Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры
статья (подготовительная группа) на тему

Мигалева Марина Владимировна

Статья расскажет о том,  как через традиции русской  народной культуры  развивать  у дошкольников  чувство патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры

Мигалева Марина Владимировна,

воспитатель МБДОУ детский сад №72,

г. Старый Оскол Белгородской области

         На протяжении многих лет первостепенной задачей каждого педагога является формирование будущей личности, основой которой является гармоническое развитие ребёнка. Трудно научить детей правдивости, доброте не сформировав у них таких понятий как «истина» и «ложь», «красивое» и «некрасивое». Не сформировав у детей эмоционального протеста против зла и лжи  невозможно научить их стремлению защищать правду и добро. В этом процессе велико воздействие традиций русской народной культуры. Именно они способны пробуждать и воспитывать глубокие чувства и эмоции, свойственные человеку. Использование традиций русской народной культуры даёт возможность положительно влиять на формирование личности ребёнка, с самого его раннего возраста, вкладывая в душу зачатки доброго и прекрасного, развивая фантазию и воображение ребёнка. Включая детей дошкольного возраста в традиционные события, педагог тем самым передаёт им опыт, накопленный многими поколениями.

         Изучение литературы и личный опыт свидетельствуют о том, что использование народных традиций оказывает большую    помощь в решении задач духовно-нравственного воспитания. Начиная с дошкольного возраста необходимо решать проблемы духовно-нравственного воспитания, так как именно этот возраст является самым эмоциональным и восприимчивым периодом детства.

          В работе с детьми дошкольного возраста широко используются малые фольклорные жанры, включающие все ценности русского языка: песни, потешки, сказки, скороговорки, народные игры. Источником нравственного и познавательного развития детей стали  произведения устного народного творчества, в которых особое место принадлежит уважительному отношению к труду людей, восхищению их мастерством.

         Подвижные народные игры и хороводы используются как в непосредственно образовательной деятельности, так и во время прогулок с детьми, в свободной деятельности ребят, на музыкальных и физкультурных занятиях. Чтение сказок и их драматизация способствуют психологически безопасному отражению внутреннего мира детей. Именно с помощью сказок формируются такие представления у дошкольников как миролюбие, заботливость, терпимость к недостаткам других людей. Многие народные сказки, например «По щучьему велению», «Царевна – лягушка», внушают детям чувство уверенности в том, что добро всегда побеждает над злом, что правда всегда торжествует.  Всем сказкам присущ оптимизм, что очень нравится детям и усиливает воспитательное значение.  Поговорки, загадки, пословицы помогают приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

        Большое внимание духовно-нравственному воспитанию уделяется на праздниках регулярно проводимых в дошкольном учреждении, таких как «Праздник Рождества Христова», «Масленица», «Благовещение», «Осенняя ярмарка» и другие. В ходе подобных праздников дети знакомятся с разными формами русского народного творчества (изобразительного, речевого, песенного), развивают свои эстетические чувства, выразительную речь, проявляют неподдельный интерес к русской народной культуре.

         Ещё одной формой работы по приобщению детей к традициям русской народной культуры стало     посещение  декоративно-прикладных выставок, музеев, театров, проведение бесед и пешеходных прогулок по родному городу. Подобная форма работы помогла ближе познакомить детей  со старинными народными праздничными обрядами, традициями, приметами, русским фольклором на примере народных песен, приобщить их к таланту предков, воспитывая бережное отношение ко всему созданному ранее. Итогом подобной работы является оформление выставок детских работ, в которых отражается вся красота увиденная ими.  

        Следует отметить, что использование традиций русской народной культуры является одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников. И чтобы эта работа была разнообразной, интересной и увлекательной,  чтобы укреплялась ниточка, называемая связью поколений, чтобы у детей развивалось уважение к старшим, педагоги и родители могут и должны знакомить детей с богатейшим опытом народа, накопленным ими на протяжении многих веков.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребе...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культурыДуховно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культуры...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры.

Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, стане...

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры».

Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие воспитанников младшей группы...

Тема по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры в младшей группе» на 2023-2024год.

Известно, что дошкольное детство - это важнейший период становления личности, когда развиваются представления об окружающем мире, обществе, культуре. Нравственное воспитание- одна из актуальных и слож...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Средняя группа

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, местными историко-культурным...