Консультация для родителей пальчиковая игра
консультация (младшая группа)

Казаку Луиза Леонидовна

Пальчиковая игра

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казаку Луиза Леонидовна

МБДОУ «Детский сад №15» город Канаш.

«Движения руки всегда тесно связаны

 с речью и способствуют ее развитию».

В.М.Бехтерев.

Консультация для родителей

«Пальчиковая гимнастика для детей младшего возраста».

Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «ум ребенка находится на кончиков его пальцев».

   Сегодня все должны знать, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста необходимо начинать развивать его руки: пальцы и кисти.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук  благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора – двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в других – ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнера по игре важны для формирования чувства уверенности у ребенка. Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.   Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических упражнений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок).

6. У малыша развивается воображения и фантазии. Овладев всеми упражнениями, он сможет "говорить руками" целые истории.

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыков письма.

Развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка,педагоги решают сразу несколько задач:

* стимуляция развития речи у детей младшего дошкольного возраста;

* помощь детям с задержкой в развитии речи;

* подготовка руки к письму у старших дошкольников;

* тренировка внимания, пространственного мышления;

* воспитание эмоциональной выразительности.

Перечень пальчиковых игр:

* Сорока - ворона кашку варила,

* В гости к пальчику,

* Мальчик - пальчик, где ты был?

* Идет коза рогатая,

* Мы капусту рубим ,

* Семья,

* Прятки и др.

Общие правила пальчиковых игр:

* Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.

       * Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.

* Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне

достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.

* Хвалите ребенка за его успехи и не ругайте за неудачи, он только

учится.

* Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть

это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с

малышом. Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа

«принадлежали» только ему.

+❤ В Мои закладки



Предварительный просмотр:

Казаку Луиза Леонидовна

МБДОУ «Детский сад №15» город Канаш.

«Движения руки всегда тесно связаны

 с речью и способствуют ее развитию».

В.М.Бехтерев.

Консультация для родителей

«Пальчиковая гимнастика для детей младшего возраста».

Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «ум ребенка находится на кончиков его пальцев».

   Сегодня все должны знать, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста необходимо начинать развивать его руки: пальцы и кисти.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук  благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора – двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в других – ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнера по игре важны для формирования чувства уверенности у ребенка. Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.   Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических упражнений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок).

6. У малыша развивается воображения и фантазии. Овладев всеми упражнениями, он сможет "говорить руками" целые истории.

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыков письма.

Развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка,педагоги решают сразу несколько задач:

* стимуляция развития речи у детей младшего дошкольного возраста;

* помощь детям с задержкой в развитии речи;

* подготовка руки к письму у старших дошкольников;

* тренировка внимания, пространственного мышления;

* воспитание эмоциональной выразительности.

Перечень пальчиковых игр:

* Сорока - ворона кашку варила,

* В гости к пальчику,

* Мальчик - пальчик, где ты был?

* Идет коза рогатая,

* Мы капусту рубим ,

* Семья,

* Прятки и др.

Общие правила пальчиковых игр:

* Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.

       * Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.

* Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне

достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.

* Хвалите ребенка за его успехи и не ругайте за неудачи, он только

учится.

* Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть

это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с

малышом. Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа

«принадлежали» только ему.

+❤ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пальчиковые игры и гимнастика для рук".

За последние пять лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Известно, что  между речевой функцией и двигательной  системой человека существует тесная связь. Чем больше ребёнок дв...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры для детей от мала до велика"

Пальчиковые игры для детей от мала до велика[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4411817","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"101","style":"float: left","width":...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК»...

консультация для родителей "Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте"

консультация для родителей 2 младшей группе " Пальчиковые игры в младшем дошколном возрасте"...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры"

Пальчиковые  игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами  радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разн...

Консультация для родителей: "Пальчиковые игры для малышей 2—3 лет".

Игра является основной деятельностью в детском возрасте. В ней ребенок познает мир, через неё он учится взаимодействовать, развивается, понимает, что его любят. Пальчиковые игры интуитивно использовал...

консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

На страничке  представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...