Главные вкладки

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры
    статья (средняя группа) на тему

    Харук Ирина Леонидовна

    В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon haruk_i.l._duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования администрации

    Гурьевского муниципального района

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Улыбка»  города Гурьевска»

    И.Л.Харук

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях

    русской народной культуры

    Статья

                                 

             

         

    Гурьевский муниципальный район

                                                                2013

    Автор-составитель Харук Ирина Леонидовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №17 «Улыбка» города Гурьевска»  

                     

    Харук, И.Л. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях

    русской народной культуры [Текст]: статья / И.Л. Харук. – Гурьевск: МБДОУ «Детский сад № 17«Улыбка» города Гурьевска», 2013.-  3 с.

    В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

    В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформирована высшая цель образования – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

    Может возникнуть вопрос: почему в ХХI веке, веке современных компьютерных игр и технологий, ставится такая цель?

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

    Наиболее благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего коллектива.

    Понимая значимость данной проблемы, более 20 лет наш детский сад работает в направлении воспитания дошкольников.

    В соответствии с этим в детском саду реализуется система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

    Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

    Реализация цели достигается решением следующих задач:

    1. приобщать детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям;
    2. формировать гражданское самосознание, любовь к Родине и русскому народу;
    3. охранять и укреплять душевное, духовное и физическое здоровье детей;
    4. заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
    5. воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

    Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

    Учитывая это, мы построили свою работу так, чтобы максимально приобщить детей и их родителей к истокам русской народной культуры.

    Система работы имеет четыре раздела, которые связаны между собой одной идеей, целью и задачами, которые взаимообогащают и дополняют друг друга.

    В основе раздела «Круглый год»  лежит традиционный для русской культуры земледельческий календарь, отражающий ритм годовой жизни природы и человека в их естественном единстве. Важным ориентиром является и православный календарь, как источник духовного обогащения. Сюда же входят значимые даты исторического календаря. Чередование будней и праздников календаря, основанного на цикличности хозяйственно – обрядовой   деятельности   народаучит  детей строить свою жизнь  в согласии  с природой  и друг с другом в течение года. Разработан цикл мероприятий и познавательно-развлекательных занятий по народным календарным праздникам: от посиделок и вечерок у самовара – до новогодних и рождественских встреч, Вербного Воскресения, Пасхи, Красной Горки, Кузьминок, Осенин.

    Раздел «Семейный круг» дает возможность не просто представить детям факты культуры традиционного семейного лада, но перенять бесценный опыт народного педагогического мастерства и наполнить повседневную жизнь детского сада теплотой семейного очага.     В основе этого блока  лежит освоение детьми дошкольного возраста в  игровой форме ценностей традиционной  семейной культуры. Материал этого раздела способствует развитию и поддерживанию в детях любви, уважительного отношения к родителям, дедушкам, бабушкам. На примере собственного младенчества детям показывается значимость близких в его судьбе (кормили, защищали, оберегали, помогали учиться ходить, сидеть, есть), воспитывается чувство защищенности и доверия к близким, закрепляются правильные семейные отношения, помогающие ребенку увидеть свое место в них.

    Раздел  «Русский детский фольклор» пронизывает всю жизнедеятельность ребенка в детском саду. Для самых маленьких – это пестовый фольклор: приговоры при умывании, купании, расчесывании, а также колыбельные песни, оказывающие определенное терапевтическое воздействие; для детей постарше – потешки, способствующие эмоциональному благополучию; для старших дошкольников – считалки, дразнилки, небылицы, загадки, поговорки. И для всех возрастов любимый жанр детей – сказка – сопровождает на протяжении всего периода детства.

    В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомим детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Таким образом, фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

       Реализуя раздел «Встанем в круг», мы возрождаем добрую традицию,  передаем опыт старшего поколения, через знакомство  дошкольников  с народными играми, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа,  отражение образа жизни национальных традиций, обычаев. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, тренирует реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека – гражданина своей страны. Именно игра дает возможность проявить себя, показать свои способности.

    Каждый раздел включает в себя различные формы работы: непосредственно – образовательная деятельность по дополнительному образованию (детская фольклорная студия «Ладушки»),         культурно – досуговая деятельность, включающая разнообразные народные праздники и развлечения, вечера игр – игротеки (вербные - игры с вербными веточками, пасхальные - игры с крашенками), спортивные развлечения («Санный праздник на Екатерину-санницу» 7 декабря, «Как зима с весной силой мерялись» на Сретенье 15 февраля),  вечера загадок («День рождения Бабы Яги» на Святки 15 – 19 января), театрализованные представления («На полатях» - на покров день 5 декабря, «В гости к бабушке Арине» - на Кузьминки 14 ноября),  организация режимных моментов,         игровая деятельность (театрализованные, сюжетно - ролевые, подвижные, дидактические и т.д.).

    В воспитании духовно – нравственной личности участвует фольклорная  группа педагогов «Сударушка». Сформировалась "Сударушка" по зову сердца. "Сударушка" знакомит детей с обрядами, хороводами, гаданиями, русскими песнями. Роль взрослых велика, дети подражают им, начинают подпевать, включаются в игру. У детей возникает интерес заниматься фольклором.

    В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

    1.        Князева, О.Л. Приобщение  детей  к истокам русской  народной культуры [Текст] / О.Л. Князева // Из опыта педагога - СПб.: Акцидент, 1997. - 158 с.

    2.        Тихонова, М.В. Красна изба [Текст] / М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова. - СПб.: Детство-пресс, 2000. - 208 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа сотрудничества семьи и детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры.

    Предлагаемая программа рассчитана на четыре года и предполагает тесное взаимодействие воспитателей, педагогов-специалистов, детей и их родителей...

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культурыДуховно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культуры...

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры

    Статья расскажет о том,  как через традиции русской  народной культуры  развивать  у дошкольников  чувство патриотизма....

    Материалы для выступления на РМЦ «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей в соответствии с требованиями ФГОС» Тема: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»

    На основании городского августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2016 г. «Муниципальная образовательная среда – комплекс условий, направленный на всесто...

    Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры Автор В.В. Малова

    В пособии приводятся конспекты занятий с дошкольниками всех возрастных групп. Цельзанятий – знакомство с материалом русской народной культуры (песнями, потешками,прибаутками, сказками, хороводам...

    Педагогический проект «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»

    Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 6-7 лет «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной куль...