Консультация подготовка детей к обучению грамоте
консультация (старшая группа)

Зароченцева Юлия Альбертовна

Грамота – это умение читать и писать. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать этот сложный процесс более лёгким и успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_podgotovka_detey_k_obucheniyu_gramote.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей  «Подготовка  детей к обучению грамоте».

Грамота – это умение читать и писать. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать этот сложный процесс более лёгким и успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

 • сформированность звуковой стороны речи, т. е. овладение правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);

• сформированность фонематического слуха, т. е. умение слышать и различать звуки родного языка;

• готовность к звуковому анализу и синтезу слов, т. е. умение выделять звуки из слов, определять место звука в слове, устанавливать последовательность звуков в слове, иметь представление о том, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение», что звуки делятся на гласные и согласные, а согласные, в свою очередь, бывают твердые и мягкие, глухие и звонкие;

• умение делить слова на слоги;

• умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой;

• владение навыками по слогового чтения;

• владение навыками «печатания» букв.

Звуковой анализ и синтез.

Формы звукового анализа: элементарная форма – выделение звука на фоне слова;

Сложная – определение позиции звука в слове, определение последовательности звуков в слове и т.д.

1. Упражняйте ребенка в выделении первого звука, последнего. Звук, который вы предлагаете ребенку определить(первый, последний) произносится утрированно.

- Какой звук я произношу в начале слов у-дочка, о-кунь, а-ист?

- Какие слова, ты знаешь, которые начинаются с этих звуков?

Поиграйте в игру «Где спрятался звук?» (в начале, середине или в конце слова) – игра на определение позиции звука в слове.

2. Упражняйте ребенка в определении количества и порядка звуков в слове, составлении звуковых схем слов, подборе слов с определенным количеством звуков.

Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. При знакомстве с новой буквой, найдите с ребенком картинки, в названии которых новая буква стоит в начале слова.

Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.

Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:

• написать букву в воздухе, на столе;

• выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

• написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

• выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;

• вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;

• вылепить из пластилина, теста;

• написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

 • выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Деление слов на слоги.

1.Слово делим на слоги при помощи хлопков. Предложите ребенку составить слоговую схему слова. Символ слова это полоска и ее мы делим на части в зависимости от количества слогов.

Задания: - определить количество слогов в названных словах;

-выделить 1-ый слог из названия картинки;

-определить пропущенный слог в слове с помощью картинки;

-разложить картинки по группам в зависимости от количества слогов в их названии. Напоминаем детям правило: Сколько в слове гласных столько и слогов.

Обучение чтению слогов, слов.

Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:

- М и А будет МА. - побуквенное чтение:

М, А, М, А. - прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз,

  не глядя в книгу.

Правильное обучение навыкам чтения

Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго:

- составление и чтение слияний гласных: ау, уа, оа, ао, уо, оу, иа, аи;

-  составление и чтение обратных слогов: ам, ум, ом, им, ат, ут, от, ит;

- составление и чтение прямых слогов: ма, му, мо, ми, та, ту, то, ти;

 - составление и чтение односложных и двусложных слов из пройденных букв: кот, мак, ком, кит, мама, папа, нота, мука.

Уважаемые родители! Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успехов вам в занятиях с вашими детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Подготовка детей к обучению грамоте"

Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько он к ней подготовлен. Хорошо развитая речь детей является одним из показателей готов...

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...

консультация: «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка....

Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...