Проблема духовно-нравственного воспитания детей актуа...