Консультация для родителей воспитанников логопедической группы "Развиваем память и внимание - развиваем речь"
консультация

Кружалина Евгения Васильевна

В ходе консультации учитель-логопед обращает внимание родителей воспитанников на необходимость развития психических процессов - памяти и внимания, следствием этой работы является эффективная коррекция речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_psihicheskim_protsessam.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

учителя-логопеда Кружалиной Е.В.

«Развиваем память и внимание – развиваем речь."

Можно выделить наиболее типичные и часто встречаемые особенности у детей-дошкольников с нарушениями речи. Уже в ходе беседы с родителями выясняется, что ребенок легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устает от занятий, его трудно надолго заинтересовать чем-либо. Он вял и равнодушен практически ко всему. При этом внешний контроль со стороны взрослого («Ты все нарисовал?», «Внимательно!», «Давай работать по команде), как правило, повышает эффективность работы. В целом, пока над ним «нависает» взрослый (мама, педагог), любое задание выполняется адекватно, хотя и не без дополнительных понуканий.

В жалобах ребенка часты ссылки на то, что взрослый говорит очень быстро, много непонятных слов, а в группе всегда очень шумно. Родители же отмечают, что иногда им приходится по нескольку раз окликать ребенка, прежде чем он отзовется и поймет, что от него требуется. Для такого ребенка близкие по звучанию слова могут звучать одинаково (например, хвост —гвоздь —кость —трость). В результате расстраивается контроль за собственной речью, появляется замкнутость, молчаливость.

В связи с психолого-педагогическими особенностями детей и высокой плотностью логопедических занятий часть упражнений переносим на индивидуальные занятия. Так в подгруппах проводим дыхательные, телесные упражнения, динамические упражнения (кинестетические, пространственные), игры на развитие внимания, памяти и других психических функций, релаксацию, а в индивидуальные занятия включаем глазодвигательные, кинезеологические упражнения.

В процессе коррекционной и логопедической работы в нашей группе мы ведем развитие познавательных процессов:

  1. Развитие внимания
  2. Развитие восприятия
  1. Развитие памяти

Рекомендации родителям для домашних занятий

Упражнения и игры на развитие внимания

«Стоп-упражнения». Ребенок свободно двигается под музыку, делает какие-либо упражнения и т.д. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока педагог не предложит ему продолжить. По этому же принципу построены известные упражнения «Море волнуется», «Замри отомри» и др.

 Даются один условный сигнал и два действия (н-р, наклоны и повороты) или  упражнения (н-р, выбор картинок на Ш и С и т.п.). Каждый раз, услышав сигнал, ребенок должен, не останавливаясь, переключаться с первого упражнения (положения, действия) на второе, затем по следующему сигналу  со второго на первое и т.д.

«Хлопки». Дети свободно передвигаются по комнате. На один хлопок им надо присесть на корточки, на два — попрыгать, на три — встать с поднятыми вверх прямыми руками. Также можно использовать игру с тремя хлопками на речевом материале на этапе автоматизации: один хлопок — произнести слово «шапка», два хлопка — слово «мишка», три хлопка — слово «подушка».

Упражнения и игры на развитие восприятия

 «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». Нарисуйте пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, рисуя на обеих сторонах кисти. При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно написание букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.

«Разрезные картинки». Даются два одинаковых изображения: целое (образец) и разрезанное на несколько частей: на две (по горизонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в виде полос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количество фрагментов должно соответствовать актуальным возможностям ребенка. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по конфигурации.

«Громко —тихо». Попросите ребенка произнести гласный звук, слово сначала громко, потом тихо, отрывисто —протяжно, низким голосом — высоким. Затем так же сочетания разных звуков.

Упражнения и игры на развитие памяти

«Почувствуй и запомни позу». Стоящему или сидящему с закрытыми глазами ребенку придается какая-либо поза, затем она «снимается» (усложненный вариант  предлагается последовательно 2  3 позы). Задача  почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной последовательности.

«Магазин». Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 12 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики помогает развивать речь»

Консультация для родителей, дети которых имеют задержку речевого развития....

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "В ИГРЫ ИГРАЕМ- ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ РАЗВИВАЕМ"

В данном буклете описываются  игры, способствующие  развитию     зрительных функций, а также  развитию внимания, памяти, восприятия.   Играя со своим ...

Консультация для родителей "В игры играем - память развиваем"

   Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, слуховую, зрительную, вербальную (с...

Консультация для родителей (игротренинг) "Играем вместе с детьми и развиваем речь"

Создание условий для речевого развития дошкольников в семье. Обучение родителей навыкам правильной организации совместных речевых игр с ребенком....

Консультация для родителей детей от двух до трёх лет "Развиваем речь играя"

Консультация для родителей детей от двух до трёх лет "Развиваем речь играя", с подборкой с пальчиковых и речевых игр ....

Консультация для родителей «В игры играем – память развиваем»

В консультации рассказывается   в какие игры    развивают  память....