РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКА»
консультация (средняя группа)

 
«РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКА»
 
Что такое профессиональная ориентация?
Профессиональная ориентация - это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.                                                                                                            Дети в дошкольном возрасте уже проявляет себя как личность. Они начинают интересоваться той или иной деятельностью, у них проявляются способности и наклонности в различных областях. Предоставив ребенку как можно больше информации о мире профессий, мы можем в дальнейшем расширить возможности выбора профессиональной деятельности. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду трудовой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация.                                             . Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.  Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста – новое и еще недостаточно изученное направление в педагогике дошкольного образования. В этом возрасте дети получают информацию о труде взрослых, взаимодействуя с ними , слушая сказки (например, К.И.Чуковский «Айболит», С. Михалков «Дядя Стёпа» и др., а так же через сюжетно – ролевые игры («Больница», «Водитель автобуса», «Парикмахерская» и т. п.). Отношение и интерес к профессиям проявляются в зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда.
Цель ранней профессиональной ориентации заключается в том, чтобы наши дети понимали значимость и важность труда, уважали чужой труд и были готовы трудиться сами.
Психологи утверждают, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Ведь все самые важные процессы познания формируются во время игр. Все что ребенок узнал об окружающем мире, а так же о труде взрослых, он обязательно воспроизведет в своей игровой деятельности. 
Игра — воспроизведение жизни, в понимании детей. Провести работу по ранней профориентации можно во время игры, т. к. большинство игр отражают труд взрослых разных профессий. Одна из самых походящих игр – сюжетно-ролевая. У ребенка формируется определенная модель поведения, а так же проявляется социальная позиция. Сюжетно-ролевая игра помогает детям познакомиться со значением трудовой деятельности для общества, раскрывает её смысл. Играя в такие игры, дети получают первый опыт проявления себя в новой социально-значимой роли. 
Семья играет важнейшую роль в формировании отношения к трудовой профессиональной деятельности. Каждый взрослый имеет свою точку зрения по поводу той или иной профессии, которую передает ребенку, часто сам не задумываясь об этом. Что родители могут рассказать ребенку о выборе профессии:
• Родитель может дать представление не только о своей профессии, но и о любой другой (какие трудовые операции характерны, где можно встретить, и чем важна профессия для общества). Рассказывать лучше в нейтральной форме, чтобы у ребенка была возможность сформировать собственное отношение, например: «Мне бы понравилось быть пожарным, потому что он помогает людям и спасает их от беды». Большое впечатление на детей производят рассказы, основанные на личном опыте, когда взрослые делятся своими историями из жизни.
• Но рассказы, это еще не все что вы можете поведать ребенку. Можно, например, устроить экскурсию в магазин или в больницу, обращая при этом внимание ребенка на особенности деятельности взрослого. При возможности, покажите место своей работы и расскажите о своей профессии. Такой опыт обязательно запомнится ребенку и может в будущем повлиять на выбор его профессии.
• Нормально, если ребенок неоднократно меняет свой выбор. Главный вопрос в данный период: чем ты хочешь заниматься, когда вырастешь? Пусть ребенок фантазирует: «Представь, ты вырос и стал…»
Как показывает практика, при профессиональном самоопределении, на ребенка влияет выбор профессии его родственников. Примеры из жизни о трудовых династиях встречаются довольно часто, дети нередко хотят быть похожими на родителей «хочу быть учителем, как мама». Но такие устои могут и ограничивать выбор детей, что не всегда идет им на пользу. В таких случаях, ребенок даже не пытается понять, соответствует ли профессия родителей его собственным интересам. С другой стороны, ребенок достаточно осведомлен о специфике данной профессии и хорошо представляет свою роль в ней. Дети врачей, к примеру, готовы к тому, что работая в медицине, часто придется выезжать на срочные вызовы, либо работать в ночную смену. А дети учителей хорошо знают, что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради в не рабочее время дома.
Отношение родителей к своей работе напрямую влияет на отношение ребенка к трудовой деятельности, ведь удовлетворенность жизнью зависит от выбранной профессии. Работу нужно рассматривать как средство самореализации и самовыражения.
Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Вспомните, как часто сферу деятельности меняет взрослый человек за свою жизнь по разным причинам. Кто-то хочет попробовать себя в разных областях трудовой деятельности, другие, наоборот – не изменяют своему выбору и работают на одном месте на протяжении всей жизни. Выбор, который делают дети в дошкольном возрасте – является лишь отражением их интересов в конкретный промежуток времени. Может быть, в будущем интересы ребенка изменятся, но бывает и такое, что профессия останется интересной для него. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно попробовать себя в профессиональной деятельности.
Для человека в любом возрасте важна поддержка со стороны родных и близких. Каждому ребенку нужно знать, какой бы выбор он ни сделал – его поймут и поддержат. Это ощущение придает уверенность в своих силах и формирует целеустремлённость в будущем. Родителям бывает нелегко помочь ребенку сделать правильный выбор. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКА»

Что такое профессиональная ориентация?

Профессиональная ориентация - это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.                                                                                                            Дети в дошкольном возрасте уже проявляет себя как личность. Они начинают интересоваться той или иной деятельностью, у них проявляются способности и наклонности в различных областях. Предоставив ребенку как можно больше информации о мире профессий, мы можем в дальнейшем расширить возможности выбора профессиональной деятельности. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду трудовой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация.                                             . Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.  Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста – новое и еще недостаточно изученное направление в педагогике дошкольного образования. В этом возрасте дети получают информацию о труде взрослых, взаимодействуя с ними , слушая сказки (например, К.И.Чуковский «Айболит», С. Михалков «Дядя Стёпа» и др., а так же через сюжетно – ролевые игры («Больница», «Водитель автобуса», «Парикмахерская» и т. п.). Отношение и интерес к профессиям проявляются в зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда.

Цель ранней профессиональной ориентации заключается в том, чтобы наши дети понимали значимость и важность труда, уважали чужой труд и были готовы трудиться сами.

Психологи утверждают, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Ведь все самые важные процессы познания формируются во время игр. Все что ребенок узнал об окружающем мире, а так же о труде взрослых, он обязательно воспроизведет в своей игровой деятельности.

Игра — воспроизведение жизни, в понимании детей. Провести работу по ранней профориентации можно во время игры, т. к. большинство игр отражают труд взрослых разных профессий. Одна из самых походящих игр – сюжетно-ролевая. У ребенка формируется определенная модель поведения, а так же проявляется социальная позиция. Сюжетно-ролевая игра помогает детям познакомиться со значением трудовой деятельности для общества, раскрывает её смысл. Играя в такие игры, дети получают первый опыт проявления себя в новой социально-значимой роли.

Семья играет важнейшую роль в формировании отношения к трудовой профессиональной деятельности. Каждый взрослый имеет свою точку зрения по поводу той или иной профессии, которую передает ребенку, часто сам не задумываясь об этом. Что родители могут рассказать ребенку о выборе профессии:

• Родитель может дать представление не только о своей профессии, но и о любой другой (какие трудовые операции характерны, где можно встретить, и чем важна профессия для общества). Рассказывать лучше в нейтральной форме, чтобы у ребенка была возможность сформировать собственное отношение, например: «Мне бы понравилось быть пожарным, потому что он помогает людям и спасает их от беды». Большое впечатление на детей производят рассказы, основанные на личном опыте, когда взрослые делятся своими историями из жизни.

• Но рассказы, это еще не все что вы можете поведать ребенку. Можно, например, устроить экскурсию в магазин или в больницу, обращая при этом внимание ребенка на особенности деятельности взрослого. При возможности, покажите место своей работы и расскажите о своей профессии. Такой опыт обязательно запомнится ребенку и может в будущем повлиять на выбор его профессии.

• Нормально, если ребенок неоднократно меняет свой выбор. Главный вопрос в данный период: чем ты хочешь заниматься, когда вырастешь? Пусть ребенок фантазирует: «Представь, ты вырос и стал…»

Как показывает практика, при профессиональном самоопределении, на ребенка влияет выбор профессии его родственников. Примеры из жизни о трудовых династиях встречаются довольно часто, дети нередко хотят быть похожими на родителей «хочу быть учителем, как мама». Но такие устои могут и ограничивать выбор детей, что не всегда идет им на пользу. В таких случаях, ребенок даже не пытается понять, соответствует ли профессия родителей его собственным интересам. С другой стороны, ребенок достаточно осведомлен о специфике данной профессии и хорошо представляет свою роль в ней. Дети врачей, к примеру, готовы к тому, что работая в медицине, часто придется выезжать на срочные вызовы, либо работать в ночную смену. А дети учителей хорошо знают, что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради в не рабочее время дома.

Отношение родителей к своей работе напрямую влияет на отношение ребенка к трудовой деятельности, ведь удовлетворенность жизнью зависит от выбранной профессии. Работу нужно рассматривать как средство самореализации и самовыражения.

Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Вспомните, как часто сферу деятельности меняет взрослый человек за свою жизнь по разным причинам. Кто-то хочет попробовать себя в разных областях трудовой деятельности, другие, наоборот – не изменяют своему выбору и работают на одном месте на протяжении всей жизни. Выбор, который делают дети в дошкольном возрасте – является лишь отражением их интересов в конкретный промежуток времени. Может быть, в будущем интересы ребенка изменятся, но бывает и такое, что профессия останется интересной для него. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно попробовать себя в профессиональной деятельности.

Для человека в любом возрасте важна поддержка со стороны родных и близких. Каждому ребенку нужно знать, какой бы выбор он ни сделал – его поймут и поддержат. Это ощущение придает уверенность в своих силах и формирует целеустремлённость в будущем. Родителям бывает нелегко помочь ребенку сделать правильный выбор. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация дошкольников

Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики....

Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"

Рекомендации  по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере  «железнодорожные профессии»...

Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ”  БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...

Ранняя профориентация дошкольников у детей раннего возраста

Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы....