Консультация для родителей "Гиперактивный малыш. Признаки, причины, способы коррекции"
консультация

В статье описываются признаки, причины и способы коррекции гиперактивных проявлений у детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Гиперактивный малыш.

 Признаки, причины, способы коррекции

Маленькие дети в силу возраста отличаются своей непосредственностью, непоседливостью, низким контролем поведения. Они активно, в основном через действие, движение познают окружающий мир. По наблюдениям психологов у детей от 1,5 до 2 лет начинается формирование нравственных норм поведения. Дети болезненно реагируют на сломанные игрушки, запачканную одежду, грязные руки и т.д. Усваивая нравственные нормы, малыши пытаются понять, как необходимо вести себя в своем окружении, какие образцы поведения являются правильными, а какие нет. Но, к сожалению, практика показывает, что не всем детям это дается легко и просто.

В последнее время, мы все чаще и чаще сталкиваемся с проявлениями, так называемой гиперактивности, которая серьезно мешает адаптации малышей в обществе.

«Гипер…» (от греческого hyper – «над», «сверху») – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный».

По данным различных исследований, гиперактивностью страдают от 2,2 до 18 % малышей. По сравнению с девочками у мальчиков в 4-5 раз чаще наблюдается гиперактивность в сочетании с синдромом дефицита внимания. Такие дети вне зависимости от ситуации, в гостях, дома, на улице бесцельно двигаются, бегают, недолго задерживают внимание на предметах. На невнимательного ребенка не действуют наказания, уговоры и просьбы.

Наиболее яркие проявления данного синдрома в раннем возрасте совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года, когда закладываются навыки речи, и в 3 года, когда у ребенка значительно увеличивается словарный запас.

К сожалению, часто родители начинают обращать внимание на особое поведение ребенка в более старшем возрасте, считая, что малыш просто маленький, перерастет. Многие успокаивают себя говоря: «Я тоже был таким в детстве и ничего».  А опыт показывает, что вовремя не выявленная гиперактивность в дальнейшем может стать причиной школьной неуспеваемости.

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит активного внимания, импульсивность и повышенная двигательная активность. Причины появления данного синдрома могут быть самыми разнообразными.

Причины гиперактивности

По одной из теорий считается, что синдром гиперактивности детей связан с органическим поражением головного мозга, которое может возникнуть во время беременности, родов, а также в первые дни жизни ребенка.

Большую опасность в данном случае вызывает внутриутробная гипоксия (кислородное голодание плода), к которой особенно чувствителен развивающийся мозг. Вот почему очень важно, чтобы беременность протекала нормально, без патологий, чтобы будущая мать соблюдала все требования, предъявляемые врачом. Ведь эти требования придуманы не просто для осложнения жизни молодой женщины. Известно, что потребность в кислороде у беременных повышается на 25-30% за счет того, что ребенок забирает его из крови матери. Поэтому нужно много гулять, дышать свежим воздухом, ездить на природу все девять месяцев. А самое главное - отказаться от сигарет и алкоголя.

Никотин, спазмируя артерии матки, лишает ребенка питания и кислорода, кроме того, он чрезвычайно вреден для нервных клеток. Алкоголь, проникая через плаценту в кровь, наносит мощный удар по формирующемуся мозгу.  Серьезную угрозу представляют и некоторые лекарства, особенно в первой половине беременности, а потому, прежде чем принять любой, даже самый безобидный препарат, необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. Очень важно также правильно питаться.
Вообще, любые проблемы во время беременности и родов - какими бы незначительными они ни казались непросвещенному человеку - могут иметь различные отрицательные последствия, которые обычно проявляются не сразу после рождения ребенка, а спустя некоторое время. Речь идет об угрозе выкидыша, токсикозах, обострениях хронических заболеваний у матери, перенесенных инфекциях.

Замечено, что если ребенок в утробе ведет себя очень буйно, то это может быть признаком будущей гиперактивности, что, в общем-то, и понятно: обычно детки шумят, когда им не хватает кислорода. На языке медицины это называется хроническая внутриутробная гипоксия.

Очень опасны во время беременности травмы в области живота. Впрочем, страшны травмы не только физические, но и психологические, различные стрессы, а также, что отмечают многие специалисты, нежелание матери иметь данного ребенка, попытки прервать беременность.

На развитие нарушения влияют и осложнения при родах: преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесаревом сечении, длительный (более 12 часов) безводный период. Родовые осложнения, связанные с неправильным положением плода, обвитие его пуповиной, помимо асфиксии, могут повлечь за собой внутренние мозговые кровоизлияния, различные травмы, в том числе плохо диагностируемые легкие смещения шейных позвонков.

Все это может отрицательно сказаться на развитии ребенка, его мозговой деятельности. Но, как отмечают врачи, если лечение данных патологий начать в раннем возрасте, то синдром дефицита внимания с гиперактивностью может не случиться, а если и появятся его признаки, то они будут куда слабее, чем при отсутствии лечения.

Мозг человека формируется на протяжении первых 12 лет его жизни, и, естественно, в этот период он наиболее уязвим. Любые, казалось бы, малозначительные, удары, ушибы могут впоследствии сказаться на здоровье ребенка. Следует помнить, что травмы головы могут нарушить деятельность мозга в любом возрасте, но в период созревания, то есть до 12 лет, они особенно опасны.

Отрицательно сказываются на формировании мозга и любые заболевания в младенчестве, если они проходят с длительной высокой температурой, а также прием некоторых сильнодействующих препаратов. Невропатологи считают, что целый ряд хронических заболеваний, таких как бронхиальная астма (тяжелая), нарушение обмена веществ, сердечная недостаточность, а также частые пневмонии, нефропатии, нередко становятся факторами, негативно влияющими на нормальную работу мозга.

Когда ребенок подрастает, на развитие и становление его психики начинает оказывать серьезнейшее влияние окружающая обстановка, в первую очередь, естественно, в семье, характер отношений со взрослыми. Безусловно, если малыш живет среди людей, постоянно конфликтующих друг с другом, отголоски этих конфликтов (как бы взрослые ни старались их скрыть, а зачастую они не очень-то и скрывают) обязательно доносятся до него и каждый раз больно ранят его душу. Даже если ребенок и не очень вникает в ситуацию, обстановка раздора и вражды всегда очень пагубна и болезненна.

Причиной развития нарушений может стать и другая крайность, когда ребенок становится в доме центром Вселенной, когда все подчинено его желаниям, когда с ним носятся, постоянно опекают, стараются угодить. Какими бы ни были биологические задатки малыша, при таком воспитании он теряет чувство реальности и контроля. А вот разумное, правильное воспитание может в таком возрасте компенсировать даже серьезную патологию.

Не всегда непоседливый, слишком активный и невнимательный ребенок диагностируется специалистами как гиперактивный. Порой это бывает временной реакцией маленького человека на большие эмоциональные нагрузки. Например, развод родителей, потеря кого-нибудь из близких, отрыв от семьи и т. д. В отличие от взрослых, которые в момент стресса чаще всего начинают замыкаться, ведут себя заторможенно и пассивно, ребенок, наоборот, становится перевозбужденным и чересчур активным. Он просто не может найти себе места. Много говорит, двигается, его ничего не интересует (потому и кажется невнимательным), он никого не слушает, из-за чего и получает бесконечные замечания и наказания. А это, в свою очередь, усиливает угнетенное, тревожное состояние малыша. Получается замкнутый круг, который, если его вовремя не разомкнуть, действительно может закончиться серьезными заболеваниями.

В современной педиатрии существует точка зрения, что одной из причин гиперактивности может стать неправильное питание ребенка. И далеко за примерами ходить не надо, достаточно проанализировать нынешний рост заболеваемости синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и продукты, которые сегодня попадают на стол ребенку. Ведь, как известно, в большинстве из них содержатся различные консерванты, ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители, которые негативно влияют на нейрохимические процессы. А гиперактивность, нарушение внимания, беспокойство - все это проявления в том числе химического дисбаланса мозга. Кроме того, опасным в данном случае может стать любой продукт, который вызывает аллергию у ребенка.

Это далеко не все причины, провоцирующие проявления гиперактивности у детей. Важно помнить, что помощь ребенку должна быть комплексная, включающая медицинское обследование и адекватные методы воспитания.

Как помочь гиперактивному ребенку

Специалисты рекомендуют использовать в общении с маленькими детьми, имеющими признаки гиперактивности два основные приема: сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка.

Снять напряжение ребенку помогают занятия с глиной, песком, водой, рисование с помощью пальцев.

Упражнение «Найди и угадай»

Родителям предлагается с закрытыми глазами найти и угадать предмет, спрятанный в емкости с крупой (монетка, пуговица и т.д.)

Для того, чтобы следовать за интересами ребенка, взрослому конечно же необходимо быть очень наблюдательным. Например, если ребенок подходит к окну, взрослый делает это вместе с ним, пытается определить, на каком предмете остановился взгляд ребенка, и старается удержать внимание малыша на этом предмете, подробно описывая детали предмета.

Основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются:

  • недостаток эмоционального внимания,
  • недостаток твердости и контроля в воспитании,
  • неумение воспитывать в детях навыки управления своим поведением.

Замечено, что иногда гиперактивность сопровождается еще и вспышками агрессии, вызванными постоянным недовольством окружающих и огромным количеством замечаний и окриков. В связи с этим, одним из важных условий воспитания гиперактивного ребенка является выработка единой стратегии воспитания ребенка между взрослыми, которые окружают ребенка.

Еще одним условием при взаимодействии с ребенком является соблюдение четкого распорядка дня. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в строго определенное время. Его необходимо оградить от длительного просмотра телевизионных передач, особенно перед сном. Очень полезны прогулки на свежем воздухе.

Понятно, что родители гиперактивного ребенка вынуждены в целях безопасности малыша устанавливать определенные запреты, Этих запретов не должно быть очень много и они должны быть четко и кратко сформулированы. Если инструкции, обращенные к более старшим детям, могут содержать более 10 слов, то для детей раннего возраста они должны быть в 1,5-2 раза короче. Запрет может состоять всего из 1-2 слов, например, «горячо, утюг». Но если прямой угрозы здоровью ребенка нет, то вместо запрета можно предлагать ребенку альтернативные способы удовлетворения его желаний. Например, выливать воду на пол нельзя, но, если ты хочешь купать куклу, давай мы посадим ее в таз».

Следует учитывать факт, что гиперактивные дети более чувствительны к похвале, чем другие дети.  Они не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут.

Также важно помнить, что ребенок проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени, если он взаимодействует один на один со взрослым. Часто приходится слышать от родителей, что проблемы с поведение возникают только в детском саду, а дома ребенок спокоен и покладист.

Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Поэтому, необходимо периодически создавать ребенку условия, где бы он мог выплеснуть свою энергию.

Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия – нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.

Как говорилось ранее, дети с проявлениями гиперактивности нуждаются в снятии напряжения, поэтому неоценимую помощь могут оказать релаксационные упражнения, упражнения на телесный контакт.

Упражнение «Рисуем на спинке»

Цель.  Снять мышечное напряжение.

Участники становятся в кругу спинами друг к другу и выполняют движения, которые описаны в тексте: «Рано утром на голубом, голубом небе (поглаживают ладошкой спинку) появилось ласковое, теплое солнышко (рисуем солнышко). Оно такое кругленькое, желтенькое с длинными лучиками (рисуем лучики). Но вот подул легкий ветерок, и солнышко закрыла тучка (рисуем тучку). Она была сначала маленькая, при маленькая, а потом стала все больше и больше. И вот из нее пошел дождик (одним пальчиком имитируем капельки). Затем дождь стал все сильнее и сильнее (имитируем всеми пальчиками дождик). И когда тучка стала совсем крошечной, дождик стал редким-редким и затем совсем исчез. А на небе опять появилось наше замечательное солнышко и своими лучиками высушило все лужицы».

Упражнение «Солнечный зайчик»

Цель.  Снять мышечное напряжение.

 «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладьте его там. Он не озорник – он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним».

Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям. И мы, взрослые, несем ответственность за то, какими вырастут дети.

Литература:

  1. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», Ярославль, 1997.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых», Москва, 2000.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребенком», Санкт – Петербург, 2003.
  4. Рогов Е.И. «Эмоции и воля», Москва, 1999.
  5. Хухлаева О.В. «Лесенка радости», Москва, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции

В последнее время родители и воспитатели все чаще обращаются с проблемой гиперактивности детей. Действительно, распространённость синдрома дефицита внимания с гиперактивностью очень актуальна и являет...

Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции

Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции...

Консультация«Трудности будущих первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции»

Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит,  как будет  учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - это серьёзное испытание, как  для ребёнка, так...

Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции.

Практически каждый современный родитель слышал про такое понятие, как гиперактивный ребенок, а многие даже используют его по отношению к своим детям. Но далеко не все действительно понимают, что синдр...

Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции

Синдром гиперактивности у детей - очень распространенное поведенческое и эмоциональное нарушение у детей. Синдром гиперактивности сразу заметен на фоне окружающих. Ребенок ни минуты не сидит на месте,...

Кризис 3-х лет. Признаки. Причины. Способы преодоления

В презентации кратко изложены признаки, факторы,причины кризиса трёхлетнего возраста, а также даны рекомендации по преодолению конфликтного поведения ребёнка на данном этапе развития....