Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры
статья (средняя группа) на тему

Харук Ирина Леонидовна

В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon haruk_i.l._duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Гурьевского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Улыбка»  города Гурьевска»

И.Л.Харук

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях

русской народной культуры

Статья

                             

         

     

Гурьевский муниципальный район

                                                            2013

Автор-составитель Харук Ирина Леонидовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №17 «Улыбка» города Гурьевска»  

                 

Харук, И.Л. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях

русской народной культуры [Текст]: статья / И.Л. Харук. – Гурьевск: МБДОУ «Детский сад № 17«Улыбка» города Гурьевска», 2013.-  3 с.

В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформирована высшая цель образования – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Может возникнуть вопрос: почему в ХХI веке, веке современных компьютерных игр и технологий, ставится такая цель?

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Наиболее благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего коллектива.

Понимая значимость данной проблемы, более 20 лет наш детский сад работает в направлении воспитания дошкольников.

В соответствии с этим в детском саду реализуется система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Реализация цели достигается решением следующих задач:

  1. приобщать детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям;
  2. формировать гражданское самосознание, любовь к Родине и русскому народу;
  3. охранять и укреплять душевное, духовное и физическое здоровье детей;
  4. заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
  5. воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Учитывая это, мы построили свою работу так, чтобы максимально приобщить детей и их родителей к истокам русской народной культуры.

Система работы имеет четыре раздела, которые связаны между собой одной идеей, целью и задачами, которые взаимообогащают и дополняют друг друга.

В основе раздела «Круглый год»  лежит традиционный для русской культуры земледельческий календарь, отражающий ритм годовой жизни природы и человека в их естественном единстве. Важным ориентиром является и православный календарь, как источник духовного обогащения. Сюда же входят значимые даты исторического календаря. Чередование будней и праздников календаря, основанного на цикличности хозяйственно – обрядовой   деятельности   народаучит  детей строить свою жизнь  в согласии  с природой  и друг с другом в течение года. Разработан цикл мероприятий и познавательно-развлекательных занятий по народным календарным праздникам: от посиделок и вечерок у самовара – до новогодних и рождественских встреч, Вербного Воскресения, Пасхи, Красной Горки, Кузьминок, Осенин.

Раздел «Семейный круг» дает возможность не просто представить детям факты культуры традиционного семейного лада, но перенять бесценный опыт народного педагогического мастерства и наполнить повседневную жизнь детского сада теплотой семейного очага.     В основе этого блока  лежит освоение детьми дошкольного возраста в  игровой форме ценностей традиционной  семейной культуры. Материал этого раздела способствует развитию и поддерживанию в детях любви, уважительного отношения к родителям, дедушкам, бабушкам. На примере собственного младенчества детям показывается значимость близких в его судьбе (кормили, защищали, оберегали, помогали учиться ходить, сидеть, есть), воспитывается чувство защищенности и доверия к близким, закрепляются правильные семейные отношения, помогающие ребенку увидеть свое место в них.

Раздел  «Русский детский фольклор» пронизывает всю жизнедеятельность ребенка в детском саду. Для самых маленьких – это пестовый фольклор: приговоры при умывании, купании, расчесывании, а также колыбельные песни, оказывающие определенное терапевтическое воздействие; для детей постарше – потешки, способствующие эмоциональному благополучию; для старших дошкольников – считалки, дразнилки, небылицы, загадки, поговорки. И для всех возрастов любимый жанр детей – сказка – сопровождает на протяжении всего периода детства.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомим детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Таким образом, фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

   Реализуя раздел «Встанем в круг», мы возрождаем добрую традицию,  передаем опыт старшего поколения, через знакомство  дошкольников  с народными играми, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа,  отражение образа жизни национальных традиций, обычаев. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, тренирует реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека – гражданина своей страны. Именно игра дает возможность проявить себя, показать свои способности.

Каждый раздел включает в себя различные формы работы: непосредственно – образовательная деятельность по дополнительному образованию (детская фольклорная студия «Ладушки»),         культурно – досуговая деятельность, включающая разнообразные народные праздники и развлечения, вечера игр – игротеки (вербные - игры с вербными веточками, пасхальные - игры с крашенками), спортивные развлечения («Санный праздник на Екатерину-санницу» 7 декабря, «Как зима с весной силой мерялись» на Сретенье 15 февраля),  вечера загадок («День рождения Бабы Яги» на Святки 15 – 19 января), театрализованные представления («На полатях» - на покров день 5 декабря, «В гости к бабушке Арине» - на Кузьминки 14 ноября),  организация режимных моментов,         игровая деятельность (театрализованные, сюжетно - ролевые, подвижные, дидактические и т.д.).

В воспитании духовно – нравственной личности участвует фольклорная  группа педагогов «Сударушка». Сформировалась "Сударушка" по зову сердца. "Сударушка" знакомит детей с обрядами, хороводами, гаданиями, русскими песнями. Роль взрослых велика, дети подражают им, начинают подпевать, включаются в игру. У детей возникает интерес заниматься фольклором.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

1.        Князева, О.Л. Приобщение  детей  к истокам русской  народной культуры [Текст] / О.Л. Князева // Из опыта педагога - СПб.: Акцидент, 1997. - 158 с.

2.        Тихонова, М.В. Красна изба [Текст] / М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова. - СПб.: Детство-пресс, 2000. - 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культурыДуховно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культуры...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры

Статья расскажет о том,  как через традиции русской  народной культуры  развивать  у дошкольников  чувство патриотизма....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры.

Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, стане...

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры».

Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие воспитанников младшей группы...

Тема по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры в младшей группе» на 2023-2024год.

Известно, что дошкольное детство - это важнейший период становления личности, когда развиваются представления об окружающем мире, обществе, культуре. Нравственное воспитание- одна из актуальных и слож...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Средняя группа

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, местными историко-культурным...

Самообразование в условиях реализации ФОП «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Младшая группа.

План по самообразованию в условиях реализации ФОП Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Младшая группа.Цель: нравственное воспитание ...